21.02.18
Пётр Кончаловский - художник, умевший находить компромиссы
21 февраля 1876 года родился Пётр Кончаловский, выдающийся художник, принадлежащий одновременно и к европейской, и к отечественной культурным традициям. Участник художественных объединений: «Бубновый валет», «Союз молодёжи», «Мир искусства», «Бытие», «АХРР». При этом позже - академик, лауреат Сталинской...
20.02.18
Михай Мункачи: от провинциального плотника до столичного мэтра
20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии родился знаменитый венгерский художник Михай Мункачи — фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная. Для своих соотечественников Мункачи — великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра...
19.02.18
Что держали Венерины руки?..
Она протрясающая. Движение ткани сложно детализировано, и линии тела идеальны. Созданная более двух тысячелетий назад Агесандром Антиохийским, она настолько прекрасна, что кажется современной...


  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18
  • Олег Лебедев. «Картины разных лет, 1965 - 2015», онлайн-выставка
    Приглашаем на online-ретроспективу замечательного санкт-петербургского живописца Олега Владимировича Лебедева (1950 - 2016). В экспозиции, позволяющей проследить за творческим становлением художника, собрано около семидесяти работ, относящихся к разным периодам жизни мастера...
    25.01.18
  • Завихрились небеса в «Русском Портрете»...
    Приглашаем всех на персональную выставку солнечного петербургского художника Анатолия Рыбкина «За калиткой небеса завихрились». Выставка проходит по адресу: улица Рылеева, 16, галерея «Русский Портрет». Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31. С 11:00 до 20:00, кроме ПН...
    21.11.17

Презумпция гениальности

03.03.14
Искусство vs наука

Могут ли люди достоверно отличить шедевр от нешедевра? Однажды учёные задались этим вопросом и пришли к неутешительным выводам: наша оценка пары «шедевр-нешедевр» базируется только на нашей осведомлённости об авторстве произведения...





«В 1995 году Metropolitan Museum of Art проводил выставку Rembrandt/Not Rembrandt. Выставка получила противоречивые отзывы: вместе с работами самого Рембрандта выставлялись картины его учеников и последователей. Идея была найти, где проходит грань между гением и имитацией, между подлинником и подделкой.
Столетие назад Рембрандту приписывали около 700 работ. В течение XX века это число сократилось вдвое: эксперты установили, что половина картин была создана его учениками. Это имело серьезные финансовые последствия для коллекционеров. Работы Уильяма Дроста, ученика Рембрандта, стоят от нескольких сотен тысяч до пары миллионов долларов. Произведения самого Рембрандта уходят за десятки миллионов.

Откуда такая ошеломляющая разница в цене? Первое объяснение: картины Рембрандта особенные. Мы можем не понимать этого осознанно, но понимаем интуитивно. Вот почему Рембрандта выставляют в главном зале Metropolitan Museum of Art, а его имитаторов — на минус первом этаже.

Второе, более убедительное объяснение: наши эстетические суждения сложнее, чем мы думаем. Рембрандт может быть великим художником, но мы ценим его не только за мастерство. Мы ценим его за то, что это Рембрандт. Образ, существующий только у нас в головах.

В 2011 году группа ученых из Оксфорда решила проверить эту гипотезу. Они пригласили 14 добровольцев, знакомых с творчеством Рембрандта, но не экспертов, и объяснили условия: «Вам продемонстрируют 50 картин Рембрандта. Перед каждым показом мы сообщим, оригинал это или копия».

Все картины были портретами. Половина за авторством Рембрандта, половина — школы Рембрандта. Каждый портрет демонстрировался 15 секунд.

Хитрость была в том, что половине испытуемых при показе подлинников сообщили, что это копия, а при показе копий — что это подлинник. Если бы люди без художественного образования были способны отличать оригиналы от имитаций, фМРТ показала бы активность в разных частях мозга. Но как видно на приведенной ниже картинке (подлинник слева), в обоих случаях возбуждались одни и те же зоны мозга:



Несмотря высокую схожесть данных, ученым все же удалось обнаружить отдельную реакцию на подлинники (независимо от того, были они подлинниками на самом деле или испытуемым просто так сказали). Активность возникала в орбитофронтальной зоне мозга, которая отвечает восприятие наград, удовольствий, финансовых выгод. Качество картины при этом не имело никакого значения. Значение имела только убежденность, что это ценное произведение.

Анализ реакций на имитации (когда людям сообщали, что перед ними именно имитация) дал еще один ценный вывод. При показе копий у испытуемых возбуждались фронтополярная зона и предклинья полушарий. Это признак того, что люди искали недостатки в картинах. У них уже был диагноз («Подделка!»), им нужны были лишь доказательства собственной правоты.

Исследование нейроэкономистов из Мэриленда подтверждает, что точно такие же процессы происходят в голове при дегустации дорогого вина. 20 человек тестировали пять образцов Cabernet Sauvignons ценой от $5 до $90. Организаторы сказали, что это пять разных вин. В реальности их было всего три. Самый первый сэмпл стоил всего $5, а преподносился как 45-долларовое вино.

Участники эксперимента предсказуемо заявили, что дорогие вина вкуснее. При этом, судя по томографии, на информацию о цене реагировала только орбитофронтальная зона. И чем дороже, тем сильнее она возбуждалась. Даже если в реальности давали одно и то же вино под разными ценниками.

Нам хочется верить, что удовольствие от прекрасной картины или изысканного вина целиком зависит от их качества. Но это неправда. Наша оценка зависит от наших предубеждений. Прекрасное становится прекрасным только тогда, когда мы знаем об этом». - Uplift









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.