28.03.17
Раскол в мире искусства: рыночное и выставочное
«Для арт-рынка 2016 год был в целом успешным. Выставки с часовыми очередями, ценовые рекорды на торгах и впечатляющие обороты продаж на ярмарках — искусство востребовано и с эстетической, и с потребительской точки зрения. Важная деталь происходящего в том, что рынок все очевиднее сегментируется...
27.03.17
Брендинг и мерчандайзинг от Зельфиры Трегуловой
Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала читателям «The Art Newspaper Russia» о героических усилиях, которые предпринимает Музей для повышения посещаемости залов на Крымском Валу...
26.03.17
Родилась Мэри Бил - первая профессиональная художница Британии
26 марта 1633 года в британской деревне Барроу, Суффолк, родилась Мэри Бил, урожденная Крэдок, ставшая одной из самых успешных женщин-портретистов эпохи барокко конца XVII века. Мэри Бил считается едва ли не первой художницей, превратившей написание портретов в доходный бизнес...


  • НТВ приглашает в «Русский Портрет» на выставку Николая Блохина (смотреть видео)
    Художник Николай Блохин, преподаватель Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина представляет в «Русском Портрете» свои работы. На персональной выставке мастера, который признан одним из лучших в мире портретистов, отобраны полотна, представляющие все грани таланта Блохина: натюрморты, пейзажи, жанровая живопись...
    11.01.17
  • Николай Блохин в «Русском Портрете». Приглашаем всех!
    Знаменитый петербургский живописец Николай Блохин не нуждается в представлении. В галерее «Русский Портрет» с 06 декабря 2016 г. можно посмотреть его картины, относящиеся к разным жанрам, техникам и периодам творчества…
    06.12.16
  • Приглашаем на персональную выставку Татьяны Уткиной!
    22 августа в галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательной петербургской художницы Татьяны Уткиной. На выставке представлена живопись разных лет, начиная с 1995 года, в жанре пейзажа, портрета, натюрморта...
    24.08.16

Инвестиции в вечность: во что обходились Папам шедевры ватиканской Пинакотеки

28.01.17

инвестиции в искусство пинакотека ватикана

В Третьяковской галерее до 19 февраля — выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» — 42 работы самых известных живописцев Италии XII-XVIII веков. Forbes посчитал, во сколько коллекция обошлась Папам и что стоило привезти выставку в Москву...





«Идея обменных выставок между ватиканскими музеями и Третьяковской галереей возникла в верхах: на встрече президента Путина с Папой Франциском. А затем уже подключились Министерство культуры РФ и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Музеи Ватикана занимают в мировом рейтинге посещаемости, составленным The Artnewspaper, четвертую строчку, идут ноздря в ноздрю с такими гигантами мировых столиц как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Римские Папы были щедрыми заказчиками и отлично разбирались в искусстве. Отборное собрание шедевров кормит Ватикан: в 2006 году, например, музейная прибыль составила $65 млн.

Сколько стоят гастроли исторической живописи

Не считая расходов на подготовку выставки и подготовку картин, первой серьезной статьей трат считает транспортировка картин. Хотя Третьяковская галерея не называет цифры, они известны: по оценкам специалистов, перевезти работы для выставки уровня Roma Aeterna обходится в €200-400 тыс. Картины специально упаковывают, заказывают спецтранспорт и охрану на всем пути следования. Часто для каждой картины нанимают отдельного курьера-сопровождающего.

На дальние расстояния ценную живопись перевозят по воздуху. Самолетов, приспособленных к перевозке крупногабаритных произведений, в мире всего несколько штук, их можно пересчитать по пальцам. Каждая картина должна быть размещена так, чтобы избежать контакта с поверхностью и любым другим грузом, чтобы соблюдалась определенная влажность и температурный режим. По сути музеи платят за воздух, за то свободное место вокруг картин.

Перед поездкой все произведения обязательно страхуют. Страховой взнос зависит от степени риска проекте, в том числе: путь картин (чем дольше дорога, тем выше риск), количество пресадок-перегрузок с одного транспорта на другой, квалификация фирмы-перевозчика, профессионализм персонала, серьезность охраны, качество упаковки.

Страховая премия на крупных музейных проектах составляет сотни тысяч евро. А страховая сумма, которая рассчитывается с учетом стоимости картин  — десятки и сотни миллионов еров.

Сколько тратили Папы на коллекцию

Как подсчитать расходы Ватикана времен эпохи Возрождения на оплату художникам? До 1861 года в Италии не существовало единой валюты. В архивах и мемуарах говорится о выплатах мастерам во флоринах, дукатах и скудо (скуди во множественном числе). Собственная золотая монета Флоренции, флорин, ходившая с 1252 года, весила около 3,5 грамма.

В 1284 году Венеция выпустила дукат (с XVI века — цехин). Со временем дукат стал универсальной европейской высокопробной золотой монетой весом около 3,5 г. Скудо (по-итальянски «щит», с изображением гербового щита на реверсе) — аналог французских золотых монет экю. Впервые появившись в XIII веке, монета имела вес 4 грамма, но к XV веку сравнялась с флорином и дукатом, стала весить те же 3,5 г.

Какими ценовыми категориями оперировали в XV веке? Например, семья из четырех человек тратила на рыбу, мясо, хлеб, оливковое масло, вино, овощи и фрукты 30 флоринов в год. Верхняя одежда стоила 4-7 флоринов (но за роскошный кафтан, шитый золотом, портной просил 100 флоринов). Аренда дома прадеду Рафаэля Санти обходилась в год в 13 флоринов.

Художники тогда стремились получать не за отдельные заказы, а стать придворными мастерами на полном содержании с годовыми выплатами. Например, Лоренцо Гиберти получал 200 флоринов в год, Андреа Мантенья у герцогов Гонзаго — 600 (мастерская, личные апартаменты и подарки в качестве бонусов), Леонардо да Винчи во время работы в Милане — 2000 флоринов.

2000 флоринов Да Винчи — это 7 кг золота: 3,5 гр (1 флорин) умноженные на 2000 флоринов. По современному курсу покупки золота за грамм ( 2587 руб/г) — 18 109 000 руб. В общем, и задолго до появления Christie's и Sothebiy's первоклассная живопись стоила немалых денег, а художники знали себе цену. Сейчас эти цены возросли в разы.

Коротко и наглядно: как выросли цены на папские заказы за 500-600 лет



Мелоццо да Форли (1438 — 1494)

Тогда: Умбрийский мастер Мелоццо да Форли, которого часто именовали pictor papalis, то есть придворный художник Папы римского, создал композицию «Вознесение Христа» с Иисусом в окружении музицирующих ангелов для церкви Святых Апостолов. Заказчиком выступил кардинал Пьетро Риарио или Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II (понтифик с 1503 по 1513).  В XVIII веке композиция была уничтожена, уцелели 15 фрагментов (три из них сейчас показывают в Москве).

К XV веку расценки расценки при папском дворе устоялись: большие фресковые циклы шли за 1000 флоринов, среднего размера фреска оценивалась в 30 флоринов, а за изображение кондотьера Джованни Акуто художнику Паоло Уччелло заплатили 15 флоринов. Стоимость работ устанавливалась заказчиком, который отчаянно торговался , не желая признавать именитость и цены художника.

За фрески в Сикстинской капелле Папа Сикст IV выдал Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино по 250 дукатов каждому. А да Форли, вероятно, получил за роспись с ангелами около 200 флоринов, то есть по нынешнему курсу около £7000.

Сегодня: Мелоццо да Форли на арт-рынке не встречается. Можно представить какой фурор вызовет появление оригинала, если копию XVIII века ушла на аукционе Bonham's за £562.

Рафаэль Санти (1483 — 1520)

Тогда: Еще при жизни удостоившийся эпитета divino, божественный, Рафаэль умел считать деньги. Будучи официальным художником папского двора с 1508 года, он пользовался расположением и у Юлия II, и у сменившего его папы Льва X. Ходили легенды, что за рисунки Рафаэля платят столько золотых монет, сколько помещается на листе.

Если доверять письмам художника, так оно и было. Рафаэль сообщал своему дяде Симоне Чиарла следующее: «У меня есть состояние в 3 000 дукатов и доход в 50 скуди. 3 000 золотых дукатов мне назначил папа ежегодно и пожизненно за наблюдение за постройкой собора Св. Петра.

За работы живописью мне платят столько, сколько я требую. За фрески для одной комнаты, заказанные опять-таки Львом, я получу 1200 дукатов. Итак, милый дядя, — вы можете мною гордиться — вы, и все мои родные, и родина».

Сегодня: Портрет Лоренцо Медичи, герцога Урбинского (1492-1519) работы Рафаэля продан на Christie’s за £18,5 млн при оценке £10-15 млн.

Картина «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507 годы) до 2004 года находилась в частном собрании герцога Нортумберлендского. Национальная галерея в Лондоне сумела договориться о прямой покупке Рафаэля за £35 млн (£22 млн пожертвований собрал сам музей, остальное добавили спонсоры).

Рекордная цена за работу Рафаэля на открытом аукционе была установлена в 2012 году на аукционе Sotheby’s, когда нарисованная углем «Голова апостола» ушла за £29,7 млн.

В 2009 года на Christie’s продали рисунок Рафаэля «Голова музы» за £29,2 млн.

Караваджо (1573 — 1610).

Тогда: Именем Караваджо названо направление в искусстве барокко, но свою прижизненную славу художник получил прежде всего как знатный дебошир. Драки с цыганами и коллегами по цеху, ссоры с кредиторами, оскорбления стражей порядка и криминальный финал —  непреднамеренное убийство.

Скитаясь с места на место, Караваджо успевал продуктивно работать, а за картины брал приличные деньги. «Ужин в Эммаусе» (1601 год) обошелся римскому аристократу и банкиру Чириако Маттеи в 150 крон (или 370 дукатов, по нынешнему курсу около $14 248). Позднее картина находилась в коллекции кардинала Сципиона Боргезе.

На выставке в Третьяковской галерее показывают «Положение во гроб» (1603-04), написанное для капеллы Виттриче в церкви Санта Мария ин Валличелла. В 1600-е годы Караваджо запросил за свои услуги в 470 дукатов, по нынешнему курсу $20 210, (столько же он получил за «Семь дел Милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордия).

В письме художника Поурбуса герцогу Мантуанскому от 15 сентября 1607 г. есть такие цифры: «Я видел здесь две прекраснейшие картины Микеланджело да Караваджо. Одна — это «Розарио» (Четки), и она выполнена как алтарная картина…за нее спрашивают не меньше, чем 400 дукатов. Другая картина средних размеров с полуфигурами «Юдифь и Олоферн». Они хотят продать ее не меньше, чем за 300 дукатов…»

По документам 1600-х годов финансовые дела Караваджо шли хорошо и художник завел счет в одном из неаполитанских банков.

Сейчас:  Караваджо — редкий гость торгов «Старые мастера». Онлайн-журнал theartwolf.com подсчитал, что стоимость многофигурной композиции подобной «Положению во гроб», а именно «Обращение святого Павла» и «Призвание апостола Матфея» может составлять не менее $150 млн.

Гвидо Рени (1575 — 1642)

Тогда: К началу XVII века такие художники, как Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино утвердили тарифный план на картины: за изображение фигуры в полный рост они просили 100 скудо, за поясное изображение — 50, за головы — по 25 скудо. Благодаря такой системе можно определить стоимость картины с двумя полуфигурами святого и ангела —70-80 скудо, по нынешнему курсу около $341.

Сейчас: В январе 2015 года Sotheby’s две картины Гвидо Рени «Се человек» и «Спаситель мира» ушли за $269 000 и $317 000 соответственно.

Никола Пуссен (1594 — 1665)

Тогда: В 1628 году Никола Пуссен через Кассьяно дель Поццо, секретаря кардинала Франческо Барберини получил заказ на алтарный образ «Мученичество святого Эразма» для капеллы в соборе Святого Петра. С работой художник справился за год и получил 400 скуди, то есть около $17 200 по нынешнему курсу.

«Мученичество святого Эразма» оставалось в соборе до XVIII века, потом его перенесли в Палаццо дель Квиринале. В ходе наполеоновских конфискаций картину вывезли в Париж, и в Рим она вернулась только в 1816 году. При папе Пие VII ее включили в состав коллекции Ватикана.

Сейчас: В 2011 году картину Пуссена «Рукоположение» продали Музею Кимбелла в Техасе за $24,3 млн. В 2012 году Кембриджский Музей Фитцуильяма и британский Art Fund  в рамках программы «Шедевр нации» собрал £3,9 млн ($5 млн) необходимые для приобретения картины Пуссена «Соборование больного» (1638 -1640)». - Forbes








Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017. "Русский портрет"  Все права защищены.