18.09.19
Атака вандала в Центре Помпиду
Один из посетителей парижского Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду порезал ножом картину известного французского художника Даниеля Бюрена, рыночная стоимость работ которого превышает € 1 млн. Об этом инциденте сообщила на прошлой неделе газета Le Parisien...
17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...


  • Порту: заметки на полях
    Несколько беглых зарисовок, сделанных в Порту во время авторского тура «Вся Португалия» (2017). Просто так. Что под руку попало. Любопытные виды и персонажи...
    17.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19

Юрий Непринцев, классово чуждый лауреат Сталинской премии

15.08.19

юрий непринцев картины биография

Юрий Непринцев - выдающийся советский живописец, график, педагог, профессор, действительный член АХ СССР, Народный художник СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени -  появился на свет 110 лет назад,  15 августа 1909 года...






«Мастеру было суждено стать одним из известнейших художников своего времени. Непринцева, происходившего из дворянского рода, почитало советское руководство, а Сталин наградил его высшей премией СССР за картину о быте и единении народа в годы ВОВ.


«Последняя минута»

Будущий художник родился в Тифлисе, где в школьные годы развивал свой природный дар к рисованию и поэзии. В 17 лет Непринцев поехал в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Уже тогда в незнакомом ему городе, только что сбросившем столичную корону, начинались большие перемены.


Попытки сразу поступить успехом не увенчались, поэтому будущий художник начал учиться у Василия Савинского, который дал ему основу будущего мастерства и методику работы над исторической картиной.

Лишь в 1934 году Непринцев поступил во Всероссийскую Академию художеств, хотя и сразу подлежал отчислению как представитель дворянского сословия. Однако за художника вступился покровитель — Исаак Бродский, в то время возглавивший Академию.

Чуть позднее живописец, успевший в проведенное в Ленинграде время поработать над портретами советских вождей, приступает к осуществлению давней идеи — воплощению образа поэта Александра Пушкина и героев его произведений.

В 1935 году он проиллюстрировал «Пиковую даму». А после, заканчивая институт, в качестве дипломной работы Непринцев представляет картину «Пушкин в селе Михайловском», к настоящему моменту утерянную.

Однако незадолго до этого художник создал неожиданный образ поэта на полотне «Последняя минута». Здесь Пушкин предстает со смертельно бледным лицом, держа в руках пистолет, будто готовый принять смертельную рану.

В течение жизни «пушкинскую» тему мастер считал одной из самых главных в своем творчестве. До настоящего времени работы Непринцева, посвященные Пушкину, остаются малоисследованными и недостаточно высоко оцененными.


«Отдых после боя»

После поступления в аспирантуру Непринцев начинает заниматься преподаванием, изображать руководителей СССР, попутно принимая участие в конкурсе на лучший портрет Иосифа Сталина.

Последней работой художника в области «советской иконописи» стал посмертный портрет вождя, который был выполнен художником в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

В июне 1941 года Непринцев подал заявление о зачилении в добровольцы и попал в окопы под Ораниенбаумом. Также в первые дни войны художник вместе с архитектором Бенуа участвовал в маскировке одного из ленинградских заводов, а спустя некоторое время стал командиром взвода.

Вместе с другими художниками он выпускал и сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор». После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников.

Спустя пять лет на осенней выставке Ленинградских художников он представил картину, которая сделала его знаменитым на долгие годы — «Отдых после боя». На полотне мастер показал различные индивидуальные типы советских солдат эпохи Отечественной войны.

Генераллисимусу очень понравилась картина о быте и единении народа в годы войны и своей рукой вождь написал: «Непринцеву — премию I степени!». Впоследствии Сталин даже повесил ее у себя на даче, однако с его смертью изменилась и судьба художника, взгляд на творчество которого резко пересмотрели.

Сам мастер о замысле своей картины писал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг — Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…»

Полотно, прославившее художника, сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.


«Хлеб»

После войны Юрий Непринцев напряженно работал. Было создано более 300 полотен. В 1960-х годах он выпустил серию офортов под общим названием «Ленинградцы». У блокадников они завоевали искреннюю любовь.

Сюда вошло 17 графических листов, связанных общей темой. В каждом из них зрители до сих пор ощущают время и драматизм событий блокадной поры, внутреннюю эмоциональную напряженность. Блокадники вспоминают холод, бомбежки и постоянно чувство голода.


«Трамвай уходит на фронт»

Одной из работ в рамках «Ленинградцев» стала картина «Трамвай уходит на фронт». На гравюре изображен мужчина, обернувшийся к провожающей его девушке. Он смотрит на нее, прощаясь, уже готовый уйти со строем бойцов на смерть.

«В конце ноября в балтийском полуэкипаже формировались маршевые роты, и я был включен в состав одной из них в качестве командира взвода. В пасмурное, уже по-зимнему холодное утро наша рота отправилась к месту своего назначения, в один из артиллерийских дивизионов на Неве.

По темным, еще безлюдным, настороженным улицам трамваи доставили нас к Володарскому мосту. Девушка-кондуктор вышла из вагона проводить нас и долго смотрела вслед. Маленькая, энергичная фигурка, одиноко стоящая у трамвая, врезалась в память, как последнее впечатление от Ленинграда тех дней», - вспоминал Непринцев.

Художник ушел из жизни в возрасте 87 лет. Российской культуре Непринцеву удалось оставить неоценимое наследие не только в виде работ. За долгое время преподавания в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина он воспитал десятки известнейших художников.

В конце жизни нерелигиозный Непринцев поехал в Иерусалим и посетил христианские святыни, впервые прочитал Новый Завет. Тогда он решает написать картину «Шествие с Голгофы», однако работа осталась незаконченной. Непринцев умер, так и не успев дописать ее.

Живописца похоронили на Литераторских мостах Волкова кладбища в Петербурге».- spb.aif.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.