29.03.17
Мощная ретроспектива Зинаиды Серебряковой в Третьяковке
Нынешняя ретроспектива — наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место уделено портретным работам Серебряковой — её любимому жанру, и пейзажам...
29.03.17
Родился Поль-Элье Рансон - художник и мистик
29 марта 1864 года во французском городе Лимож в семье мелкого чиновника родился Поль-Элье Рансон, живописец, дизайнер и график, видный представитель неоимпрессионизма, активный член группы «Наби», теософ и мистик...
28.03.17
Раскол в мире искусства: рыночное и выставочное
«Для арт-рынка 2016 год был в целом успешным. Выставки с часовыми очередями, ценовые рекорды на торгах и впечатляющие обороты продаж на ярмарках — искусство востребовано и с эстетической, и с потребительской точки зрения. Важная деталь происходящего в том, что рынок все очевиднее сегментируется...


  • НТВ приглашает в «Русский Портрет» на выставку Николая Блохина (смотреть видео)
    Художник Николай Блохин, преподаватель Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина представляет в «Русском Портрете» свои работы. На персональной выставке мастера, который признан одним из лучших в мире портретистов, отобраны полотна, представляющие все грани таланта Блохина: натюрморты, пейзажи, жанровая живопись...
    11.01.17
  • Николай Блохин в «Русском Портрете». Приглашаем всех!
    Знаменитый петербургский живописец Николай Блохин не нуждается в представлении. В галерее «Русский Портрет» с 06 декабря 2016 г. можно посмотреть его картины, относящиеся к разным жанрам, техникам и периодам творчества…
    06.12.16
  • Приглашаем на персональную выставку Татьяны Уткиной!
    22 августа в галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательной петербургской художницы Татьяны Уткиной. На выставке представлена живопись разных лет, начиная с 1995 года, в жанре пейзажа, портрета, натюрморта...
    24.08.16

Дега и Роден - битва титанов на пути к модернизму

02.03.17

эдгар дега огюст роден

В этом году исполняется 100 лет со дня смерти Эдгара Дега и Огюста Родена: двух гениев, двух бунтарей. На выставке "Дега и Роден - битва титанов на пути к модернизму"в Вуппертале были представлены 250 произведений художников...




«Два аутсайдера, два бунтаря, два гения! В их работах - изящество, движение, человеческое тело, пространство и время", - так характеризуют двух французских художников организаторы выставки "Дега и Роден - битва титанов на пути к модернизму".

"100-летие со дня смерти стало для нас поводом более пристально взглянуть на творчество обоих художников и установить, какими были отношения между ними. Никогда раньше, ни на одной другой выставке не была так отчетливо продемонстрирована конфронтация Дега и Родена", - говорит директор музея и куратор выставки Герхард Финк (Gerhard Finckh).

Что общего у Дега и Родена?

"Мой дорогой Роден", - начинает свое письмо, на котором нет даты, Эдгар Дега. Оно адресовано Огюсту Родену. В Париже конца XIX века их пути часто пересекались. Например, по рассказам современников, известно, что художники много раз встречались за ужином в доме Клода Моне. Но письмо Дега - единственный документ, который является доказательством его знакомства с Роденом.

При этом у Дега и Родена было много общего: они восхищались женщинами, увлекались фотографией и любили скачки, жили и творили на рубеже XIX - XX веков во Франции, умерли в один год.

Аристократ Дега, который к концу жизни практически ослеп, умер в бедности и почти в полном одиночестве. Банк, которым владели предки Дега, доставшийся ему в наследство, обанкротился. Художник после смерти отца был вынужден выплачивать долги и обеспечивать свое существование продажей картин. Из-за своих политических взглядов Дега потерял и большинство своих друзей.

Огюст Роден, родившийся в Париже в бедной семье, учился в интернате, которым руководил его дядя и начал свою карьеру штукатуром. Впереди у него было множество персональных выставок, благополучие и всемирная известность. Заказчики выстраивались к Родену в очередь. Многие из своих работ он делал по госзаказу и дарил своей любимой Франции. В последние дни своей жизни, почти ослепший, как и Дега, Роден наслаждался славой и почетом.

На пути к модернизму

Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей - художники, с чьими именами неразрывно связана история импрессионизма. А вот творчество Дега и Родена, особенно скульптуры, крайне редко связывают с этим направлением в искусстве. Хотя два мастера стали первыми скульпторами-импрессионистами, стоявшими у истоков модернизма в европейском изобразительном искусстве.

"На пути к модернизму Дега и Роден бросали за борт общепринятые правила и нормы, нарушали границы. Два мастера, непонятые в самом начале и получившие впоследствии признание и славу. Без них не было бы модернизма", - говорит куратор выставки Герхард Финк.

Первой работой, ставшей, по оценке искусствоведов, началом импрессионизма в скульптуре, является работа Родена под названием "Человек со сломанным носом". Моделью послужил рабочий с парижского рынка лошадей, который был известен в художественных кругах как дешевый натурщик.

Когда в 1864 году Роден впервые представил его гипсовое изображение в одном из парижских салонов, публика и жюри ее отвергли. Их напугало физическое несовершенство модели, а также несвойственное тому времени полное соответствие изображения реальности.

"Натурализм", "реалистичность", "чудовищное изображение", - так отзывались об этой работе критики. Но это был первый шаг на пути к новой манере изображения в скульптуре.

Скандалы

Роден впервые представил публике гипсовое изображение обнаженного раненого солдата под названием "Побежденный" в 1877 году, и было это в Бельгии. А годом позже Роден отправил скульптуру в один из парижских салонов, изменив смысл работы - убрав копье и поменяв название так, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека.

Родена обвинили в том, что он просто выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Но художник получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, уже отлитая в бронзе, вновь была продемонстрирована взыскательной парижской публике и приобретена государством. Роден был окончательно реабилитирован и получил ряд крупных заказов.

По-другому сложились взаимоотношения с парижской публикой у Эдгара Дега. Он, окончивший Академию художеств в Париже, ранее уже выставлявший свои работы в парижских салонах, представил на знаменитой выставке импрессионистов, проходившей в доме номер 35 на бульваре Капуцинок, свою "Маленькую 14-летнюю танцовщицу".

Восковое изображение в настоящей пачке, шелковых пуантах и в парике из натуральных волос вызвало грандиозный скандал. Критики обвинили Дега в том, что он представил лишь "слепок" тела натурщицы.

Масла в огонь подлили и две другие работы Дега: портреты двух известных преступников того времени, выполненные в технике пастель. Многие заподозрили Дега в том, что его танцовщица - это изображение будущей проститутки. Статую сочли чудовищной и отвратительной. Дега обвинили в отсутствии эстетического вкуса.

Нелюдимый Дега, не имевший семьи, стал объектом слухов и сплетен. Он больше никогда не показывал публике свои скульптурные работы. Лишь после смерти художника скульптуры, находившиеся в его ателье, были представлены широкой аудитории.

(Не)видимые параллели

Такие разные по темпераменту, происхождению, уровню образования, в своем творчестве Дега и Роден были похожи. Вначале их вдохновляло греческое античное искусство и итальянский Ренессанс, затем они восхищались фотографией, которая открывала новые возможности в искусстве, потом их объединял интерес к людям из низших социальных слоев, которых они видели в роли своих моделей.

Изображая прачек, гладильщиц, танцовщиц, чернорабочих, Дега и Роден положили начало новому направлению в изобразительном искусстве.

Кроме того, их интересовало движение: танцующие девушки, бегущие лошади. Были похожи и художественные взгляды Дега и Родена на обнаженное женское тело: его они изображали вне мифологического контекста - естественным, живым и желанным.

Но если Дега выстраивал дистанцию между моделью и зрителем, словно пытаясь защитить ее от любопытных взглядов с помощью различных объектов, то Роден изображал тело, нисколько не приукрашенное и ничем не защищенное, на котором сфокусировано все внимание». - DW







Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017. "Русский портрет"  Все права защищены.