29.03.17
Мощная ретроспектива Зинаиды Серебряковой в Третьяковке
Нынешняя ретроспектива — наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место уделено портретным работам Серебряковой — её любимому жанру, и пейзажам...
29.03.17
Родился Поль-Элье Рансон - художник и мистик
29 марта 1864 года во французском городе Лимож в семье мелкого чиновника родился Поль-Элье Рансон, живописец, дизайнер и график, видный представитель неоимпрессионизма, активный член группы «Наби», теософ и мистик...
28.03.17
Раскол в мире искусства: рыночное и выставочное
«Для арт-рынка 2016 год был в целом успешным. Выставки с часовыми очередями, ценовые рекорды на торгах и впечатляющие обороты продаж на ярмарках — искусство востребовано и с эстетической, и с потребительской точки зрения. Важная деталь происходящего в том, что рынок все очевиднее сегментируется...


  • НТВ приглашает в «Русский Портрет» на выставку Николая Блохина (смотреть видео)
    Художник Николай Блохин, преподаватель Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина представляет в «Русском Портрете» свои работы. На персональной выставке мастера, который признан одним из лучших в мире портретистов, отобраны полотна, представляющие все грани таланта Блохина: натюрморты, пейзажи, жанровая живопись...
    11.01.17
  • Николай Блохин в «Русском Портрете». Приглашаем всех!
    Знаменитый петербургский живописец Николай Блохин не нуждается в представлении. В галерее «Русский Портрет» с 06 декабря 2016 г. можно посмотреть его картины, относящиеся к разным жанрам, техникам и периодам творчества…
    06.12.16
  • Приглашаем на персональную выставку Татьяны Уткиной!
    22 августа в галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательной петербургской художницы Татьяны Уткиной. На выставке представлена живопись разных лет, начиная с 1995 года, в жанре пейзажа, портрета, натюрморта...
    24.08.16

Арт-рынок в условиях смены власти

26.08.16

арт-рынок & чиновники

Отставки сильных мира сего и смены политических элит ранее заметно влияли на отечественный рынок искусства. Фаза всеобщего замешательства длилась около года. Менялись структуры, рушились вертикали, покупки искусства надолго откладывались. Сейчас картина поменялась. В ситуации пытается разобраться AI...





«Отставка главы Администрации Президента Сергея Иванова (наиболее вероятного преемника в 2007 году) — самая недавняя, потому наиболее резонансная, но далеко не первая перестановка в верхних эшелонах власти.

До этого, вспомним, были отставки «железнодорожника» Владимира Якунина, Виктора Иванова из ФСКН, «таможенника» Андрея Бельянинова и другие. И это лишь свершившиеся факты, в то время как наблюдатели отмечают рост вероятности еще более серьезных отставок.

В прежние годы, скажем еще лет 5—7 назад, столь заметные перестановки в окружении президента оказали бы заметное влияние на бизнес. В том числе и на сферу торговли искусством. Пусть влияние не такое сильное, как при перестановках в московском правительстве, но тем не менее.

Ведь раньше было условно так. Увольняется или сам уходит чиновник высокого ранга (условно Лужков). Вслед за этим начинается перетряска его команды — череда смен должностей. Месяца на три, как минимум, наступает неразбериха: даже третий — четвертый ранг руководителей не может чувствовать себя уверенно в своих креслах.

Смена иерархий нарушает сложившиеся внутренние связи между чиновниками, а также связи между чиновниками и бизнесом. Все пережидают. И непонятно, к кому теперь идти с подарками: к прежним уже бессмысленно, к новым еще рано. Да и кем еще будут эти новые? О подарках (а произведения искусства часто покупаются в подарок) можно забыть на полгода — год.

А значит, возрастает риск не получить важную публику на Антикварный салон (как уже было после отставки Лужкова), а также в качестве покупателей на галерейном и аукционном рынке искусства.

Это пример прямого влияния перестановок. А есть еще и косвенное. Вспомните кадры обысков в квартире фигурантки дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой и в особняке «таможенника» Андрея Бельянинова. Что бросалось в глаза кроме специфичной роскоши жилища? Правильно — картины, антиквариат.

Не будем говорить о качестве живописи, это отдельный вопрос. Но в сознании обывателя антиквариат неизбежно начинает восприниматься как атрибут коррупционера, символ показного потребления и свидетельство нечестно нажитого. В живописи и в ценах у нас разбираются не многие, а потому на стенах телезрителям мерещатся шедевры стоимостью в миллионы долларов. Что зачастую не так, но это тоже отдельная история.

Возвращаясь к влиянию перестановок на арт-рынок.

В прежние времена влияние было, бесспорно.

Но в этот раз не так.

И наш собственный аукционный опыт, и опросы сдатчиков и покупателей свидетельствуют о том, что рынок искусства (и не только искусства) недавних перестановок почти не заметил. На него влияет все что угодно, вплоть до погоды. Но только не кадровые перестановки в верхах. Объяснений отсутствия «эффекта Иванова» можно найти несколько:

1. Почти все негативные факторы политики для рынка искусства практически уже полностью отыграны. То есть бизнес, не без помощи политиков, опустился на некий минимум. Есть ощущение, что хуже уже не будет, что бы там дальше уже ни происходило.

2. Перестановки влияют тогда, когда они дают новую важную информацию о будущем курсе развития. В зависимости от того, куда нас ведут, бизнес набирается оптимизма или пессимизма. В 1990-е в экономике было несравнимо хуже. Но были светлые ожидания: сегодня все плохо, чехарда, коммунисты против демократов, но завтра прорвемся и понятно, куда идти. На сей же раз перестановки практически не дают информации о будущем. То, что Путин на место старожилов приводит поколение 45+, — это тактика. А стратегия, особенно в экономической сфере, от нас по-прежнему держится в секрете.

3. Бизнес устал ждать, приспособился, смирился. Покупатели и продавцы за прошедшие два года приняли как данность: ситуация есть и будет такая, как она есть, явного просвета не видно — значит, нужно продолжать работать в новых сложных условиях. Невозможно третий год подряд сидеть и ничего не делать. Выжидать и следить, куда ветер дует, нет больше ни сил, ни ресурсов. Надо работать. А значит, и ловить сигналы из перестановок в верхах тоже становится не интересно.

А когда станет интересно?

Интересно станет тогда, когда вслед за знаковыми отставками и назначениями начнется реальное улучшение бизнес-климата, совершенствование институтов. Арт-рынок в нашей стране — это не локомотив экономики. В отличие от Британии, где культура — это экспортная индустрия, у нас он сам по себе никого вытянуть не может.

Если представить, что мы проснулись наутро, а у нас либерализован вывоз и ввоз, экспертиза и оценка делаются по национальным стандартам, а продавцов в спорных случаях перестали судить и сажать, то мгновенно расцвета арт-рынка все равно не произойдет. Рынку искусства хорошо лишь в связке со всеми, когда становится хорошо всем остальным сферам экономики.

Арт-рынок расцветает, когда начинают нормально зарабатывать его покупатели — люди из финансовой сферы, медицины, недвижимости, высшего образования. И не просто зарабатывать одним днем, а чувствовать впереди хорошую перспективу. Вот такого сигнала никто не пропустит». - Владимир Богданов, AI








Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017. "Русский портрет"  Все права защищены.