17.06.18
Израильский образовательный центр подверг цензуре Леонардо да Винчи
Образовательный центр в израильском городе Раанане решил повергнуть цензуре знаменитую работу Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», прикрыв гениталии изображенного там мужчины «фиговым листом» из ткани...
17.06.18
История Русского Портрета
Написать портрет на заказ по фото или с натуры в наши дни несложно, достаточно обратиться в художественный салон «Русский Портрет», где Вам будет предложен большой выбор художников-портретистов, причем, каждый из живописцев прекрасно справится с поставленной задачей. А как обстояли дела раньше?
16.06.18
Искусство , секс, наркотики. Что приятнее?..
В последние дни на страницах научных журналов, в социальных сетях, на телевидении исследователи ломают копья, чтобы определиться в одном, весьма животрепещущем вопросе: отличается ли наслаждение, получаемое от искусства, от наслаждения, получаемого от сладостей, секса или наркотиков...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

Под звездой Авангарда - в кибермиры! Интервью с Ольгой Свибловой

22.01.17

русский авангард родченко эйзенштейн свиблова мамм

Московский Мультимедиа Арт Музей отметил 20-летие. Сейчас зрители могут увидеть одну из самых значительных экспозиций  - три этажа МАММ заняты выставкой Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», три других заняты «Опытами для будущего» Родченко. «Известия» побеседовали с бессменным руководителем музея Ольгой Свибловой об актуальности русского авангарда...





«— Почему вы решили отпраздновать юбилей музея именно выставкой Эйзенштейна?

— Сейчас весь мир в кризисе. Нам надо думать о новой точке отсчета, новом векторе движения, новом способе организации нашей цивилизации. Нужен новый взгляд на реальность. Сергей Эйзенштейн и Александр Родченко в начале века двадцатого осуществили революцию взгляда. Глаз — это вынесенный вовне мозг.

Мы видим то, что знаем, знаем то, что видим. Своим творчеством эти художники показали, что всегда надо искать новую точку зрения. Замечательно, что наша страна проголосовала за стабильность. Это то, что нужно любому человеку, каждому из нас. Но без движения стабильность превращается в стагнацию. Русские авангардисты задавали вектор движения.

— Именно авангардисты, а не классическое искусство более ранних эпох?

— Да, потому что они поставили глобальный вопрос: что такое искусство? И он более серьезен, чем классические проблемы в искусстве, например споры о реализме или абстракции в живописи. Можно любоваться шедеврами Раннего Возрождения и восхищаться работами «Мира искусства», но сейчас скорость изменения цивилизации уже другая.

— Вы продлили работу выставки Родченко, и теперь она соседствует с экспозицией Эйзенштейна. Что, на ваш взгляд, их объединяет, помимо эпохи и принадлежности к русскому авангарду?

— Они оба изменили восприятие мира вокруг нас. Родченко утверждал, что нельзя снимать на уровне глаз, так как это привычная, банальная точка зрения. Он предлагал всегда искать неожиданную перспективу. Это ведь относится не только к композиционной структуре произведения искусства. Это жизненный принцип: мы должны научиться менять точку зрения, смотреть на жизнь под другим, новым углом.

Мы выбрали для выставки Эйзенштейна название «Монтаж аттракционов», взятое из его знаменитой статьи 1923 года, потому что для нас было важно, как Эйзенштейн ставит вопрос о воздействии искусства на зрителя.

Восприятие искусства Сергей Михайлович изучал в течение всей своей жизни. И определяя в этой статье аттракцион как важнейший элемент воздействия на психику зрителя, он ссылается на «визуальные заготовки» Гросса и Родченко.

Говоря о роли искусства в современной жизни, мы не можем не думать о вопросах, поставленных в начале XX века этими художниками, поскольку «информационный шум» с каждым днем усиливается. Художнику, куратору важно пробиться к сознанию каждого зрителя.

— На выставке Эйзенштейна немало комических зарисовок режиссера. Они тоже имеют для вас концептуальную значимость?

— Любовь к клоунаде, цирку объединяет огромное количество великих художников, в том числе Эйзенштейна и Родченко. Кстати, оба очень серьезно занимались темой цирка. Психологические механизмы игры и творчества идентичны.

Клоун, буффон бесконечно глубоко чувствуют и осознают трагедию жизни, но умеют смеяться над собой и позволяют себе говорить правду. Поэтому для меня было важно показать, как Эйзенштейн умел дурачиться и смеяться.

— Насколько эстетика русского авангарда первой половины XX века актуальна сегодня?


— В современном мире влияние русского авангарда видно на каждом шагу. В архитектуре, в дизайне, в облике всей окружающей нас действительности. Эстетика авангарда стала ведущим языком современной визуальной культуры. Например, в любой художественной, кинематографической школе в мире и России образование начинается с творчества Родченко, Эйзенштейна, Малевича, Мельникова и других великих русских авангардистов.

— Поймет ли Эйзенштейна зритель будущего?

— Я не знаю, что будет с новым поколением детей, которые с раннего детства живут с гаджетами. У них сформируется совершенно иная психология. И нам придется как-то договариваться с ними. Это придет прямо завтра. Мы на пороге новых цивилизационных изменений, культурологического сдвига. Возможно, именно идеи монтажа аттракционов Эйзенштейна окажутся эффективны, чтобы удержать их калейдоскопическое видение.

— Есть ли в сегодняшней непростой жизни место для искусства?

— Людям всегда казалось, что время, в котором они живут, самое ужасное. Вспомним античных философов или Шекспира. Цивилизация меняется, а человеческая психология пока остается той же самой. Страсти, любовь и ненависть, отчаяние и надежда, зависть и восхищение — мы, обладатели Wi-Fi, переживаем так же, как люди Средневековья.

Формы искусства меняются, но оно было и остается базисной потребностью человечества. А в кризисные времена потребность в искусстве даже больше. Мы понимаем, что сегодня проходим очередной кризис, но музеи, концертные залы, театры заполнены до предела. А очереди на выставки становятся частью существования культуры. Значит, искусство кому-то нужно.

— Какой итог работы музея вы бы подвели? Куда МАММ двинется дальше?

— Мы сделали около 2 тыс. выставок за 20 лет. Это и есть итог. А в будущем мы займемся искусством, связанным с новыми технологиями, интернет-артом, творчеством машин, которые сегодня уже работают в интуитивной логике. Это совсем близко к человеческому сознанию.

— Вы имеете в виду искусственный интеллект?

— Конечно. Необходимо понять: каким он будет? Он нас съест, мы погибнем как цивилизация? Или, наоборот, приобретем какую-то невероятную силу? Это же вопросы актуальные, от них нельзя отмахиваться. Да, живопись, холст, масло никуда не исчезнут... Но жизнь идет вперед.

Если мы не будем опережать время, то окажемся в последнем вагоне поезда и, скорее всего, на запасных путях. Илья Кабаков писал: «В будущее возьмут не всех». Именно будущее — самое интересное. А современное искусство дает возможность в него заглянуть». Источник: «Известия»










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.