29.05.20
Фриденсрайх Хундертвассер: искривление прямизны
Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя - Фридрих Штовассер) родился 15 декабря 1928 года в Вене. В историю искусств он вошёл как художник, архитектор, дизайнер, теоретик искусства, создатель графической техники «бесконечной линии», автор национального флага Новой Зеландии, кавалер Золотого знака Почётного гражданина Вены...
28.05.20
Карл Ларрсон - пионер Шведского стиля
28 мая 853 года в Старом городе Стокгольма родился Карл Улоф Ларрсон,один из самых известных шведских живописцев и графиков. Талант 13-летнего Карла заметил его школьный учитель, который дал ему рекомендацию в Королевскую академию художеств...
27.05.20
Художники смогут получать деньги за цифровой контент на платформе StudioVisit
29 мая 2020 года будет запущена цифровая платформа StudioVisit, которая позволит художникам получить дополнительный заработок, предоставляя цифровой контент для желающих побывать в виртуальной студии художника...


Михаил Врубель и его демоны

17.03.20

Михаил Врубель (1856-1910)


В этот день, 17 марта 1856 года, родился Михаил Врубель, один из самых значительных и загадочных русских художников рубежа XIX-XX веков, сказавший своё слово практически во всех областях изобразительного искусства - живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве...






«Нередко большой талант сопровождают душевные муки и терзания. Судьба Врубеля трагична, он много страдал и несколько лет находился на грани безумия. К сожалению, многие из его полотен успели выцвести всего за сотню лет. Но и то, что сохранилось, способно передать мощь его художественного гения.

Будущий художник родился в Омске, в семье офицера Александра Михайловича Врубеля. Мать умерла, когда мальчику было всего три года. Семья часто переезжала из города в город, но отец внимательно относился к сыну. В шесть лет мальчик начал рисовать, а в восемь, когда Врубели жили в Петербурге, отец отвел мальчика в рисовальную школу Общества поощрения художеств.


Через год, когда семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли учителя рисования. После поступления в гимназию большую часть его времени занимала учёба, занятия историей и естествоведением. Рисовал Михаил урывками, неохотно, в основном по просьбам отца. Гимназические годы Врубель провёл в Одессе. Там он изучал не только историю, но также античную литературу и латинский язык, с упоением читал Овидия и Горация в оригинале.

После гимназии Михаил поступил на юридический факультет Петербургского университета. Сохранилось несколько его работ того периода: "Врубель со своим университетским товарищем Валуевым" (1877), "Маргарита" - иллюстрация к "Фаусту" Гёте (1877). Но только на последних курсах университета Врубель вновь обратился к искусству - начал посещать уроки профессора Чистякова.

В 1880 году Михаил стал студентом Академии художеств. Постигая основы мастерства, писал акварелью без устали - за одну ночь он создал композицию "Орфей в аду", на которой изобразил около ста фигур.

Уже в ранних работах Врубеля были черты, резко выделявшие его из ряда академистов. Он заслуженно слыл мастером акварели и прирожденным композитором массовых сцен. Свои дарования Врубель мастерски продемонстрировал на многофигурных библейских сценах во "Введении в храм" (1882).

Одновременно с этим он создавал портреты, передающие не черты человека, а скорее, его душевное состояние. В 1884 году Врубель бросил академию - ему предложили поехать в Киев, чтобы реставрировать фрески в древней Кирилловской церкви. Ему предложили не только восстановить старые фрески, но и написать новые взамен утраченных.

Художник серьёзно подходил к работе, изучая не только отечественные росписи, но и венецианские произведения. К сожалению, росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем, так и не были исполнены ввиду их крайней необычности - художник отошёл от церковного канона, создав свободные композиции, придерживаясь темы, но отойдя от привычного канона. Он написал акварелью "Ангела с кадилом и свечой", четыре варианта "Надгробного плача", два варианта "Воскресения".

Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Он описывал своего демона отцу как "духа не столько злобного, сколько страдающего и скорбного, но при всём том Духа властного и величавого". Художник показал своего "Сидящего Демона" уже в Москве, куда он приехал в 1889 году.

В то время Врубель много работал над лицами. Как и вся живопись художника, его портреты остропсихологичны. Мастера привлекал внутренний мир человека, которого он изображал. Он стремился заглянуть в душу. Возможно, именно поэтому круг моделей очень узок - только близкие знакомые художника.

Врубель обожал музыку - в конце девяностых он даже работал художником в театре - писал декорации для Московской частной оперы Саввы Мамонтова к операм "Царская невеста", "Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане". Кстати, главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела.

Он был влюблён в неё страстно, безумно. Врубель говорил, что если бы Надежда отвергла его предложение руки и сердца, он бы лишил себя жизни. Она так же крепко любит мужа, и пишет сестре восторженные письма о добром нраве Врубеля и о том, как с ним легко и весело.

Летом 1901 года у четы Врубелей родился первенец - сын Савва. Ребёнок родился с огромными голубыми глазами и... заячьей губой. Видимо, у мальчика было ещё множество патологий - он прожил всего два дня. Эта трагедия так потрясла Врубеля, что в 1902 году у него начали явственно проступать признаки душевной болезни.

Художник становился замкнутым и нервным, однако в минуты просветления он сразу же хватался за кисть - творчество ему было необходимо не меньше, чем дыхание. Через пять лет Врубель лишился и этой отрады - он стремительно слепнул, пока тьма полностью не накрыла его мир.

Умер Врубель 14 апреля 1910-го года, приняв смерть, как избавление от страданий. Александр Блок сказал над могилой художника: "Врубель пришёл к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать"
.

Мистики уверены, что именно "Демоны" виноваты в несчастьях художника. Знакомые и друзья говорили, что он был словно одержим образами, рожденными его сознанием»...






По теме
  • Одесские годы Михаила Врубеля
    На страницах издания Artukraine.com.ua рассказывается об "одесском" периоде жизни и творчества Михаила Александровича Врубеля, которому по странному стечению обстоятельств уделено незаслуженно мало места в искусствоведческой литературе...
    14.12.11




Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.