20.10.17
Безмятежная жизнь художника Альберта Кёйпа
20 октября 1620 года родился Альберт Якобс Кёйп, один из ведущих мастеров пейзажа голландского Золотого Века. Ученик своего отца, но при этом и самый известный представитель своей художественной семьи, Кёйп особенно прославился благодаря своими умиротворяющим видам голландской деревни. Столь же безмятежной, похоже, была и жизнь художника...
20.10.17
Американец изумит посетителей «Нового манежа» находками русского искусства
19 октября в «Новом манеже» открылись две выставки известного американского коллекционера, арт-дилера, владельца галереи «АБА» в Нью-Йорке Анатолия Беккермана. Уникальные открытия русского искусства, фотографии знаменитого танцовщика Михаила Барышникова — Беккерману снова удалось поразить зрителя удивительными находками...
19.10.17
Родился Умберто Боччони, один из отцов-основателей футуризма
19 октября 1882 года родился художник Умберто Боччони, лидер и теоретик футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих исполненных крайнего субъективизма произведениях Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей...


  • Персональная выставка Алексея Звегинцева в «Русском Портрете»
    Приглашаем на персональнцю выставку петербургского художника Алексея Звегинцева, открывающуюся 10 октября 2017 года в галерее «Русский Портрет». На выставке представлены работы разных лет, выполненные в жанре портрета и пейзажа. Адрес: ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    09.10.17
  • Гиперреализм Валерия Шишкина в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить, персональную выставку петербургского художника Валерия Шишкина, работающего в редком жанре гиперреализма. Вход бесплатный. Экспозиция открыта по адресу : ул. Рылеева, 16 с 11:00 до 20:00 ежедневно кроме ПН. Телефон для справок: +7 (812) 272-59-31...
    15.08.17
  • «Русский Портрет» заполнился «Воздухом и Светом»
    Приглашаем всех на персональную выставку петербургского живописца Дмитрия Ермолова «Воздух и Свет», открывшуюся в галерее «Русский Портрет» по адресу: СПб, ул. Рылеева, 16. Выставка работает с 11-00 до 20-00, выходной день - ПН. Справки по телефону: +7 (812) 272 5931
    12.07.17

День пятый (Базель) ч. II

20.12.13
Арт-путешествия Базель

Продолжаем нашу прогулку по историческим местам Большого Базеля. От Рыночной площади и Городской ратуши мы движемся в направлении Мюнстера...



Выйдя из Ратуши, мы поворачиваем направо и, пройдя один дом, начинаем подъём по узкой улочке Мартингесслайн, ведущей к Мюнстерплац, площади, на которой находится самая, пожалуй, главная достопримечательность Базеля - Мюнстерский собор или базельский Мюнстер.



Рыночная площадь остаётся за спиной. Относительно современные дома соседствуют на улице со старинными, фахверковыми.



В конце Мартингесслайн  расположено здание Государственного архива Базеля, выполненное на стыке прошлого и позапрошлого веков в стиле, сочетающем в одном флаконе неороманский, неоготический и неоренессансный.

Около архива живописный фонтан, украшенный фигурой рыцаря в полном вооружении. Рыцаря зовут Зефагель, и прославился он, как предводитель базельской армии во времена Старой Цюрихской Войны. Фонтан построен в середине XVI века и носит имя воина.
* * *

На колонне под статуей Зефагеля мы опять видим герб с таинственным символом города, о котором настало время сказать несколько слов. Называется он Baselstab (Baslerstab) или Базельский жезл. 



Базельский жезл в городе можно увидеть повсеместно. Это самый, наверное, тиражируемый здесь «логотип». Выполненный в камне, бронзе, стекле и в виде печатной продукции он украшает всё, что только может быть украшено. Фото: лето 2013.



В буквальном смысле - плюнешь под ноги, а попадёшь в Базельский жезл  :)...

Точно о происхождении эмблемы не знает никто, но считается, что она является стилизованной копией наконечника епископского посоха. Предполагают также, что хозяином посоха был Св. Герман, епископ, принявший в VIII веке мученическую смерть и сильно почитаемый во всей Европе.

* * *



Если, находясь у Государственного архива, мы повернём голову налево, то увидим колокольню церкви Св. Мартина, возвышающуюся над районом Большого Базеля, которую пытались уже разглядеть, переходя  Средний мост (см. ч.I)

Церковь Св. Мартина упоминается в хрониках  уже с 1100 года. Основание башни и ряд фрагментов западного фасада относятся XIII веку.  Храм знаменит своими скульптурами и фресками. Стоит побывать там...



... но мы идём дальше и поворачиваем на улицу Мартинсгасе, где натыкаемся на ещё один фонтан, колонну которого венчает совсем уже странное существо - Василиск (Басилиск).

В геральдическом коде Василиск олицетворяет могущество и имперскость, несущие в себе вместе с тем  инфернальное начало - безжалостность, вероломство и коварство.

Василиски - это второй «пункт помешательства» местных жителей после Базельского жезла и неизменный предмет их гордости. Тем более, что с виду современные Василиски - это такие безобидные и даже симпатичные дракошки.

Никогда не надо забывать однако о Дьявольской природе  Василиска - этот беспринципный базельский змее-жабо-петух при случае продаст вас, купит и снова продаст, но уже дороже.

Такова суть нео-либерализма современной Европы.



Вдали показалась одна из башен базельского Мюнстера (Кафедрального собора)



И вот мы уже и на Мюнстерплац.



Мюнстер фланкирован двумя башнями. Справа - башня Св. Георгия; слева - башня Св. Мартина. Светлая кладка внизу георгиевской башни - фрагмент раннероманской постройки эпохи Генриха II Святого, где-то около 1019 года.



Слева от портала Георгий-победоносец разит копьём дракона. Это выглядит нескладно, поскольку дракончик невелик ростом, сидит вполне себе тихо, и готов, как кажется, подняться на лапах и «служить». Да и копьё в руках Св. Георгия  -  явно какая-то ошибка.



Ближе к порталу видим знакомых нам уже персонажей - благодетелей Базеля и спонсоров базельского Мюнстера, Генриха II Святого и его августейшую супругу, Кунигунду.

Интрига композиции состоит в том, что супруги имеют почти что одинаковые моложаво-безбородые лица. Какой месседж хотели донести до нас зодчие, строившие собор, изобразив брутального Генриха в таком виде?  Или это  предвосхищение грядущей европейской Эпохи Унисекса?



Справа от портала - Неразумная дева и Искуситель. Опять поражает портретное сходство объекта и субъекта соблазнения. Что это? Может Искуситель - только отражение грязных (фу-фу-фу!) помыслов Девы?

Справедливости ради стоит отметить, что и сама дева выглядит так, будто прежде её уже кто-то соблазнил :)



Искусителя же в этой скульптурной группе можно разоблачить только, заглянув ему за спину: по ней ползают всякие мерзостные существа отнюдь не ангельского происхождения.



Внимательному наблюдателю наверняка доставит удовольствие разглядывание множества разнообразных фигурок - пророков, ангелов, царей, епископов, танцовщиц и т.п. - обрамляющих по краям тимпан. Ни одна из них не повторяется.



Наконец, последним справа от портала мы видим изваяние Св. Мартина. В полном соответствии с преданием Мартин Милостивый отрезает половину своего плаща, чтобы отдать его нищему.

До того, как стать святым, Мартин Милостивый, родившийся в семье профессионального военного, доблестно нес службу  в конной гвардии императора Рима, что типично для христианских подвижников.



Заходим в Собор.  Внутри тихо и торжественно, людей совсем немного. Как и приличествует протестантскому храму, никаких излишеств нет. Все реликвии и ценности, которые удалось спасти от иконоборческого разгрома в XVI веке и более поздних «зачисток», ныне находятся в городском Историческом музее и в Художественном музее. В последнем, в частности, находятся алтарные створки, расписанные Гансом Гольбейном Младшим.



Обратим внимание на  бюст знакомой нам  Кунигунды. На табличке под ней написано по-немецки: «Бюст императрицы Кунигунды. Предположительно оригинал. Роспись: 1280/85».

 

Покидаем собор. На улице дождь, но много людей от мала до велика  бегает. Мы поворачиваем налево, огибаем угол Мюнстера...



и натыкаемся на грозного старца, держащего в руках Вульгату и делающего предостерегающий жест рукой. Этот дедушка - не кто иной, как реформатор Иоганн Эколампадий (1482-1531), некоторое время помогавший известнейшему богослову Эразму в его штудиях Нового Завета.



Рядом со старцем Эколампадием находится вход в живописный готический клуатр (обходную галерею) XV века, примыкающий к собору с южной стороны.



В клуатре огромное количество надгробий (эпитафий), многие из которых являются истинными произведениями искусства.



Всё-таки довольно мрачное место, ...



...где в буквальном смысле ходишь по костям. На фото: могильная плита прямо в полу.
В клуатре захоронения проводились вплоть до XIX века. Понятно, что временное прибежище до Страшного Суда здесь нашли далеко не случайные люди.



Вот очень интересное старинное надгробие, изображение на котором, как кажется, может пролить свет на загадку происхождения городской эмблемы - Базельского жезла. Ну чем не Василиск, держащий в клюве стрелу?



Это уже современная композиция, выполненная в виде двух частей, стоящих напротив друг друга.



Называется она «Рыночные столы», а сделана  тем же скульптором (Беттиной Айхин), что и «Гельвеция в пути», скульптура, о которой мы рассказывали в предыдущей части.
Один стол занят различными продуктами, а другой - совершенно пуст.



Рядом с ним стоит барабан, а на нём - маска с черепом.  Памятник посвящен экологической трагедии, произошедший в городе после пожара складов в промзоне в 1989 году. На пустом столе выгравированы имена погибших.



Пройдя через клуатры, попадаем на великолепную смотровую площадку, с которой открываются живописнейшие виды на Гордый Рейн



Через Рейн ходит паром, посадка на который находится под смотровой площадкой. Паром приводится в движение только силой течения.



Дождь перестал и штурман повеселел...



У печального фонтана никого нет.... А летом здесь торговали мороженным, и в чаше плескались утки к немалой радости детишек.



Ещё фото на память, и пойдём дальше.



Путь наш лежит в базельский музей изобразительных искусств, Кунстмузеум, в котором находится самое значительное художественное собрание Швейцарии. На фото: штурман бодро показывает дорогу.



Вот и сам музей. Слева от входа установлен фонтан со скульптурной группой «Три возраста».
Музей знаменит крупнейшей коллекцией голландцев. А в октябре в нём проходила выставка Пита Мондриана...
О, сейчас посмотрим!...



Но -Ups!!! - какой облом... Музей (в воскресенье!) оказался закрыт. Но у нас есть, чем заняться, и мы идём дальше...



Вдали видна церковь Св. Елизаветы, отстроенная в середине XIX века. Движемся по направлению к ней.



Пирамиды базельских фараонов или мини-Лувр? :)
Странные пирамиды эти, как оказывается, - часть крыши городского театра, построенного в 1975 году.




Рядом с «пирамидами» - общественный туалет. Он бесплатен, и его "интерьеры" просматриваются со всех сторон )))



Справа - вход в Базельский театр, слева - церковь Св. Елизаветы. Спускаемся по лестнице...



... и выходим на Театральную площадь к одной из наиболее известных достопримечательностей Базеля, кинематическому фонтану.



Называется он Карнавальным фонтаном, а создан Жаном Тэнгли , одним из наиболее уважаемых в Швейцарии скульпторов. В Базеле есть отдельный музей, посвященный его творчеству.  Фото, к сожалению, не даёт почти никакого представления об этом очень занятном (булькающем, брызгающим, шлёпающем и пускающем струйки) фонтане, поэтому публикуем утащенное у кого-то в интернет видео:



В этом месте, как и предусмотрено было программой, наш народ разбрёлся для «разграбления города». И все, разбившись на пары и на тройки, продолжили путь самостоятельно.



Мы тоже пошли подышать Базельским воздухом, побродить по узким городским улочкам и поизучать ассортимент базельских магазинов и кафешек.

Базельские кафе очень милы и уютны, и кормят везде очень вкусно, но конкуренция высока. Это побуждает владельцев к нестандартным маркетинговым ходам...

В одном кафе, например, прямо посреди зала была выложена огромная куча монет, в которую каждый желающий мог залезть и сфотографироваться.



Ну, ооочень по-базельски :)...  /Фото предоставлено нашими друзьями, Ириной и Владимиром, путешествующими с нами/.



Полицаи идут к городскому Почтамту,   ...


...  а мы идём за ними. И оказываемся на площади...



... с красивым фонтаном, выполненным в виде нашего старого, доброго знакомого - Василиска.



Сворачиваем в узенькие старые улочки, высматривая всякие интересности.



Но если долго всматриваться в Базель, Базель начнёт всматриваться в вас :)...



Завернули и  в Ботанический сад. Тут не так весело, конечно, как летом, но есть, на что посмотреть.



Сотрудница намывает из шланга теплицу, а мы идём дальше.  Совсем недалеко находится важнейший исторический памятник Базеля - Старые городские ворота.



Ворота, однако, с весны уже ремонтируются :( ...



Симпатичный фонтанчик - их в Базеле огромное множество - украшен скульптурой горной козлицы...



Исторический музей Базеля  - один из наиболее известных музеев  Швейцарии.
Расположен он в старинном готическом здании бывшей францисканской церкви на площади Barfüsserplatz и существует с 1894 года. Музей владеет наиболее полной коллекцией экспонатов, повествующих об истории культуры Верхнего Рейна.



Скульптура перед Музеем - удобное место для отдыха голубей...



Замыкаем круг и вновь выходим к Театральной площади, где у нас назначен общий сбор. Отсюда начинаем обратный путь - к парковке с Малом Базеле.



По пути проходим мимо протестантской церкви Св. Петра, находящейся в Старом городе недалеко от главного здания Базельского университета. Это один из старейших базельских храмов, заложенный в VIV веке и славящийся своими древними фресками.



Рядом увековечен один из самых почитаемых швейцарских политиков XVII в. и выразитель абсолютистских тенденций Конфедерации - Йохан-Рудольф Веттштайн. В чаше фонтана у памятника плавают разноцветные бумажные кораблики - дань уважения горожан.



Вот Веттштайн поближе. Суровый дед...



На главном корпусе университета установлена интересная скульптура, изображающая канатоходца. Если она попадает в поле зрения неожиданно, можно и напугаться.



Таких канатоходцев несколько в городе. Вот ещё один.



А это - вполне себе реалистическая малая скульптурная форма - ворон в натуральную величину.



Пока суть да дело, дошли до моста Веттштайнбрюкке, ведущего в Малый Базель. У входа на мост - вездесущий Василиск, держащий в клюве базельский жезл.



Последний раз полюбуемся зелёными водами Рейна   ...



... и прости-прощай, Базель. До новых встреч в новом сезоне!

Продолжение следует »

Путешествуйте с «Русским портретом»!

Регистрация и запись на новые поездки: platiness@list.ru;  +7 921 934 7365; Инесса.













Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2017.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.