14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...
13.11.18
Беспредельная композиция. Как работы из Ростовского кремля оказались в MoMA?
Не прошло и двух лет с момента обнаружения подмены работ Казимира Малевича и Любови Поповой в коллекции музея «Ростовский кремль», а полиция ещё только проводит доследственную проверку. Об этом сообщает ТАСС...
12.11.18
Где же женщины? Научный феминизм в искусстве
Иногда достаточно просто задать правильный вопрос. Именно это и сделала во Флоренции 12 лет назад Джейн Фортун. Путешествуя по изысканным музеям и церквям, украшенным фресками, американка-филантроп начала задаваться вопросом: «А где же женщины?»...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

«Низкое искусство» Роя Лихтенштейна

27.10.18

рой лихтенштейн поп-арт

27 октября 2018 года исполняется 95 года со дня рождения Роя Лихтенштейна, одного из пионеров американского поп-арта, к которому громкая слава пришла уже после 40, а до того многие критики называли его худшим из художников...






«Толчком к признанию и последующему прорыву Роя Лихтенштейна как художника стала детская просьба его сына: «Папа, нарисуй мне что-нибудь такое же красивое, как комикс». И он нарисовал «Смотри, Микки» (1961), ставшую его первой картиной на основе комиксов, с которой и началась его слава «пионера американского поп-арта».


Последующие работы были развитием темы картинок из комиксов, а процесс их создания выглядел следующим образом: художник пролистывал газеты и журналы комиксов в поисках необычных картинок, понравившуюся иллюстрацию вырезал и проецировал на холст, обводя изображение карандашом. Затем вносил некоторые корректировки в рисунок на холсте и раскрашивал его.

Но перед тем как выработать собственный стиль, Рой Лихтенштейн, подобно другим художникам-первопроходцам, экспериментировал то с сюрреализмом, то с кубизмом, то с абстрактным экспрессионизмом. Причем изобразительное искусство до определенного времени не изучал, а относился к нему как к хобби.

Просто искал объекты для творчества в многочисленных рекламных плакатах на улицах Нью-Йорка, в котором он и родился 27 ноября 1923 года в еврейской семье. И лишь после окончания школы Рой решит начать профессиональное обучение искусству, поступив в университет Огайо. Обучение пришлось прервать в связи с призывом в армию.

Он участвовал во Второй мировой войне и продолжил учебу лишь после ее завершения, получив степень магистра изящных искусств в 1949 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка, которая, как уже говорилось, успеха ему не принесла. Равно как было абсолютно безуспешным в плане призвания и последующее десятилетие.

Приходившие на выставки ждали чего-то другого от человека, получившего классическое образование в области изящных искусств. Перед ними же представали картины, относящиеся к так называемому «низкому искусству». Говорят, на одну из таких выставок пришел и Энди Уорхол, который, увидев работы Лихтенштейна, тут же пригласил его к себе в студию, пытаясь доказать, что он рисует практически то же самое.

Известно, что в судьбе обоих художников определенную роль сыграл влиятельный коллекционер Лео Кастелли, который одним из первых начал покупать их работы, увеличивая к ним интерес. И по одной из версий, именно он, расположенный более к работам Роя, посоветовал Уорхолу отойти от темы супергероев комиксов, сконцентрировавшись на других образах.

Так это или нет, утверждать никто не берется, но Уорхол стал знаменит благодаря картинам другой тематики, а Лихтенштейн представил миру свой индивидуальный и повсеместно узнаваемый стиль. Главное, чего он хотел добиться, — чтобы его картины выглядели, как напечатанные, а не созданные человеком.

Спроецированный рисунок он раскрашивал с использованием только основных цветов и черных контуров. Во многих картинах он использовал четко различимые точки (растровые элементы), которые при печати комиксов остаются практически невидимыми. Однако точки наполняли лишь часть его картины, что и привлекало внимание зрителя, заставляя его подробно изучить изображение. При этом сюжет работ Роя заставлял зрителя задуматься и дорисовать ход мыслей персонажа, как в примере с картиной «М-может быть», где девушка — это лишь часть истории с неизвестным и воображаемым сюжетом.

К слову, об упомянутом Лео Кастелли, точнее, его проницательности. Картина «Электрический шнур», купленная у Лихтенштейна в 1961 году за 750 долларов, была отдана реставратору в 1970 году. Но реставратор скоропостижно скончался, а картина исчезла. Было проведено расследование с участием ФБР, но полотно так и не обнаружили.

Реставратор же умер своей смертью, а посему, за отсутствием криминала, дело закрыли. И только лишь через без малого 40 лет работа Лихтенштейна была обнаружена вдовой реставратора, когда та разбирала один из шкафов. Стоимость картины была оценена уже в четыре миллиона долларов, досталась же она наследнице Кастелли.

Но не все были так проницательны. Когда в 1966 году лондонская галерея Tate приобрела картину Лихтенштейна Whaam!, возмущению и непониманию посетителей не было предела, ведь, по их отзывам, она «не ставила никакого серьезного вопроса и не заставляла задуматься», в чем, по мнению большинства, и состоит смысл искусства. Однако вызванный шум недовольства способствовал и популярности Роя. О нем стали писать и говорить, и в скором времени уже на ура прошла его персональная выставка в той же галерее Tate.

После этого буквально за несколько лет он превратился в одного из самых узнаваемых художников своего поколения — с неизменными для его работ, заставляющими задумываться точками-пикселями, парой-тройкой цветов и черных линий. Следующие его эксперименты — уже не над комиксами, а над работами художников — Пикассо, Матисса, Моне, Мондриана.

Они, как и первые его картины, были встречены зрителями недоброжелательно: его обвиняют в перерисовывании знаменитых работ в своем собственном стиле. Рой же на эти выпадки только говорил: «Пикассо действительно всегда оказывал на меня огромное влияние, и когда я начал рисовать свои картины-комиксы, то решил, что наконец ухожу от него.

И даже мои работы в стиле поп-арт, отсылающие к Пикассо, — это лишь попытка избавиться от его влияния». А по поводу своей версии картины Ван Гога «Спальня в Арли», созданной им в 1992 году, шутя, произнесет: «Я тут прибрался у него. Думаю, он обрадуется, когда вернется из больницы и обнаружит, что я развесил его рубашки и даже купил новую мебель».

В 1989 году он вошел в тройку живущих художников с максимальной стоимостью работ, после того как его картину Torpedo…Los! продадут на аукционе за $5,5 млн. В сентябре 1997 года он умер, став одним из самых влиятельных художников второй половины ХХ века. Стоимость работ Лихтенштейна после его смерти продолжит расти: в 2005 году картина Inthecar будет продана за $16,2 млн, в 2010 году картину Ohhh…Alright купят уже за $42,6 млн.

Созданного им стиля сейчас придерживаются многие известные художники, копируют, в свою очередь, уже его работы. Некоторые арт-критики теперь обвиняют в полной бездарности уже их, утверждая, что, в отличие от них, Лихтенштейн хоть умел рисовать. Но ведь и он прошел через это в начале творчества, сумев изменить первоначальное скептическое отношение к поп-арту. И сегодня ценителей его работ гораздо больше, чем тех, кто их критикует». - jewish.ru









  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ! С 09.07 по 20.07.2017 с 12:00 до 19:00. ВС, ПН - выходные.
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.