27.04.17
Две ипостаси Сэмюэла Морзе
27 апреля 1791 года исполняется 226 лет со дня рождения Сэмюэла Морзе, которого большинство людей знает благодаря реализации идеи телеграфа и созданию телеграфного кода - азбуки Морзе. Вместе с тем таланты Морзе вовсе не исчерпывались его изобретательской деятельностью...
27.04.17
Кристис оценил триптих Бэкона в 50 -70 миллионов долларов
В $100 млн предварительно оценены 26 произведений искусства из знаменитой коллекции Джерри и Эмили Шпигель, которые войдут в каталог торгов «Послевоенное и современное искусство» Christie’s. Аукцион пройдет 17 мая в Нью-Йорке...
27.04.17
Ранние работы Эгона Шиле и Густава Климта выставлены на майские торги Sotheby’s
Ранний шедевр Эгона Шиле «Даная» будет продан на торгах Sotheby’s 16 мая. Предварительная оценка работы австрийского живописца составляет 30−40 млн долларов. На этой же распродаже произведений импрессионистов и модернистов в Нью-Йорке уйдет с молотка и ранняя работа Густава Климта...


  • НТВ приглашает в «Русский Портрет» на выставку Николая Блохина (смотреть видео)
    Художник Николай Блохин, преподаватель Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина представляет в «Русском Портрете» свои работы. На персональной выставке мастера, который признан одним из лучших в мире портретистов, отобраны полотна, представляющие все грани таланта Блохина: натюрморты, пейзажи, жанровая живопись...
    11.01.17
  • Николай Блохин в «Русском Портрете». Приглашаем всех!
    Знаменитый петербургский живописец Николай Блохин не нуждается в представлении. В галерее «Русский Портрет» с 06 декабря 2016 г. можно посмотреть его картины, относящиеся к разным жанрам, техникам и периодам творчества…
    06.12.16
  • Приглашаем на персональную выставку Татьяны Уткиной!
    22 августа в галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательной петербургской художницы Татьяны Уткиной. На выставке представлена живопись разных лет, начиная с 1995 года, в жанре пейзажа, портрета, натюрморта...
    24.08.16

Борис Кустодиев: «Ума помраченье по краскам!»

07.03.17

Борис Кустодиев (1878-1927)

В этот день, 7 марта 1878 в Астрахани родился выдающийся русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Сочный, яркий колорит и пышные формы русских красавиц притягивают взгляд помимо воли. Работы художника легко можно узнать даже без подписи. «Пестрая кустодиевская румяная Русь» - это ярмарки, базары, пасхальные празднества и знаменитые монументальные женские образы...




«Крупные, пышногрудые красавицы — словно атланты из античных мифов. Кажется, на их мощных округлых плечах испокон веков держится вся русская история. Озорные, пестрые, солнечные картины художника рассказывают об идеальном мире, о красивой жизни, полной сказочного изобилия и достатка
Кто-то обвинял его в безвкусице, а кто-то считал излишне натуралистичным.


«Меня называют натуралистом? Какая глупость! Мои картины — это сплошная иллюзия. Я никогда не пишу с натуры. Это все — плод моего воображения, фантазии, впечатление действительной жизни, которую я сам никогда не видел, и которая никогда не существовала», - утверждал Кустодиев. Он выбрал свою тему, и писал ее всю жизнь — точно, внимательно, с любовью. А тема эта была вызвана еще детскими впечатлениями.

Он родился в Астрахани — в городе, который в начале ХХ века был одним из крупнейших в Поволжье. Его нередко называли «русским Вавилоном» и даже «воротами в Азию». Отец Бориса Кустодиева служил преподавателем в местной духовной семинарии, мать была из купеческого рода.

Семья снимала флигель в доме у богатого купца, который любил жить на широкую ногу. Именно тогда мальчик получил первые представления о типах провинциального купечества, о его быте. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, - писал впоследствии Кустодиев, - был как на ладони. Это были живые типы Островского». Его интересовало все: как проходят свадьбы, базары, куда пошла купчиха, как она была одета, с кем разговаривала.

С раннего детства у Кустодиева проявилась страсть к рисованию, но в юности он мог только мечтать о том, что когда-нибудь сможет попасть в столицу и учиться в Академии. Его мечте было суждено сбыться. Сначала он брал частные уроки у местного живописца Власова, а в 1896 году поехал в Петербург, где начал заниматься в мастерской Ильи Ефимовича Репина.

Кустодиев стал любимым учеником прославленного передвижника. Работая над масштабной картиной «Торжественное заседание Государственного совета», учитель даже доверил своему талантливому помощнику самостоятельную работу. Так, фактически треть знаменитого полотна была написана Кустодиевым под чутким присмотром наставника.

Во время обучения в Петербурге Кустодиев не переставал писать письма своему первому учителю Власову, сопровождая их красочными иллюстрациями своих впечатлений. Складывалось ощущение, что он по памяти досконально восстанавливал картину событий и явлений и отображал ее на бумаге. Дочь Кустодиева позже вспоминала: «Он был очень дальнозрким. Это мешало ему в работе.

Он говорил: "Я вижу даже листок на дереве"». А однажды он попал на базар и ахнул: «Ума помраченье по краскам!». С тех пор он навсегда «заболел» этой темой. Он видел в ярмарках, масленичных гуляниях, праздниках настоящую, исконно русскую традицию. «Ярмарка была такая, что я стоял, как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть…», - писал в своих письмах художник. Это была еще одна сбывшаяся мечта художника.

Со временем стиль Кустодиева все больше приобретал черты лубка. Ничего удивительного, ведь он хотел рассказывать о простом народе, а это нужно было делать методами, понятными и близкими самому народу. Репин, остановившись однажды на выставке перед холстом своего бывшего ученика, вздохнул: «Декорации, декорации, декорации — никакой живописи. А какой был талантливый…».

Художник Серов добавил: «Замечательно! Даже из бронзы умеет картонку сделать этот Кустодиев!». Современники вторили: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев. Он как будто умышленно кидается из крайности в крайность. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, а то вдруг выставляет какую-то дебелую красавицу, сидящую на расписном с букетами сундуке. Нарочитое безвкусие». А Кустодиев придерживался своей линии и не привязывался ни к одному из художественных течений, которых в ту эпоху возникло великое множество.

Жизнь не была безоблачной - однажды выяснилось, что художник тяжело болен, у него обнаружили опухоль спинного мозга. Когда настал момент операции и необходимо было решить — оставлять художнику ноги, чтобы он мог ходить, или руки — чтобы он смог продолжить работать, ответ его жены был однозначным: конечно, руки.

Он навечно остался прикованным к коляске, но сохранил то, чем жил и дышал, — свое искусство. Во время самых сильных приступов болезни, он вновь и вновь обращался к своим детским воспоминаниям. Сегодня историки искусства говорят: чем хуже чувствовал себя Кустодиев, тем звонче и ярче были краски на его полотнах.

«От солнца кустодиевских картин в мастерской было весело. На стенах розовели пышные тела. Он говорил: "Ноги — что? Предмет роскоши, но вот рука начинает побаливать — это уже обидно"», - вспоминал художник Петров-Водкин.

Кустодиев любил жаловаться на то, что у него «фотографический глаз», что он все видит и все запоминает. Однако именно это ему очень помогало. Когда болезнь сковывала его, он писал по памяти. «Когда пишу, у меня всегда стоит картина перед глазами. Я ее как бы целиком списываю и срисовываю, и мне легко», - говорил Кустодиев. Но со временем ему становилась все тяжелее и тяжелее.


Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А.С. Пушкин)


Художник сам предложил, чтобы эти строки Пушкина стали эпиграфом к его биографии. Он словно чувствовал, что вместе с революцией в стране наступил период забвения того русского мира, который он всю жизнь прославлял. Художник умер в мае 1927 года. В день похорон шел сильный дождь, и один из современников заметил: «Вот и природа плачет — скучно ей без Кустодиева».

Еще обучаясь в мастерской Репина, художник писал: «Был в Эрмитаже, и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Как это всё могуче, сколько любви к своему делу, и как ничтожно то, что теперь! Хочется работать много-много и написать хотя бы одну картину за всю жизнь, которая могла висеть хотя бы в передней музея старых мастеров». И этой мечте Кустодиева суждено было осуществиться, хотя уже и после его ухода.

Использованы материалы документального фильма «Душа-астраханка. Борис Кустодиев»










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017. "Русский портрет"  Все права защищены.