29.03.17
Мощная ретроспектива Зинаиды Серебряковой в Третьяковке
Нынешняя ретроспектива — наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место уделено портретным работам Серебряковой — её любимому жанру, и пейзажам...
29.03.17
Родился Поль-Элье Рансон - художник и мистик
29 марта 1864 года во французском городе Лимож в семье мелкого чиновника родился Поль-Элье Рансон, живописец, дизайнер и график, видный представитель неоимпрессионизма, активный член группы «Наби», теософ и мистик...
28.03.17
Раскол в мире искусства: рыночное и выставочное
«Для арт-рынка 2016 год был в целом успешным. Выставки с часовыми очередями, ценовые рекорды на торгах и впечатляющие обороты продаж на ярмарках — искусство востребовано и с эстетической, и с потребительской точки зрения. Важная деталь происходящего в том, что рынок все очевиднее сегментируется...


  • НТВ приглашает в «Русский Портрет» на выставку Николая Блохина (смотреть видео)
    Художник Николай Блохин, преподаватель Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина представляет в «Русском Портрете» свои работы. На персональной выставке мастера, который признан одним из лучших в мире портретистов, отобраны полотна, представляющие все грани таланта Блохина: натюрморты, пейзажи, жанровая живопись...
    11.01.17
  • Николай Блохин в «Русском Портрете». Приглашаем всех!
    Знаменитый петербургский живописец Николай Блохин не нуждается в представлении. В галерее «Русский Портрет» с 06 декабря 2016 г. можно посмотреть его картины, относящиеся к разным жанрам, техникам и периодам творчества…
    06.12.16
  • Приглашаем на персональную выставку Татьяны Уткиной!
    22 августа в галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательной петербургской художницы Татьяны Уткиной. На выставке представлена живопись разных лет, начиная с 1995 года, в жанре пейзажа, портрета, натюрморта...
    24.08.16

185 лет назад родился «лесной Царь» Иван Шишкин

25.01.17

Иван Шишкин  (1832—1898)

25 января исполняется 185 лет со дня рождения Ивана Шишкина, одного из самых известных и любимых русских художников. «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Опушка леса», «Лесные дали», «Дубовая роща» — каждый образованный человек с детства знает эти картины. Не всем, однако, известно, каким человеком был этот русский живописец и как работал над своими пейзажами...





«Главное «разочарование»

Иван Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. Его отцом был небогатый купец Иван Васильевич Шишкин, который планировал научить сына своему ремеслу. Однако все попытки сделать из юноши торговца закончились неудачей: арифметика и грамота будущему художнику давались с трудом, а из гимназии его выгнали уже после 4 курса. Вместо учёбы Шишкин предпочитал часами бродить по лесу, восхищаясь его красотой: уже во время этих прогулок он делал этюды.

В семье будущей знаменитости к его занятиям живописью относились, мягко говоря, неблагосклонно. Строгая мать была убеждена, что художник — это не профессия. «Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — не раз в сердцах восклицала Дарья Романовна.

Несмотря ни на что упрямый мальчишка сумел убедить окружающих в своём намерении стать живописцем. Хотя особенных успехов от него никто не ждал, он без труда поступил в Московское училище живописи, а после его окончания в петербургскую Императорскую художественную Академию, где был признан одним из самых талантливых учеников.

Первые встречи с Шишкиным у окружающих обычно вызывали смешанные чувства. Он казался угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище художника за глаза даже называли монахом. И только в компании друзей он раскрывался совсем с другой стороны. О собраниях членов Артели художников Илья Репин писал так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью».

Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. «Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого „вдохновения"... Вдохновение — это сама работа!» — говорил художник. Образцом трудолюбия он считал французского писателя Эмиля Золя, который ежедневно писал в определённые часы определённое количество страниц. К этому же стремился и сам Шишкин. Каждый день он возвращался к работе в одно и то же время и работал без устали, иногда простаивая у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывая даже о еде.

Современники прозвали Шишкина «лесной царь»: он как никто другой умел и любил рисовать лес. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров. Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома.

Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. Однажды Шишкин признался жене, что смог приручить волчицу, возле логова которой работал целое лето: он научил животное брать еду с руки.

До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Одни утверждают, что иногда вместе со знаменитым пейзажистом над картиной трудились крестьяне, которые при необходимости спиливали деревья, мешавшие идеальному пейзажу. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости.

Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов.

Строгий учитель

«Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось. И вам советую полюбить одно. Только тогда будете с успехом совершенствовать любимое. Разбрасываться никак нельзя», — будучи известным живописцем, советовал молодым художникам Шишкин.

Автору «Лесных далей» в излюбленной теме не было равных: в этом не сомневались ни 100 лет назад, ни сейчас. Но всем хорошо известно, что «лесной царь» в своих работах практически не изображал животных и людей. Одни исследователи считают, что делать этого он не любил, другие — что не умел. Даже для одной из самых знаменитых картин Шишкина — «Утро в сосновом лесу» — медведей нарисовал друг мастера, художник Константин Савицкий (первоначально картина выставлялась с подписями двух авторов).

Среди картин Шишкина редко можно встретить и зимний пейзаж: художник работал с натуры, а рисовать на холоде было непросто. Своих учеников Шишкин всегда учил, что «главное дело пейзажиста не зимой, а летом». В холодное же время года он заставлял своих подопечных делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр.

Кстати, ученики страшно боялись мастера, потому что он жестоко критиковал их за ошибки. Во время работы Шишкин по очереди подходил смотреть их этюды и делал свои замечания. Знаменитый художник и ученик Шишкина Андрей Шильдер вспоминал, как во время «летних работ», издали завидев фигуру своего учителя, направляющегося в его сторону, обычно не мог справиться с волнением и, оставляя этюд, буквально уползал в кусты.

Скромный гений

Шишкин был строг не только к своим ученикам. Современники отмечали, что великий пейзажист отличался необычайной самокритикой. Когда он заканчивал работу над картинами, всегда начинал переживать, что на выставке они окажутся хуже всех. Однако всякий раз история заканчивалась тем, что ещё до официального открытия экспозиции кто-нибудь приобретал его работы.

Даже в последний год жизни накануне очередной выставки Шишкин волновался не меньше, чем в те дни, когда был лишь начинающим художником. Он поочерёдно приглашал знакомых посмотреть на его работы и высказать своё мнение, которое у всех было одинаковым. Более того, Шишкин долго не верил, что его картину «Корабельная роща» хотят приобрести для музея Александра III, а, когда получил извещение о покупке, начал печалиться об участи других полотен: «Наверное, не продадутся, кто их купит!»

К сожалению, эта выставка ещё не успела закончиться, когда в газете «Неделя» появилась статья журналиста Дмитрия Успенского: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после её открытия скончался на 67 году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности — волостной старшина, на самом деле — тончайший художник».

Шишкин скончался 20 марта 1898 года с углём в руках, начиная на белом холсте большую новую картину». -  АиФ







Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017. "Русский портрет"  Все права защищены.