18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Инвестиции в произведения искусства - альтернатива традиционным капиталовложениям

13.03.08

Коллекции классической и современной живописи, скульптуры, предметы антиквариата и фалеристики приобретаются крупными компаниями и состоятельными людьми во всем мире не только ради их художественной и эстетической ценности, но и как объект капиталовложений.

 Согласно рейтингу KunstAM, самым дорогостоящим художественным произведением в мире по номинальной стоимости сегодня является картина Пикассо "Мальчик с трубкой", написанная в 1905-м и проданная в последний раз в 2004 году за 104 168 000 долларов. Общая же капитализация произведений искусства по итогам минувшего года составляет порядка 11,5 миллиарда долларов.

Отечественным инвесторам есть чему поучиться у своих западных коллег. Во всем мире люди давно и успешно вкладывают деньги в предметы искусства: картины, скульптуры, украшения. В России объем инвестиций в искусство пока существенно меньше, нежели в европейских странах.

По мнению директора аукционного дома "Гелос" Олега Стецюры, его точное значение учесть невозможно, как для нашей страны, так и за рубежом, поскольку множество сделок заключается между частными лицами. В качестве косвенного показателя можно привести обороты аукционов, на которых регулярно выставляются на торги произведения искусства.

Так, оборот британского аукционного дома Sotheby's составляет порядка 5,6 млрд долларов за минувший год по всему спектру продаж, оборот британского Christie's - 5,5 млрд. В России "Гелос" является пока единственной постоянно действующей площадкой, остальные аукционы открываются эпизодически. По данным компании, весь годовой оборот российского антикварного рынка составляет порядка 1,5 млрд долларов.

Еще один косвенный показатель - доля вложений в искусство в активах лиц, для которых это направление не является профильным и используется ими с целью диверсифицировать пакет инвестиций, то есть состоятельных людей, способных и желающих приобретать произведения искусства, но не являющихся профессиональными антикварами или владельцами галерей.

По оценке главного аналитика управления брокерского обслуживания и управления активами банка "Союз" Дмитрия Лукашова, инвестиции в искусство, сделанные такими лицами, составляют не более 5-10% от общего объема совершенных ими капиталовложений в России и до 10-15% - за рубежом.

"В Европе предметы старины накапливались долгие годы, передавались по наследству, и сейчас такие коллекции составляют немалую часть личного состояния. Со временем эти тенденции будут проявляться и в нашей стране", - заверяет аналитик.

Знать рынок в лицо

Непосредственные участники рынка - ведущие галеристы и представители финансовых структур - уже сейчас оценивают искусство как перспективный и быстро растущий сектор российского рынка капиталовложений. "Сегодня инвестиции в искусство являются одним из наиболее популярных видов альтернативных инвестиций", - считает Ольга Подойницына, директор по корпоративным отношениям и маркетингу группы "Дойче Банк" в России.

Немецкий "Дойче Банк" занимает лидирующие позиции на международном рынке инвестиций в искусство. Этой компании принадлежит крупнейшая в мире корпоративная коллекция произведений, в составе которой 53 000 предметов.

По словам Ольги Подойницыной, в этом сегменте, как и на рынке других финансовых инструментов, можно проследить за составляющими и убедиться в положительной динамике данного вида инвестиций. Более того, инвестиции в искусство являются не только престижным активом портфеля, но и серьезной составляющей имиджа инвестора, это - подтверждение его сильных финансовых возможностей, его образованности и широты взглядов, прекрасная возможность для целевого позиционирования, резюмирует она.

Директор по корпоративному финансированию банка "Союз" Алексей Васильев отмечает, что участие банков в процессе формирования арт-рынка обоснованно как ради создания социального имиджа бизнеса, так и с целью обеспечить клиентов набором консультативных услуг в области Luxury LifeStyle в рамках private banking.

Эксперты выделяют несколько ключевых условий успеха инвестиций. Первым и чаще других упоминаемым является знание художественного рынка. "Важно, что, как правило, инвестор, вкладывающий свои активы в предметы искусства, разбирается в искусстве и имеет свои пристрастия", - делает акцент Ольга Подойницына.

Осведомленность в искусстве как принципиальный фактор отмечает и Олег Стецюра: "Инвестору необходимо либо пользоваться услугами консультанта, либо самому стать компетентным, чтобы в нашем интеллектуальном, сложном, отчасти мошенническом направлении точно разбираться, во что вкладывать. Многие люди стремятся заработать на перепродаже предметов искусства по принципу "не сеять, не пахать".

Но имеют место фальсификации, порой встречаются криминализованные предметы искусства, иногда о предметах подаются искаженные сведения". Потому просто прийти на этот рынок с деньгами и сразу инвестировать он категорически не рекомендует - очень велик риск проигрыша.

Более того, чем выше коммерческий потенциал произведения, тем больше у злоумышленников соблазна его подделать. Потому начало инвестиционной деятельности на рынке предметов искусства должно положить знакомство с профессиональными искусствоведами и самостоятельное изучение инфраструктуры.

"Подружитесь с галеристом, купите у него что-нибудь, постепенно он многому вас научит", - советует Сергей Тарабаров, глава Общественного фонда наивного искусства "Остров Тарабаров" и преподаватель Московского гуманитарного университета. По его словам, необходимо часто ходить на выставки, как бы "жить в среде искусства". Если же посещать музеи от случая к случаю, раз в год, то нужного уровня компетентности набрать не удастся.

Однако стоимость произведения искусства в галерее будет существенно выше, чем у художника. Кроме того, Олег Стецюра рекомендует обращаться за советом не к одному консультанту, а к нескольким - во избежание тенденциозных оценок, поскольку ряд профессиональных экспертов работает с художниками за процент.

"Успех и результат зависят от множества факторов, но в первую очередь это правильно сделанный выбор, основанный на достоверном знании истории покупаемого предмета, его подтвержденном качестве и условиях сделки, - делает вывод Ольга Подойницына. - Безусловно, что правильно спрогнозированный спрос на предполагаемую покупку также является ключевым моментом для инвестора".

Для соблюдения этих условий нужно располагать помощью специалиста, который является и экспертом, и аналитиком рынка искусства, который может быть как сотрудником галереи, аукционного дома или частным консультантом, так и представителем банка или инвестиционной компании.

Так, в отделении "Дойче Банка" во Франкфурте создано Направление консультирования в области инвестиций в предметы искусства, в рамках которого специалисты оказывают клиентам банка широкий спектр услуг, таких, как помощь в формировании коллекции, ее оценка, инвентаризация, развитие, покупка-продажа предметов искусства, в том числе антиквариата, и многое другое. К сожалению, в России такие услуги пока не вошли в рядовую практику.

Коллективное творчество

Эксперты оценивают рынок как открытый для новых участников. Размер стартовых вложений варьируется в зависимости от возможностей и ожиданий инвестора. В качестве минимальной суммы, разумной для начала серьезного, стратегически проработанного инвестирования в предметы искусства, консультанты называют 500 000 евро.

Если речь идет о серьезной прибыли, нужно вкладывать не меньше 100 000 евро в год. Однако немало дилеров оперируют суммой в 400-500 долларов в месяц и работают с этим бюджетом уже на протяжении 15 лет, отмечает Олег Стецюра: "Все зависит от того, на что может рассчитывать инвестор в течение "рискового периода", сколько он готов потратить на покупки с целью обучения.

Если у него есть 20 000 условных единиц, а он хочет научиться на 1000 - покупки будут совершаться реже, однако он будет постепенно погружаться в среду. Если же у человека есть миллион, а он хочет инвестировать 100 000 в год - это другой порядок затрат".

Вкладывать капитал следует в творчество не одного, а сразу нескольких авторов. "Например, известный коллекционер Виктор Бондаренко переключился на современных художников, хотя является обладателем коллекций и "старых мастеров", и древнерусской живописи.

Сейчас он собирает сразу около 20 имен. Не потому, что является поклонником творчества всех этих художников, а с целью минимизировать риски. Даже если впоследствии окупится только половина вложений, в пересчете на реальные деньги это составит больше, чем если бы он вкладывал в 2-3 имени", - подсчитывает возможную прибыль Олег Стецюра.

Авангард дороже реализма

Стоимость картины определяется тремя составляющими, а именно: ее техническим состоянием, ценностью с позиций искусствоведения и истории в случае, когда речь идет о произведениях, созданных более 50 лет назад.

Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.

"На стоимость, безусловно, влияют значимость бренда, имя признанного и занимающего стабильные топовые позиции на международном арт-рынке мастера, - сообщает Ольга Подойницына. - Также в первую очередь влияют на стоимость предмета искусства безукоризненное качество, раритетность, история и условия приобретения".

Цена произведения искусства зависит также от его роли в культурной жизни, подчеркивает Сергей Тарабаров: "Существует понятие "намоленной иконы", значит, проверенной, то есть актуальной".

При этом выбор направления живописи в инвестиционном смысле не так принципиален. По данным Ольги Подойницыной, сегодня у покупателей особенно популярны работы художников XX века и предметы современного искусства. Сергей Тарабаров уточняет, что лучше всего продается импрессионизм, дорогостоящим является русский авангард. Любопытно, что цены на отечественное искусство всегда выше, чем на зарубежное.

Свойство наших новых коллекций - они хороши, но по подбору приблизительно однотипны, полагает куратор галереи "Файн Арт" Ирина Филатова: "Российские коллекционеры любят уже сложившиеся бренды, хотя грамотным с финансовой точки зрения шагом является приобретение работ молодых, "недорогих" авторов".

Первая работа Владимира Дубосарского и Александра Виноградова была продана в галерее "Файн Арт" в 1997 году за 250 долларов, в то время как сегодня они лидируют среди современных художников по уровню популярности и коммерческой привлекательности.

"В 2003 году мы начали работать с никому тогда не известным Дмитрием Шориным, его работы стоили тогда 3000-3500 долларов, - продолжает Ирина Филатова. - Многие нам поверили и купили его произведения. Сейчас в Лондоне на аукционе Sotheby's будут представлены две его работы по ценам 6000-8000 фунтов и 10000-15000 фунтов".

Сейчас появились новые имена авторов крупных коллекций: Игоря Маркина, Екатерины и Владимира Семенихиных. Цена на их произведения во много раз возросла за последние несколько лет. Если оставить в стороне антиквариат, над стоимостью которого уже поработало время, то в цене будет расти творчество пионеров новых направлений.

В то время как эпигоны старых, некогда актуальных, но ставших достоянием истории, - никогда, прогнозирует Ирина Филатова: "Пример из прошлого - кубизм, возникший и в Европе, и в России в начале прошлого века. Пикассо, Брак или русские кубисты были вполне доступны по ценам тогда, но не сейчас. Теперешние кубисты существуют, но они никогда не будут стоить дорого, так как кубизм - факт истории искусств, но не современного мышления".

Сергей Тарабаров подчеркивает, что арт-инфраструктура сама создает спрос на того или иного молодого автора. Но, в отличие от шоу-бизнеса, в искусстве не может быть кратковременной славы. Если, по аналогии с поп-музыкой, наскоро раскрученный художник через 3-5 лет окажется в безвестности, это станет серьезным ударом по репутации сотрудничавшей с ним галереи.

Не представляется возможным, по его словам, и раскручивать молодых авторов или инвестировать в их творчество исходя исключительно из собственных художественных вкусов. "Если вы инвестируете в картины неизвестного, но очень талантливого мальчика из Нижнего Новгорода, а завтра окажется, что этот автор никому не интересен и таких талантов - море, вы окажетесь в большом проигрыше,

- поясняет Сергей Тарабаров. - Инвестиции в искусство - это игра, и игра безумно интересная. Я рекомендовал бы поиграть каждому, кто может себе это позволить, но никому не рекомендовал бы вкладывать в искусство весь капитал. Если же вложена часть - в случае проигрыша у вас как минимум останутся картины".

Анастасия Бабурова

Материал был опубликован в приложении газеты "Известия", "Личные Финансы" 27.02.2008.











  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.