24.02.18
Как рисовали неандертальцы
Древние наскальные изображения животных в испанских пещерах Ла-Пасьега, Мальтравьесо и Ардалес до сего времени атрибутировались современным (в антропологическом смысле) людям. Последние же исследования показали, что эти рисунки были сделаны, по-видимому, неандертальцами...
23.02.18
Казимир Малевич - чертёжник навсегда!
23 февраля 1879 в Киеве, Российская Империя, родился Казимир Малевич. За свои 56 лет Малевич успел побывать чертёжником и народным комиссаром, изобрести новое направление в искусстве, отказаться от него, а главное - создать одну из самых скандальных картин в истории живописи...
22.02.18
Карл Отто Гёц - пионер германского информализма
22 февраля 1914 в Ахене родился Карл Отто Гёц, художник-абстракционист и один из создателей германского направления информализма. Особенности метода и философия искусства Гёца стали главным импульсом для следующих поколений художников, особенно для его знаменитых учеников Зигмара Польке и Герхарда Рихтера...


  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18
  • Олег Лебедев. «Картины разных лет, 1965 - 2015», онлайн-выставка
    Приглашаем на online-ретроспективу замечательного санкт-петербургского живописца Олега Владимировича Лебедева (1950 - 2016). В экспозиции, позволяющей проследить за творческим становлением художника, собрано около семидесяти работ, относящихся к разным периодам жизни мастера...
    25.01.18
  • Завихрились небеса в «Русском Портрете»...
    Приглашаем всех на персональную выставку солнечного петербургского художника Анатолия Рыбкина «За калиткой небеса завихрились». Выставка проходит по адресу: улица Рылеева, 16, галерея «Русский Портрет». Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31. С 11:00 до 20:00, кроме ПН...
    21.11.17

Об игривости, непристойности и колористической бездарности в живописи Бакста

25.09.16

лев бакст анна бенуа дама с апельсинами

«В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Льва Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя...





Однако, в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции:

«С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.


Валентин Серов. Портрет А.К. Бенуа

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами».

Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики». - kulturologia.ru









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.