31.08.17
Диего Ривера - художник, революционер, неистовый мачо
Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера был славен не только своим художественным дарованием и политическими взглядами, но и бурными любовными похождениями, о которых до сих пор ходят легенды. Обволакивая женщин своим необыкновенным обаянием, Диего буквально опьянял их своей бурной страстью...
30.08.17
Фитнес в Третьяковке
Конкурирует ли Третьяковка с Пушкинским музеем? На чьи деньги покупают новые художественные произведения и организуют выставки? Как заманить в Третьяковскую галерею на Крымском Валу молодёжь? На вопросы журналиста отвечает генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова...
30.08.17
Левитан и Саврасов
«Влияние Саврасова в том и сказалось, что Левитан остановил свой выбор на пейзаже, а не на жанре», — утверждал художник Аполлинарий Васнецов. Но кто знает, произошло бы это или нет, если бы прежде Саврасов не «остановил свой выбор» на Левитане и буквально переманил его у Перова. Публикуемый ниже материал рассказывает, как это было...


  • Гиперреализм Валерия Шишкина в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить, персональную выставку петербургского художника Валерия Шишкина, работающего в редком жанре гиперреализма. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    15.08.17
  • «Русский Портрет» заполнился «Воздухом и Светом»
    Приглашаем всех на персональную выставку петербургского живописца Дмитрия Ермолова «Воздух и Свет», открывшуюся в галерее «Русский Портрет» по адресу: СПб, ул. Рылеева, 16. Выставка работает с 11-00 до 20-00, выходной день - ПН. Справки по телефону: +7 (812) 272 5931
    12.07.17
  • «Русские Просторы» Евгения Ячного
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить «Русские Просторы», персональную выставку замечательного петербургского живописца Евгения Ячного. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    16.05.17

Родилась Вера Мухина - «первая леди» русского монументального искусства

01.07.17

вера игнатьевна мухина

В этот день, 01 июля 1889 года, родилась Вера Мухина — «первая леди» русского монументального искусства, выдающийся художник с идеальным чувством гармонии, отточенным мастерством и фантастическим ощущением пространства. Талант Мухиной был безграничен и многолик, ей подчинились практически все жанры пластического искусства...





Досье


Вера Игнатьевна Мухина (1889 — 1953) родилась в Риге в состоятельной купеческой семье. Когда Вере было два года, ее мать умерла от туберкулеза, и отец отвез девочку в Феодосию, где и прошло ее детство. Веру и ее сестру Марию воспитывала подруга матери А.С. Соболевская.
Заниматься изобразительным искусством Мухина начала еще в Феодосии. Переехав после смерти отца в Курск, она продолжила занятия. Окончив в 1909 году гимназию, Вера отправилась в Москву, где училась живописи в студиях Константина Юона, Ивана Дудина и Ильи Машкова.

В 1912 году в Париже в течение двух лет занималась в мастерской скульптора Эмиля Бурделя. Занималась также рисунком в частной школе Ф. Коларосси, посещала Академию изящных искусств, в течение трех месяцев изучала кубистический метод искусства в академии La Palette у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Совершила двухмесячное путешествие по Италии.

Во время Первой мировой войны Мухина работала медсестрой в военном госпитале. В годы войны создала скульптурные работы: «Портрет сестры», «Портрет В.А. Шамшиной», монументальную композицию «Пиета». Участвовала в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского в Московском Камерном театре, делала эскизы декораций и костюмов к постановкам того же театра: «Наль и Дамаянти», «Ужин шуток» С. Бенелли и «Роза и крест» А. Блока. В 1918 году вышла замуж за военного хирурга Алексея Замкова, впоследствии ставшего известным медиком.

С 1919 года работала в артели «Монолит», была членом общества «Четыре искусства», с 1926 года вступила в Обшество русских скульпторов. В 1920 году у Веры Мухиной родился сын Всеволод.

В 1926-1927 годах вела классы лепки в Художественно-промышленном техникуме при Музее игрушки в Москве. С 1927 года преподавала скульптуру во Вхутеине. Выполнила скульптуры «Ветер» (1926-1927), «Женский торс» (дерево; 1927),  «Крестьянка» (1927), за которую на Юбилейной выставке к Х-летию Октября была удостоена первой премии и заграничной поездки.

В 1928 году отправилась в Париж, где посещала мастерские О. Цадкина, К. Бранкузи, X. Орловой, Ж. Липшица и других.

В 1928 — 1930 годах участвовала в оформлении советских экспозиций на международных выставках в Кельне, Дрездене и Лейпциге.

В 1930 году вместе с мужем отправлена в административную ссылку в Воронеж, где работала над оформлением Дворца культуры. Из воронежской ссылки семью вызволил А. М. Горький. В 1932 году Мухина вместе с Л.А. Бруни и В.А. Фаворским работала над интерьерами Музея охраны материнства и младенчества в Москве.

В 1936 году для оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже создает скульптурную группу «Рабочий и колхозница», которая получила гран-при выставки.

В 1938 году работала над эскизами монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста. В 1941 году получила государственную премию СССР за скульптурную группу "Рабочий и колхозница". После начала войны была эвакуирована на Урал, в Москву вернулась в 1942 году.

В 1943 году удостоена звания народного художника СССР и Государственной премии СССР за портреты Б.А. Юсупова и И.Л. Хижняка. Оформила спектакль «Электра» Софокла в театре имени Евгения Вахтангова. В 1945 году представила проект памятника Петру Чайковскому (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории).

В 1946 году была удостоена Государственной премии СССР за скульптурный портрет академика А.Н. Крылова. В 1947 году Вера Мухина была избрана членом Академии художеств СССР и стала членом ее президиума.

Умерла Вера Мухина в Москве 6 октября 1953 года.

Выдающиеся достижения

Наиболее известна созданная Верой Мухиной монументальная группа «Рабочий и колхозница», ставшая одним из символов СССР. Она выполнена из нержавеющей стали, высота скульптуры около 25 метров, вес 185 тонн.

Изначально постаментом для нее стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Б. Иофаном. Источником вдохновения для скульптора послужила знаменитая античная статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристогитона.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. В Париж и обратно монумент перевозили в разобранном виде на специальном поезде.

В Москве памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). При этом постамент оказался почти в три раза ниже, чем первоначальный павильон, что нарушало замысел Мухиной.

В 2003 — 2009 годах монумент был разобран для реставрации, после которой занял место на специально сооруженном павильоне-постаменте, в общих чертах повторяющем оригинальный павильон Иофана 1937 года. Внутри павильона был открыт музей, в котором представлена история создания «Рабочего и колхозницы».

Среди других значительных работ Веры Мухиной декоративная группа «Хлеб» (1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде и Москве, портрет полковника Б.А.Юсупова (1942, Третьяковская галерея), памятник П. И. Чайковскому в Москве (1954), надгробия сына Горького М. А. Пешкова (1935) и Л. В. Собинова (1940—1941) на Новодевичьем кладбище.

История гранёного стакана

Легенда приписывает Вере Мухиной создание знаменитого граненого стакана. Мухина действительно много лет была консультантом Опытного завода при экспериментальном Институте стекла в Ленинград, ей принадлежит ряд художественных работ, выполненных из стекла. Она могла разрабатывать и дизайн стаканов, но документальных подтверждений ее работы над граненым стаканом не существует.

Первые советские граненые стаканы были выпущены в 1943 году на заводе в Гусе-Хрустальном. Подобные стаканы выпускались и до революции, но у стаканов нового образца граненая поверхность не занимала всю высоту стакана, а в верхней части было оставлено гладкое кольцо. Отличие дореволюционных граненых стаканов от стаканов 1943 года можно увидеть на картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918).

В некоторых источниках соавтором Мухиной в создании стакан называется Казимир Малевич, что совсем невероятно, так как Малевич умер в 1935 году. По некоторым источником, Мухина действительно создала модель граненой пивной кружки, которая тоже массово выпускалась в СССР, но молва по ошибке приписала ей создание стакана.

* * *

Прямая речь

«Затронули совершенно справедливо чрезвычайно больной для меня вопрос о постановке парижской статуи на ВСХВ. Должна сказать, что нет ни одного человека, который не бросил бы мне упрека: тов. Мухина, почему Вы это допустили? И мне остается только беспомощно опустить руки, ибо, товарищи, все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели, и тов. Чернышев как главный архитектор выставки, очевидно, не протестовал. Меня удивляет, товарищи архитекторы, что вот уже больше года никто из вас не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, уничтожившей весь порыв. Статуя ползает по земле, все точки зрения и композиционные эффекты в корне уничтожены. Но ведь это же один из вопросов реконструкции, а не частный случай... Совершенно необходимо переделать ее пьедестал, дать ему большую протяженность и поднять статую на должную высоту, чтобы вернуть ей ее первоначальное звучание"».

Из выступления Веры Мухиной в Союзе архитекторов

«Я неоднократно слышал разговоры о том, что Мухина была "любимицей" Сталина и что она была "засыпана" орденами и прочими знаками начальственного внимания. Так как эта легенда жива до сих пор, а умершая в 1953 году Вера Игнатьевна объясниться не может, постараюсь восстановить факты, насколько они мне как сыну известны. Мухина никогда не разговаривала со Сталиным и даже не видела его близко. Она десятки раз отказывалась делать его портреты или участвовать в конкурсах на воздвигаемые ему монументы. Когда министерское начальство слишком настаивало, она говорила, что не возражает, но согласна только в том случае, если он будет ей лично позировать. Под давлением министерства она дважды обращалась к нему письменно с этой просьбой и оба раза получала отказ. В первый раз ей позвонил секретарь Сталина Поскребышев, во второй - Сталин ответил ей личным, написанным от руки чрезвычайно вежливым письмом».

Из воспоминаний В. А. Замкова

«На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Ромен Роллан

8 фактов о Вере Мухиной

  • В начале 1920-х Мухина занималась конструированием моделей одежды, сотрудничая с художниками-модельерами Н.П. Ламановой, А.А. Экстер и Л.С. Поповой.
  • Среди работ Веры Мухиной есть скульптурные композиции из стекла и фарфора.
  • Вера Мухина спасла национальную святыню Латвии — Памятник Свободы. После присоединения в 1940 году Латвии к СССР его планировали снести, но Мухина настояла на его сохранении.
  • Рассказывают, что при обсуждении «Рабочего и колхозницы» высшим руководством СССР Ворошилова удивило то, что рабочий держит молот в левой руке, на что Молотов заметил, что, возможно, это указание на лесковского Левшу, тоже кузнеца, ставшего символом таланта и мастеровитости русских рабочих.
  • Другая легенда утверждает, что в процессе создания «Рабочего и колхозницы» на Мухину поступил донос, где говорилось, что в складках одежды колхозницы можно увидеть профиль Троцкого.
  • Когда монумент в разобранном виде везли по железной дороге в Париж, шарф колхозницы пришлось согнуть, чтобы поезд прошел в тоннель в Судетских горах.
  • После парижской выставки «Рабочего и колхозницу» планировали установить на Рыбинской ГЭС, на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища, но этот план отменили, поскольку к возвращению скульптуры из Парижа строительные работы на ГЭС еще не были завершены.
  •  Среди неосуществленных проектов Мухиной был памятник челюскинцам, в котором центральным образом должна была стать фигура Борея, зловещего божества холода и тьмы.
Источник: polit.ru









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.