17.06.18
Израильский образовательный центр подверг цензуре Леонардо да Винчи
Образовательный центр в израильском городе Раанане решил повергнуть цензуре знаменитую работу Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», прикрыв гениталии изображенного там мужчины «фиговым листом» из ткани...
17.06.18
История Русского Портрета
Написать портрет на заказ по фото или с натуры в наши дни несложно, достаточно обратиться в художественный салон «Русский Портрет», где Вам будет предложен большой выбор художников-портретистов, причем, каждый из живописцев прекрасно справится с поставленной задачей. А как обстояли дела раньше?
16.06.18
Искусство , секс, наркотики. Что приятнее?..
В последние дни на страницах научных журналов, в социальных сетях, на телевидении исследователи ломают копья, чтобы определиться в одном, весьма животрепещущем вопросе: отличается ли наслаждение, получаемое от искусства, от наслаждения, получаемого от сладостей, секса или наркотиков...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

Родился «лесной Царь» Иван Шишкин

25.01.18

Иван Шишкин  (1832—1898)

25 января исполняется 186 лет со дня рождения Ивана Шишкина, одного из самых известных и любимых русских художников. «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Опушка леса», «Лесные дали», «Дубовая роща» — каждый образованный человек с детства знает эти картины. Не всем, однако, известно, каким человеком был этот живописец и как работал над своими пейзажами...





«Главное «разочарование»

Иван Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. Его отцом был небогатый купец Иван Васильевич Шишкин, который планировал научить сына своему ремеслу. Однако все попытки сделать из юноши торговца закончились неудачей: арифметика и грамота будущему художнику давались с трудом, а из гимназии его выгнали уже после 4 курса. Вместо учёбы Шишкин предпочитал часами бродить по лесу, восхищаясь его красотой: уже во время этих прогулок он делал этюды.

В семье будущей знаменитости к его занятиям живописью относились, мягко говоря, неблагосклонно. Строгая мать была убеждена, что художник — это не профессия. «Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — не раз в сердцах восклицала Дарья Романовна.


Несмотря ни на что упрямый мальчишка сумел убедить окружающих в своём намерении стать живописцем. Хотя особенных успехов от него никто не ждал, он без труда поступил в Московское училище живописи, а после его окончания в петербургскую Императорскую художественную Академию, где был признан одним из самых талантливых учеников.

Первые встречи с Шишкиным у окружающих обычно вызывали смешанные чувства. Он казался угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище художника за глаза даже называли монахом. И только в компании друзей он раскрывался совсем с другой стороны. О собраниях членов Артели художников Илья Репин писал так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью».

Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. «Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого „вдохновения"... Вдохновение — это сама работа!» — говорил художник. Образцом трудолюбия он считал французского писателя Эмиля Золя, который ежедневно писал в определённые часы определённое количество страниц. К этому же стремился и сам Шишкин. Каждый день он возвращался к работе в одно и то же время и работал без устали, иногда простаивая у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывая даже о еде.

Современники прозвали Шишкина «лесной царь»: он как никто другой умел и любил рисовать лес. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров. Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома.

Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Однажды Шишкин признался жене, что смог приручить волчицу, возле логова которой работал целое лето: он научил животное брать еду с руки.

До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Одни утверждают, что иногда вместе со знаменитым пейзажистом над картиной трудились крестьяне, которые при необходимости спиливали деревья, мешавшие идеальному пейзажу. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости.

Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов.

Строгий учитель

«Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось. И вам советую полюбить одно. Только тогда будете с успехом совершенствовать любимое. Разбрасываться никак нельзя», — будучи известным живописцем, советовал молодым художникам Шишкин.

Автору «Лесных далей» в излюбленной теме не было равных: в этом не сомневались ни 100 лет назад, ни сейчас. Но всем хорошо известно, что «лесной царь» в своих работах практически не изображал животных и людей. Одни исследователи считают, что делать этого он не любил, другие — что не умел. Даже для одной из самых знаменитых картин Шишкина — «Утро в сосновом лесу» — медведей нарисовал друг мастера, художник Константин Савицкий (первоначально картина выставлялась с подписями двух авторов).

Среди картин Шишкина редко можно встретить и зимний пейзаж: художник работал с натуры, а рисовать на холоде было непросто. Своих учеников Шишкин всегда учил, что «главное дело пейзажиста не зимой, а летом». В холодное же время года он заставлял своих подопечных делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр.

Кстати, ученики страшно боялись мастера, потому что он жестоко критиковал их за ошибки. Во время работы Шишкин по очереди подходил смотреть их этюды и делал свои замечания. Знаменитый художник и ученик Шишкина Андрей Шильдер вспоминал, как во время «летних работ», издали завидев фигуру своего учителя, направляющегося в его сторону, обычно не мог справиться с волнением и, оставляя этюд, буквально уползал в кусты.

Скромный гений

Шишкин был строг не только к своим ученикам. Современники отмечали, что великий пейзажист отличался необычайной самокритикой. Когда он заканчивал работу над картинами, всегда начинал переживать, что на выставке они окажутся хуже всех. Однако всякий раз история заканчивалась тем, что ещё до официального открытия экспозиции кто-нибудь приобретал его работы.

Даже в последний год жизни накануне очередной выставки Шишкин волновался не меньше, чем в те дни, когда был лишь начинающим художником. Он поочерёдно приглашал знакомых посмотреть на его работы и высказать своё мнение, которое у всех было одинаковым. Более того, Шишкин долго не верил, что его картину «Корабельная роща» хотят приобрести для музея Александра III, а, когда получил извещение о покупке, начал печалиться об участи других полотен: «Наверное, не продадутся, кто их купит!»

К сожалению, эта выставка ещё не успела закончиться, когда в газете «Неделя» появилась статья журналиста Дмитрия Успенского: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после её открытия скончался на 67 году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности — волостной старшина, на самом деле — тончайший художник».

Шишкин скончался 20 марта 1898 года с углём в руках, начиная на белом холсте большую новую картину». -  АиФ









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.