24.08.19
Лавиния Фонтана, эмансипированная художница Возрождения
24 августа 1552 года в Болонье родилась Лавиния Фонтана, видный представитель болонской школы живописи периода раннего барокко.Женщины той эпохи не допускались в классы Академии художеств, поэтому возможность получения художественного образования была только у женщин, родившихся в семьях художников...
22.08.19
Анри Картье-Брессон, мастер «решающего момента»
22 августа 1908 года на свет появился Анри Картье-Брессон, прославившийся как непревзойденный мастер репортажной съемки, идеолог «решающего момента» в фотографии, т.е. умения нажать на спуск камеры на пике эмоций, чтобы затем передать их зрителю через снимок...
22.08.19
Невероятная Лени Рифеншталь
22 августа 1902 года родилась Хелена Берта Амелия Рифеншталь, одарённость которой до сих пор продолжает поражать. За что бы она ни бралась в своей жизни — во всём добивалась головокружительных успехов. Но насколько успешна она была, настолько же поразительна её судьба, наполненная невероятными поворотами. Вот всего лишь несколько фактов из её биографии...


  • Авторские туры в Нормандию: Руан - город пламенеющей готики
    Побродить по старинным улочкам Руана, полюбоваться его уносящимися ввысь шпилями соборов, пропитаться духом времен, глядя на прекрасно сохранившиеся разноликие фахверки, мы сможем в нашем Авторском туре по Нормандии летом будущего года...
    25.08.19
  • Не пропустить рождественскую сказку в Эльзасе!
    Приглашаем вас побывать в Рождественской Сказке в Краю Рыцарей и Виноделов вместе с Инессой Платоновой и клубом «Авторские Туры» в декабре этого года. Рождественские ярмарки и распродажи, весёлые народные праздники и гулянья; знакомство с винодельческой и кулинарной традициями региона!..
    24.08.19
  • Авторский тур в Перу. Альтиплано. Высота 4910 метров над у.м.
    Вспомнился что-то наш героический переход в Андах по высокогорному альтиплано, обширному плато в Андах, испещрённому вулканами. Переход был осуществлён нашей группой в декабре 2016 года в авторском туре «Перу «Легенды Империи Инков». Тогда мы много повидали в путешествии, длящемся 23 дня...
    22.08.19

Кто дозволен Юпитеру

29.02.08

Царь Аргоса Акрисий боялся смерти и не любил детей. Когда-то оракул предсказал ему гибель от руки собственного внука, и он заточил дочь Данаю то ли в подземелье, то ли в башню. Ну и ничего у царя не вышло. Данаю углядел Юпитер, влюбился, получился Персей, он вырос, во время состязаний метнул диск и случайно убил дедушку.

От судьбы не уйдешь, ее на замок не закроешь. Благодаря страхам Акрисия изобразительное искусство обогатилось сюжетом о том, как нечеловечески изобретательный Юпитер проник к Данае в виде золотого дождя. В Средние века эта сцена воспринималась как языческое благовещение — Даная олицетворяла целомудрие и намекала на непорочное зачатие. Ренессанс сместил акцент на гедонизм, чувственность и телесную красоту.

"Даная" Корреджо (настоящее имя Антонио Аллегри), написанная в 1531 году, особенно интересна в свете эрмитажных картин Тициана и Рембрандта, созданных позднее. Тициан писал Данаю много раз и всегда сохранял величественную позу Данаи — сходство с микеланджеловским Адамом в росписи потолка Сикстинской капеллы (1509-1512) придает ей чуть ли не героический оттенок.

Корреджо. "Даная". 1531г.

Эрмитажный вариант относится к 1554 году и является одним из самых реалистичных и подробных:
усатое-бородатое лицо Юпитера в облаках, старая служанка, которая скорее собирает золотой дождь в передник, чем прикрывает от него Данаю, да и сам дождь у него нумизматический какой-то. Тициан старался показать белое тело на белых простынях и потому накладывал множество тонких полупрозрачных слоев краски, чтобы добиться впечатления живой округлой плоти на фоне смятой ткани.

 "Даная" Рембрандта относится уже к 1636-1656 годам. Здесь задача совсем иная — передать свет, льющийся на тело из-за тяжелых портьер, и усилить его обилием золота в интерьере. Нет ни Юпитера, ни дождя, а служанка в берете художника и с подобием палитры чуть ли не символизирует творчество (или что еще мог иметь в виду эрудит и хитрец Рембрандт).

Залетный дождь, освещение, контраст телес и простыней — те же проблемы стояли и перед Корреджо. Но главная задача была совсем другая. Картина предназначалась для мантуанского герцога Федерико II Гонзага и вместе с "Юпитером и Ио", "Похищением Ганимеда" и "Ледой" должна была украсить его личный Овидиев зал в палаццо Те. Поэтому все четыре полотна про любвеобильного Юпитера основаны на "Метаморфозах".

От Корреджо требовалась изящная и чувственная любовная сцена. Он и написал стройные тела юной Данаи и Амура-подростка, выстроил ясную композицию на основе традиционной ренессансной пирамиды, смягченной параллельными линиями наклона их тел. Свет здесь не потусторонний, а самый что ни на есть реальный — из ненаписанного окна справа.

 Есть, конечно, и странное золотистое облако, нависающее над лоном Данаи, но дождь из него не льется, а чуть капает — три капельки зависли в воздухе, золотистая россыпь виднеется на простыне, переброшенной через бедра Данаи, да Амур держит в руке маловразумительный сгусток божественного семени.

Для художника гораздо важнее идеальная красота и переливчатая белизна тел Данаи и Амура. Чтобы сохранить эту белизну и одновременно показать контраст плоти и простыней, Корреджо пришлось усилить голубоватый оттенок ткани. Добавьте синюю отделку кровати, голубой пейзаж за окном слева и отливающие синевой крылья Амура — и сцена приобретет мифологическую холодность и отстраненность.

 На фоне стройных тел Данаи и Амура забавно выглядят два пузатеньких мальчугана. Они олицетворяют любовь небесную и земную и увлеченно пробуют наконечник любовной стрелы на ювелирном камне, проверяя драгоценность металла.

В этой картине Корреджо предстает виртуозным живописцем, который превосходно выстраивает многофигурную композицию и знает толк в анатомии. Здесь нет венецианского богатства и интенсивности цвета, зато фантастически тонкая светотень. Художник не хотел глобальности и говорил, что его мысли умещаются на кончике карандаша. Важнее легкое движение, мимолетная улыбка.

 Ренессансный героизм уступает место интимному маньеризму, а изящество письма предвосхищает рококо XVIII века. Однако наряду с галантной живописью он создавал и великолепные иллюзионистические фрески — в церквях Корреджо, родного города художника, и в Парме. Роспись потолка в кафедральном соборе Пармы — это невероятный прорыв из реального пространства в другой мир, достигнутый перспективным сокращением десятков фигур в облаках и интенсивным светом, который просто растапливает купол.

 Композиция выстроена настолько динамично, что буквально вкручивает охваченного экстазом зрителя в божественную бесконечность. Чем не барокко. Тициан говорил об этой росписи: переверните купол и наполните его золотом, но и тогда работа Корреджо будет ценнее всех денег.

Созданная Корреджо серия про похождения Юпитера так и не стала украшением дворца Федерико II Гонзага, а была презентована Карлу V и разошлась по Европе: "Леда" — в Берлине, "Юпитер и Ио" и "Ганимед" — в Вене. Да и "Даная" сменила немало владельцев и городов — Мадрид (1532), Милан (1584), Прага (1621), Стокгольм (1652), Рим (1654), Париж (1721), Брюссель (1792) и снова Париж (начало XIX века).

Только в 1827 году одиссея картины завершилась, и полотно осталось в галерее Боргезе. Путешествиями и многочисленными реставрациями объясняется состояние холста, на котором хорошо заметны утраты красочного слоя и лакового покрытия.

Куда определить Корреджо (около 1489-1534) — в Ренессанс или маньеризм, в барокко или рококо? Ведь художник был ровесником Рафаэля (1487-1520) и современником Микеланджело (1475-1564). Высокий Ренессанс, куда уж выше. Но Высокий Ренессанс — грандиозная искусствоведческая абстракция, ведь тогда еще полыхала готика и уже расцветали маньеризм, барокко и рококо.

Фигура Корреджо характерна для Ренессанса, но, как и многие другие художники, он остался в тени титанов эпохи. Просто первый художник в Ломбардии, который начал писать в "современной манере" (по словам Вазари), просто еще один предвестник искусства XVII и XVIII веков. Должно быть, Антонио Аллегри и сам считал судьбу несправедливой, когда перед одним из шедевров Рафаэля воскликнул: "Да я ведь тоже художник!"

Ольга Лузина


Источник: "КоммерсантЪ WEEKEND"











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.