29.09.20
Кистью и шпагой. Мятежный гений Микеланджело Меризи да Караваджо
29 сентября 1571 года родился Караваджо. У него было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы. Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия...
15.09.20
Венеция будет оцифрована
В то время как итальянское правительство пытается спасти Венецию от затопления при помощи системы мобильных шлюзов, международная группа учёных заканчивает беспрецедентный по масштабу эксперимент цифровизации жемчужины Италии...
13.09.20
Сиськи против Musee d'Orsay
Пресс-служба Музея Орсэ принесла извинения посетительнице, которую охранники пытались не пустить в музей из-за слишком откровенного наряда...


Юрий Непринцев - классово чуждый лауреат Сталинской премии

15.08.20

юрий непринцев советские художники искусство ссср

15 августа 1909 года родился Юрий Непринцев - выдающийся советский живописец, график, педагог, профессор, действительный член АХ СССР, Народный художник СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени...






«Мастеру было суждено стать одним из известнейших художников своего времени. Непринцева, происходившего из дворянского рода, почитало советское руководство, а Сталин наградил его высшей премией СССР за картину о быте и единении народа в годы ВОВ.


«Последняя минута»

Будущий художник родился в Тифлисе, где в школьные годы развивал свой природный дар к рисованию и поэзии. В 17 лет Непринцев поехал в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Уже тогда в незнакомом ему городе, только что сбросившем столичную корону, начинались большие перемены.


Попытки сразу поступить успехом не увенчались, поэтому будущий художник начал учиться у Василия Савинского, который дал ему основу будущего мастерства и методику работы над исторической картиной.

Лишь в 1934 году Непринцев поступил во Всероссийскую Академию художеств, хотя и сразу подлежал отчислению как представитель дворянского сословия. Однако за художника вступился покровитель — Исаак Бродский, в то время возглавивший Академию.

Чуть позднее живописец, успевший в проведенное в Ленинграде время поработать над портретами советских вождей, приступает к осуществлению давней идеи — воплощению образа поэта Александра Пушкина и героев его произведений.



В 1935 году он проиллюстрировал «Пиковую даму». А после, заканчивая институт, в качестве дипломной работы Непринцев представляет картину «Пушкин в селе Михайловском», к настоящему моменту утерянную.

Однако незадолго до этого художник создал неожиданный образ поэта на полотне «Последняя минута». Здесь Пушкин предстает со смертельно бледным лицом, держа в руках пистолет, будто готовый принять смертельную рану.

В течение жизни «пушкинскую» тему мастер считал одной из самых главных в своем творчестве. До настоящего времени работы Непринцева, посвященные Пушкину, остаются малоисследованными и недостаточно высоко оцененными.


«Отдых после боя»

После поступления в аспирантуру Непринцев начинает заниматься преподаванием, изображать руководителей СССР, попутно принимая участие в конкурсе на лучший портрет Иосифа Сталина.

Последней работой художника в области «советской иконописи» стал посмертный портрет вождя, который был выполнен художником в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

В июне 1941 года Непринцев подал заявление о зачилении в добровольцы и попал в окопы под Ораниенбаумом. Также в первые дни войны художник вместе с архитектором Бенуа участвовал в маскировке одного из ленинградских заводов, а спустя некоторое время стал командиром взвода.

Вместе с другими художниками он выпускал и сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор». После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников.

Спустя пять лет на осенней выставке Ленинградских художников он представил картину, которая сделала его знаменитым на долгие годы — «Отдых после боя». На полотне мастер показал различные индивидуальные типы советских солдат эпохи Отечественной войны.

Генераллисимусу очень понравилась картина о быте и единении народа в годы войны и своей рукой вождь написал: «Непринцеву — премию I степени!». Впоследствии Сталин даже повесил ее у себя на даче, однако с его смертью изменилась и судьба художника, взгляд на творчество которого резко пересмотрели.

Сам мастер о замысле своей картины писал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг — Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…»

Полотно, прославившее художника, сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.


«Хлеб»

После войны Юрий Непринцев напряженно работал. Было создано более 300 полотен. В 1960-х годах он выпустил серию офортов под общим названием «Ленинградцы». У блокадников они завоевали искреннюю любовь.

Сюда вошло 17 графических листов, связанных общей темой. В каждом из них зрители до сих пор ощущают время и драматизм событий блокадной поры, внутреннюю эмоциональную напряженность. Блокадники вспоминают холод, бомбежки и постоянно чувство голода.


«Трамвай уходит на фронт»

Одной из работ в рамках «Ленинградцев» стала картина «Трамвай уходит на фронт». На гравюре изображен мужчина, обернувшийся к провожающей его девушке. Он смотрит на нее, прощаясь, уже готовый уйти со строем бойцов на смерть.

«В конце ноября в балтийском полуэкипаже формировались маршевые роты, и я был включен в состав одной из них в качестве командира взвода. В пасмурное, уже по-зимнему холодное утро наша рота отправилась к месту своего назначения, в один из артиллерийских дивизионов на Неве.

По темным, еще безлюдным, настороженным улицам трамваи доставили нас к Володарскому мосту. Девушка-кондуктор вышла из вагона проводить нас и долго смотрела вслед. Маленькая, энергичная фигурка, одиноко стоящая у трамвая, врезалась в память, как последнее впечатление от Ленинграда тех дней», - вспоминал Непринцев.

Художник ушел из жизни в возрасте 87 лет. Российской культуре Непринцеву удалось оставить неоценимое наследие не только в виде работ. За долгое время преподавания в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина он воспитал десятки известнейших художников.

В конце жизни нерелигиозный Непринцев поехал в Иерусалим и посетил христианские святыни, впервые прочитал Новый Завет. Тогда он решает написать картину «Шествие с Голгофы», однако работа осталась незаконченной. Непринцев умер, так и не успев дописать ее.

Живописца похоронили на Литераторских мостах Волкова кладбища в Петербурге».- spb.aif.ru












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.