17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Михаил Врубель и его демоны

17.03.18

Михаил Врубель (1856-1910)

162 года назад, 17 марта 1856 года, в Омске в семье офицера Тенгинского полка Алексндра Врубеля родился мальчик Миша, ставший впоследствии одним из самых почитаемых русских художников рубежа XIX-XX веков, вся жизнь которого стала образцом бескорыстного и бескомпромиссного служения искусству....






«Ассоциация «Врубель - Демон» настолько прочна, что некоторые не брезгуют даже попенять художнику его личной трагедией и душевной болезнью: «Логичным финалом, расплатой за демонизм стали для него смерть ребёнка и сумасшествие».


Хотя современники оставили нам иной портрет Врубеля. Его товарищ художник Константин Коровин вспоминал:
«Чистейший из людей. Кротко сносил все удары, терпел от злобы и невежества всю жизнь. Был беден и голодал, случалось, мог месяц жить на 3 рубля, питаясь хлебом да водой. Однако видел лишь то, что значительно и высоко. Не копил и не жалел ни работ своих, ни денег».

А вот и сам Врубель стеснительно признаётся:
«Людей деревни не люблю - они постоянно ругают мать. «Мать твою», «мать туда» - это отвратительно, это невыносимо... За границей мне иногда нравится - там больше равенства. Но там презирают бедность. Это несправедливо, неверно и нехорошо. А в России есть доброта...»

«Это гений!»

Неизвестно, впрочем, о какой именно доброте говорил художник. Максимум «доброты» продемонстрировал его современник критик Владимир Стасов: «Врубель очень хороший и милый человек, и даже отчасти небесталанен». Но эта жалкая похвала тут же перечёркивается следующей фразой: «Однако работы его до того нелепы и безобразны, что никакого терпения нет!»

Именно под такой аккомпанемент Врубель вошёл в выс­шую лигу художников своего времени. Произошло это довольно поздно - в 1891 г., когда было задумано юбилейное издание произведений Лермонтова, приуроченное к 50-летию его гибели. Для иллюстрирования отобрали 18 мастеров - Репин, Шишкин, Айвазовский... и Врубель, «до сей поры совершенно не известный широкой публике».

Возможно, именно поэтому Врубелю достался самый скромный гонорар - всего лишь 800 рублей за 5 больших и 13 малых иллюстраций. Однако по-настоящему в этом проекте запомнился только он - после Врубеля больше никто и никогда не пытался иллюстрировать лермонтовского «Демона».

Зато заметили художника сразу. Пресса радостно взвыла: «Врубель - это грубость, карикатурность, уродливость, нелепость!» Даже учитель Врубеля, Илья Репин, отметил: «Михаил стал мне неприятен в этих иллюстрациях».

Надо сказать, что охлаждение было взаимным. Ещё будучи студентом, Врубель был неприятно поражён картиной Репина «Крестный ход в Курской губернии». Претензий было две. Первая - религиозная. Врубелю казался чудовищным сам сюжет: «Пьяная толпа, и нет ни одного верующего, даже среди священников! Неужели в России нет Бога?»

Вторая профессиональная: «Репин срисовывает, а не рисует». Михаил Александрович не побоялся высказать это своему учителю в глаза. Одно из первых появлений Врубеля в доме мецената Саввы Мамонтова украсилось тихим скандалом. Никому не известный молодой человек, приведённый Коровиным, подошёл к Репину, который с блокнотом царствовал за столом, рисуя портрет хозяйки, и сказал: «Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете».

Онемевший от такой выходки Мамонтов вытащил Коровина на террасу: «Костя, кого ты привёл?» На что получил простой ответ: «Савва Иванович, это гений».

«Рисуй и молчи»

Гений - да. Гений-труженик, не почивающий на лаврах. Неподражаемый. В прямом смысле этого слова - не замечено ни одной попытки писать «под Врубеля». Фанатичный работник. Он постоянно твердит одно и то же: «Всё время рисуй, каждый день, каждую минуту». «Ты рисуй и молчи; когда нарисуешь, тогда и говори об искусстве».

Художник Михаил Нестеров любил вспоминать такую историю. Однажды Врубель написал полотно «Моление о чаше». Гефсиманский сад, Христос, всё залито прозрачным лунным светом... Васнецов был в восторге, нашёл покупателя, тот купил картину, и оба умоляли Врубеля ничего с ней не делать.

А он пошёл в цирк. Вернулся под впечатлением от номера одной наездницы, очень хотел написать её по памяти. Холста не было, и тогда он взял свой уже проданный шедевр. Когда стемнело, от «Моления о чаше» оставался незаписанным только уголок...

Да, это похоже на одержимость. Но не демоном, а работой. Даже конечный результат для него был не так уж важен. Он мог изрезать рисунок, а то и вовсе его выбросить. Между прочим, именно с этого началось знаменитое врубелевское собрание Третьяковки. Художник нарисовал очередную «Голову Демона». Потом смял её и кинул на пол. Константин Коровин подобрал, сохранил и подарил Третьякову.

Смять и выбросить» - эта судьба могла постигнуть и другие работы художника. Например, ставшие классикой панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Заказанные Саввой Мамонтовым в 1896 г. для павильона выставки в Нижнем Новгороде, они вызвали «ожесточённую ругань, ненависть и что-то звериное в жюри художников из академии». Их сняли и, если бы не заказчик, запросто могли бы уничтожить.

Спустя 14 лет после этого инцидента художник, поражённый душевной болезнью, полностью ослепший, умер в психиатрической лечебнице. По иронии судьбы гроб из церкви выносили те же люди, что убирали с выставки его панно». - aif.ru









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.