17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Авторский тур в Кастилью: Леон - древняя столица Астурии. Часть II
    Продолжим наш виртуальный тур по астурийской столице Леону, в которой так органично сочетается наследие седой старины с веяниями новейшего времени. Фото сделаны во время авторского тура по Кастилии в 2017 году...
    15.09.19

Ричард Дадд - гений в плену сумасшествия

01.08.19

Ричард Дадд (1817-1886)

1 августа 1817 года родился Ричард Дадд, известный художник викторианской эпохи,  творец сколь зловещий, столь и талантливый. На протяжении 40 лет этот мрачный гений создавал свои полотна находясь в заточении в Бедламе...





Ричард Дадд

«40 лет в психиатрической клинике… за мольбертом: уникальный и трагичный пример в истории искусства! Работы Ричарда Дадда при его жизни восхищали лишь медперсонал психлечебницы, а в ХХ веке произвели настоящий фурор.

Одержимый Осирисом


Ричард Дадд рос талантливым мальчиком: с ранних лет отец обучал его резьбе по дереву. А так как у Ричарда проявлялись способности к рисованию, его зачислили в Королевскую художественную Академию. Впоследствии он даже возглавил сообщество викторианских художников «Клика». Однако надежды на звездную карьеру выдающегося художника очень скоро растаяли.


В 25 лет Дадд совершил путешествие по восточной части Средиземного моря, побывав в Италии и Греции, а также Османской империи. Во время грандиозного вояжа начали проявляться первые симптомы психического нездоровья, которые спутники Дадда по наивности приняли за последствия солнечного удара. Дадд порою вел себя, как сумасшедший, полагая, что он находился под властью египетского бога Осириса.


Ричард Дадд. Гробницы халифов

Его мучали видения, под влиянием которых, как признавался он сам, художник даже подумывал на обратном пути в Англию убить папу Римского.

По возвращению ситуация усугубилась: молодой человек, доселе общительный и жизнерадостный, вдруг замкнулся в себе. Более того, он стал пугать родных странными выходками: хранил в комнате несколько сотен куриных яиц и не снимал перчатки из козлиной шкуры.

Когда доктор, обследовавший Ричарда, сообщил отцу о тревожном диагнозе, тот отказался верить, чем подписал себе смертный приговор: летом 1843 года, Дадд-младший, видя в родителе дьявола, сначала нанес отцу удар ножом, а затем перерезал бедняге горло и бежал во Францию.

В конце концов, он все же был пойман (вновь набросился с ножом на пассажира экипажа, а во время допроса заявил, что направляется в Вену, чтобы порешить самого императора!) и экстрадирован в Англию, где провел остаток своей жизни в сумасшедших домах: сначала в легендарной больнице «Бедлам» в южном Лондоне, а затем в Броадмуре.

Талантливый Дадд часто развлекал медицинский персонал клиники Бедлам, читая по памяти пьесы Шекспира и играя на скрипке.


Ричард Дадд. Распятие

Живопись вместо таблеток

Более чем четыре десятилетия заключения в психиатрической клинике Дадд посвятил искусству, продолжая упрямо предаваться живописи. Его фантазийные детализированные работы, которые хотелось рассматривать с лупой, должно быть, выглядели странно в глазах его современников. Однако прожитая эпоха сюрреализма позволяет сегодня по-иному трактовать картины Дадда, представленные на ретроспективе.


Ричард Дадд. Шторм

Бедлам, а вернее Вифлеемский госпиталь для душевнобольных (Bethlhem Hospital) напртив Тауэра, славился образцовой репутацией: пациентов здесь не морили голодом, не заковывали в цепи, напротив — позволяли им творить.


Ричард Дадд. Младенец

Картины, написанные пациентами психиатрических клиник — своеобразный арт-фетиш. Так, знаменитая коллекция немецкого психиатра Ханса Принцхорна насчитывает целых пять тысяч картин, среди их авторов и подопечные Бедлама.




Ричард Дадд. Бегство из Египта




Ричард Дадд. Мастерский замах сказочного дровосека (Fairy Feller's Master-Stroke)

«А, так с тобой была царица Мэб!
То повитуха фей. Она не больше
Агата, что у олдермена в перстне.
Она в упряжке из мельчайших мошек
Катается у спящих по носам.
В ее повозке спицы у колес
Из длинных сделаны паучьих лапок…»


Вдохновленный образом королевы Мэб, описанной Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Дадд в течение 9 лет писал в психиатрической лечебнице свою знаменитейшую работу «Мастерский замах сказочного дровосека» (1855−1864).

На полотне изображены фантасмагорические персонажи, феи в волшебных нарядах, взгляд которых прикован к дровосеку, готовому расколоть грецкий орех, чтобы сделать из скорлупы колесницу для королевы Мэб. Эту картину показали в галерее Тейт в 1963 году. Тогда она была в рифму психоделическому духу времени. С тех пор ее популярность только растет, несмотря на то, что полотно родом из далекой викторианской эпохи. Впрочем, мода на «викторианство» — черта и нашего времени.

Картина Дадда «Мастерский замах сказочного дровосека» в свое время, вдохновила английского композитора Оливера Кнуссена и писателя Терри Пратчетта. А одна из песен легендарных Queen не только позаимствовала ее название — лидер группы Фредди Меркьюри называл полотно своей любимейшей картиной, и увидел он ее в галерее Тейт!


Ричард Дадд. Обертон и Титания

Сюжет «Обертон и Титания» позаимствован автором из английской мифологии. Король и королева эльфов, согласно легендам, частенько ссорятся, ведь Обертон падок на красоток из числа простых смертных!

«Дадд, возможно, был сумасшедший, но его образы никогда не были бессмысленными» — таков лейтмотив выставки.


Ричард Дадд. Порт

Несколько акварелей Дадда, чем-то напоминают тернеровские полотна. Например, «Порт» (1861) с его фантастическими укреплениями на вершине скалы, головокружительной высотой, и ощущением полета над гаванью.


Ричард Дадд. Остановка в пустыне

«Остановка в пустыне» (1845) — роскошный и технически безупречный ночной пейзаж, написанный во время путешествия Дадда по Ближнему Востоку, который показывает мастерство художника в изображении драматических световых эффектов: лунный свет против бездонной синевы.
Источник: artchive.ru










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.