26.04.18
Почему нельзя жениться на русской. Из воспоминаний А.Н. Вертинского
Знаменитый русский певец, актер, любимец публики Александр Николаевич Вертинский в своих мемуарах «Четверть века без Родины» искренне, живо, увлекательно рассказывает о крутых жизненных поворотах, выпавших на его долю, о драматических и комичных эпизодах жизни...
25.04.18
Украденное искусство: какое, где и сколько...
О том, что искусство — одна из самых прибыльных сфер криминальной деятельности, известно давно. Однако какой-то детальной статистики на этот счет не было, пока недавно портал Element Paints не проанализировал базу данных Интерпола...
24.04.18
Самые дорогие картины, купленные российскими олигархами на аукционах за последние 10 лет
Миллиардеры из списка Forbes могут потягаться с лучшими музеями мира коллекциями шедевров живописи. Forbes Life рассказывает о самых дорогих приобретениях бизнесменов на мировых аукционах...


  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18
  • Олег Лебедев. «Картины разных лет, 1965 - 2015», онлайн-выставка
    Приглашаем на online-ретроспективу замечательного санкт-петербургского живописца Олега Владимировича Лебедева (1950 - 2016). В экспозиции, позволяющей проследить за творческим становлением художника, собрано около семидесяти работ, относящихся к разным периодам жизни мастера...
    25.01.18

Война и мир Василия Верещагина

26.10.17
Василий Верещагин (1842 - 1904) русские художники

26 октября 1842 в городе Череповец родился Василий Васильевич Верещагин - великий русский живописец и литератор, бесстрашный солдат, ненавидящий войну, и номинант на первую Нобелевскую премию Мира. Весь жизненный путь Василия Верещагина - пример бескомпромиссного служения Отчизне...






Василий Верещагин в Кадетском корпусе

«Всемирно известный художник, чьи работы получили признание как в России, так и за рубежом, родился в Череповце в 1842 году. Детство будущего живописца прошло в деревне Пертовке Череповецкого уезда Новгородской губернии. Мотивы северной природы и художественные традиции русского севера нашли отражение в позднем творчестве художника.
Василий с детства хорошо рисовал, но, несмотря на всеобщее восхищение его рисунками, родители — небогатые помещики — не могли представить себе, чтобы их сын стал художником. И юного Верещагина отправили учиться в Царскосельский малолетний кадетский корпус, а затем — в Морской кадетский корпус.

Гардемарин Верещагин учебу, несмотря на отвращение к казенным порядкам корпуса, учился весьма прилежно и всегда был первым учеников в классе. Но тяга к рисованию не проходила, и Верещагин начал брать частные уроки живописи, а позднее, в 1858 — 60-х годах учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Вскоре после завершения учебы в Морском корпусе, в 1860 году Верещагин принял серьезное решение: вопреки уговорам родителей оставляет морскую карьеру и поступает в Академию художеств. Родители отказались помогать ему деньгами, но руководство Академии назначило стипендию 40 рублей в месяц, и Верещагин приступил к занятиям.

Впрочем, через три года учеба в Академии наскучила ему. Система обучения, основанная на принципах позднего классицизма, была далека от реальной жизни и неимоверно раздражала художника. Ему хотелось рисовать с натуры, а приходилось писать абстрактные картины на античные сюжеты. И вот в 1863 году Верещагин уехал на Кавказ, где провел полтора года: путешествовал, делал наброски с натуры, изучал традиции народов Кавказа.


В. Верещагин во время первой поездки на Кавказ

В 1864 году — поступил в Академию художеств в Париже, там художник проучился с перерывами три года. В 1867 году после завершения учебы Верещагин отправился в Туркестан, в действующую русскую армию. Здесь он принимал участие в военных действиях и получил Георгиевский крест за исключительную храбрость в обороне Самаркандской цитадели.

В эти годы сформировалась не только манера письма молодого художника, но и его эстетическое и жизненное кредо. Как художник-баталист Верещагин посвятил жизнь изображению «ужасов войны», самых отвратительных ее сцен. Он был убежденным противником войны, и ставил перед собой задачу ее правдивого изображения.

В серию картин, созданную на материале более чем трехлетнего пребывания в Туркестане, вошли картины «У крепостной стены. «Пусть войдут», «Смертельно раненый» и «Апофеоз войны» - самое известное произведение Василия Верещагина. На этом полотне изображена груда человеческих черепов, над которой кружат птицы. На раме картины есть надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Таким образом художник выразил свое отношение к любым военным действиям. Кстати, картины Верещагина нередко сопровождались подписями и пространными комментариями, что давало повод критикам заметить, что «подписи у господина Верещагина часто бывают интереснее картин» .


Верещагин за мольбертом, 1902

У художника был явный литературный, или, скорее, публицистический дар. Его первое произведение «Из рассказов крестьянина-охотника» было написано еще в юности в подражание «Запискам охотника» Тургенева. Позднее Верещагин привозил из всех своих путешествий не только этюды, но рукописи. Литературное наследие Верещагина в основном представлено путевыми очерками, дневниками («Очерк путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. Путешествие по церквям»), военными мемуарами («На войне в Азии и Европе»), а также повестями («Детство и отрочество», «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей»).

После возвращения из Туркестана художник некоторое время жил в Мюнхене, где работал над циклом туркестанских картин. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер. Из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам брак их долгое время был гражданским, и лишь в 1883 году они, наконец, обвенчались в Вологде.

В 1873 туркестанская серия была закончена, и Верещагин организовал первую персональную выставку своих работ в Лондоне. В каталоге была пометка: эти картины не продаются. Несмотря на шумный успех в Великобритании, Верещагин не собирался продавать свои картины за рубежом. И вскоре перевез полотна в Петербург, чтобы показать их соотечественникам.

Выставка прошла с большим успехом, и была омрачена только негативным отзывом императора Александра II о картинах «Забытый», «Окружили — преследуют» и «У крепостной стены. Вошли!». Импульсивный художник был настолько угнетен этим откликом на свои работы, что вырезал холсты из рам, увез домой и сжег. Друзья Верещагина и поклонники его творчества, в числе которых были знаменитый критик В.В. Стасов, коллекционер П. М. Третьяков были шокированы этим поступком и очень жалели об уничтоженных полотнах.


Столица Евгений Иванович (1870—1929). «Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца "Петропавловск" в 1904 году». 1904

Вскоре после выставки вся коллекция туркестанских картин была куплена П. М. Третьяковым и Д. П. Боткиным за 92 тысячи рублей. Верещагин остался доволен тем, что все картины остались в России в одной коллекции. После продажи картин Верещагин с женой уехали в Индию, где пробыли до 1876 года. Результатом путешествий стал индийский цикл картин («Жемчужная мечеть» в Агре», «Воин-всадник в Джайпуре», «Гималаи вечером» и др.)

После возвращения Верещагин поселился в пригороде Парижа Мезон-Лаффите, но пробыл там недолго. В 1977 году началась русско-турецкая война, и художник отправился на Балканы, чтобы принять участие в военных действиях и создать новую серию картин о войне. В этой войне принимал участие и его младший брат — Сергей Верещагин.

Он погиб, и его тело не успели вынести с поля битвы. Василий Верещагин, и сам раненый в это время, тяжело переживал смерть брата. Сложно переживала этот период вся семья Верещагиных. Родители художника почти разорились, брат-молокозаводчик Николай Верещагин терпел убытки из-за падежа скота.

Да и финансовые дела Василия Верещагина были не особенно хороши. Его выставки с огромным успехом проходили во всех европейских столицах, пресса захлебывалась от хвалебных откликов. Но в России к творениям Верещагина относились гораздо прохладнее, и коллекционеры покупали их не очень охотно. Финансовое положение художника оставалось неустойчивым на протяжении всей его жизни, и очень беспокоило его.

Новые картины Верещагина, написанные по впечатлениям от войны на Балканах, произвели фурор в Европе и были прохладно встречены в Петербурге, где их создателя упрекнули в отсутствии патриотизма. В балканскую серию вошли трагические полотна («Побежденные. Панихида»), героические («Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой») и сатирические (триптих «На Шипке все спокойно»).

На одной из выставок Верещагин познакомился с представителями американской Ассоциации художеств, которые предложили ему провести ряд выставок в США. В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины заокеанской публике. Американские партнеры обещали Верещагину большие деньги, на деле же выставки и последовавший за ним аукцион не принесли художнику ощутимой выгоды.

Зато в Нью-Йорке он познакомился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской — она приехала из Москвы чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок Верещагина. Мгновенно вспыхнувшее чувство не угасало, и спустя некоторое время, уже после возвращения в Россию художник подал на развод с женой и начал ухаживать за Лидией Васильевной.

Развод в те времена был непростой процедурой, занявшей несколько лет, в течение которых у пары Верещагин-Андреевская родилась дочь Лидия. К этому моменту Верещагин уже продал свою мастерскую в Мезон-Лаффите, и перебрался в Подмосковье, где выстроил дом неподалеку от деревни Нижние Котлы.

Здесь он занялся серией исторических полотен на тему войны 1812 года: «Наполеон I на Бородинских высотах», «Не замай — дай подойти», «На большой дороге. Отступление, бегство…» и другие. Этот цикл картин не вызвал особого ажиотажа ни у публики, ни у критиков, ни у членов царской семьи, которым Верещагин предложил купить картины. Но художника это уже мало интересовало. Всегда тщеславный, резкий, нетерпимый к любой критике, он к тому времени сильно изменился.

Самым главным для него стала семья — жена и дети, самым большим горем — смерть старшей дочери Лиды. В 1901 Василий Верещагин стал одним из номинантов первой в истории Нобелевской премии мира. В связи с этим он уехал в Осло, где устроил свою выставку. Впрочем, премия досталась не ему, а швейцарцу Анри Дюрану, инициатору создания Международного Красного Креста.

В 1903 году Верещагин уехал в недолгое путешествие по Японии, результатом которого стали картины «На мосту», «Прогулка в лодке», «Японка» и другие. Но вскоре после возвращения художника в Москву начинается русско-японская война. Верещагин неожиданно принимает решение ехать на Дальний Восток к местам боевых действий. Война всю жизнь притягивала его как магнит, и в 1904 он не смог отказаться от желания вновь увидеть все своими глазами.

Поездка проходила вполне удачно, о чем Верещагин сообщал в письме жене 30-го марта. А 31-го марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, подорвался на подводной мине и мгновенно затонул. Из 650-ти членов экипажа удалось спасти лишь около 60-ти. Верещагина среди них не было. После смерти художника часть его полотен приобрел Русский музей в Петербурге.

Большая часть работ уже была приобретена для галереи Третьякова в Москве. Отдельные картины оказались в музеях и частных коллекциях за рубежом. Василий Васильевич Верещагин прославил на весь мир свою страну и свою малую родину — Череповец.

В родном городе через 80 лет после смерти художника в 1984 году был открыт мемориальный дом-музей Верещагиных. Именем художника названа улица, училище искусств и художественных ремесел и центральная городская библиотека Череповца. Памятник Верещагину установлен на площади Металлургов перед небольшим сквером, открывающим улицу Верещагина».- kray.cherlib.ru









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.