17.09.21
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде (штат Коннектикут, США) родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который одним из первых начал перенимать французский импрессионизм...
16.09.21
Главы крупнейших московских музеев объединились в картель
На днях в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» состоялась презентация объединения «Музейная четверка» («М4»), в которое вошли два федеральных музея — Государственная Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина — и два частных учреждения культуры — Дом культуры «ГЭС-2» и Музей современного искусства «Гараж»...
15.09.21
Конфискованы 500 поддельных работ Фрэнсиса Бэкона
В Италии арестованы 500 (!) подделок «голубой фишки арт-рынка» Фрэнсиса Бэкона. Силовики также конфисковали у подозреваемых ценностей и кеша на сумму около трех миллионов евро...


Современное искусство в цифрах и фактах

29.10.13
Арт-рынок

На сайте "Артинвестмент" опубликованы данные по динамике рынка современного искусства (художники младше 1945 года рождения) за период с июля 2012-го по июнь 2013 года...






ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ. "Затуманенные головы (Dustheads)". 1982, Christie’s. 15.05.2013, эстимейт: 19,25—26,9 миллиона евро, Результат: 33,5 миллиона евро.

«Сегмент современного искусства за рассматриваемый период подрос на 15 % (на 140 миллионов евро) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (июль 2011 — июнь 2012) и сейчас отвечает за 13 % от глобальной аукционной прибыли, - отмечает ArtInvestment. - Оборот сегмента впервые составил свыше 1 миллиарда евро (около 1,05 миллиарда евро).

И обусловлено это не столько увеличением количества проданных лотов (за последний год было продано примерно столько же, сколько за предыдущий, — около 45 000 лотов), сколько ростом цен на произведения ключевых художников — Баскии, Кунса, Дойга и других лидеров сегмента. Их работы в отдельных случаях сыграли даже лучше, чем произведения их старших коллег — модернистов. Скажем, лучший результат Баскии в минувшем году был выше, чем у Клода Моне или Пикассо, а рекорд «Тюльпанов» Джеффа Кунса оказался солидней самого дорогого Джакометти минувшего года.

Погоду на мировом рынке современного искусства в минувшем году делал прежде всего Нью-Йорк. Американский рынок современного искусства достиг рекордной суммарной выручки 353,773 миллиона евро — на 56 % больше, чем в предыдущем году. Кроме того, 45 % всех семизначных аукционных результатов рассматриваемого периода были достигнуты в США (еще 25 % аукционных сделок дороже миллиона евро состоялись в Лондоне; 25 % — в Китае и еще 5 % — во Франции и всех остальных странах).

Такой успех объясняется самыми высокими ценовыми индексами у современных американских авторов. Их работы вновь бьют рекорды, в то время как спекулятивный спрос на искусство некоторых молодых китайских художников пошел на спад.Если взять тройку лидеров американского рынка — Баскию, Кунса и Вула — их работы за минувший год принесли 228 миллионов евро, т.е. 21,7 % всего мирового рынка современного искусства обеспечило это трио.

Один только Жан-Мишель Баския чего стоит! Его оборот составляет почти 30 % от всего оборота современного искусства в США. Место США в общем рейтинге напрямую зависит от успеха его работ на арт-рынке: не было бы работ Баскии, Китай выбился бы в лидеры.

Китайский рынок современного искусства буквально наступает на пятки американскому: его годовой оборот в Поднебесной достиг 353,57 миллиона долларов — всего на 20 миллионов меньше, чем в США. А ведь китайский арт-рынок существенно сократил обороты за последнее время: на 7,6 % упали продажи изящного искусства в целом, а продажи только современного искусства снизились на 5,9 %.

Современное искусство все лучше продается в Гонконге. На этом рынке уже не один десяток лет работают Christie’s и Sotheby’s. Если десять лет назад их гонконгские площадки отвечали только за 2 % и 0,1 % от их суммарной выручки в сегменте современного искусства, то теперь у Christie’s 13 % сделок с современным искусством совершаются в Гонконге, а у Sotheby’s этот показатель еще выше — 16 %.

Здесь же обустраиваются западные галереи, а в марте 2013 года арт-ярмарка Art HK впервые прошла под брендом Art Basel.

Что же до материкового Китая, здесь современное искусство в скором времени будет популяризировать грандиозный музей «М+», который по своим масштабам и размеру коллекции будет сродни Центру Помпиду, МоМА или Тейт Модерн. В экспозиции будет не менее 2 000 работ, созданных после 1950 года.

Кроме того, на арт-рынок материкового Китая наконец прорвались Christie’s и Sotheby’s. Sotheby’s заключил соглашение с пекинской правительственной фирмой Gehua Art Company на ближайшие 10 лет. А Christie’s 26 сентября 2013 провел свой первый аукцион в Шанхае, выручивший 25 миллионов долларов.

Главными игроками на рынке современного искусства по-прежнему остаются аукционные дома Christie’s и Sotheby’s. Вместе они отвечают за добрую половину его глобального оборота (573 миллиона евро). При этом Christie’s за минувший год (июль 2012 — июнь 2013) достиг рекордной выручки по этому сегменту: 355 миллионов евро (на 45 % больше, чем в предыдущем году).

Доля Christie’s на мировом рынке современного искусства составила 33,7 %. Позиции Sotheby’s слабее: 21%-ная доля рынка и годовой оборот 219 миллионов евро. Надо понимать, что эти результаты были по большей части обеспечены продажами произведений в топ-сегменте.

Конкуренция за топ-лоты становится все более жесткой; чтобы заполучить редкие произведения на свои торги, Christie’s и Sotheby’s приходится устанавливать «гарантированную цену» покупки (в случае если лот ее не достигнет, аукционный дом доплатит недостающую сумму); сдатчикам также могут снизить комиссию; была увеличена комиссия покупателя Buyer’s Premium.

К топ-сегменту рынка современного искусства в обзоре Artprice были отнесены все лоты, достигшие цены молотка свыше 500 тысяч евро. Таковых за прошедший год было всего 308. Это лишь 0,69 % от общего количества проданных за год лотов, однако эти несколько сотен работ принесли основную долю дохода в сегменте современного искусства.

Какие современные произведения продаются дороже полумиллиона евро? Лет пятнадцать назад ключевыми факторами ценообразования были престиж автора и уникальность работы. Как правило, росли и растут в цене работы уже умерших авторов: их наследие уже не будет расширяться, многие работы расходятся по музеям, а значит, за оставшиеся в частных руках произведения чем дальше, тем больше будут платить.

Однако в последние годы наблюдаются и другие тенденции: коллекционеры готовы покупать за десятки миллионов работы ныне здравствующих авторов, к тому же произведения существующие не в единственном экземпляре. Самый очевидный пример — серийные работы Джеффа Кунса: «Розовые пантеры», «Собачки из воздушных шариков», «Тюльпаны», отлитые в количестве 3—5 штук, ставят все новые рекорды в аукционных залах.

Эту же тенденцию прекрасно иллюстрирует рост цен на работы всемирно известных фотографов — Синди Шерман, Хироши Сугимото, Ричарда Принса, Джеффа Уолла и Андреаса Гурски. Тиражные снимки этих еще не старых фотографов уходят с молотка за семизначные суммы.

Входной билет в топ-100 лотов года за десять лет подорожал в десять раз: в 2002—2003 годах он стоил чуть больше 100 тысяч евро; теперь же первую сотню лотов, проданных на открытых торгах за год, замыкает работа очередного китайского художника (если кому-то интересно, его зовут Сюй Циньсун — Xu Qinsong) за 1,099 миллиона евро.

С первым местом картина и того нагляднее: в период с июля 2002 по июнь 2003 самым дорогим произведением современного искусства был мраморный «Автопортрет» Джеффа Кунса за 1,8 миллиона евро; в минувшем году за «Затуманенные головы» Жана-Мишеля Баскии заплатили 33,5 миллиона евро, т.е. в 18 раз больше.

Росту спроса на современное искусство способствует приток новых покупателей. По данным Christie’s, в первом квартале 2013 года на их торгах регистрировались участники из 128 стран, из них 10 % составляли новички. Десять лет назад на рынке современного искусства все решали исключительно американцы и европейцы; теперь все большее влияние на него оказывают коллекционеры из Китая, России, Индии, Латинской Америки и стран Ближнего Востока.

Особенно стремительно растет спрос на современное искусство в богатых странах Персидского залива, причем интерес к нему культивируется в правящих кругах. Среди главных покупателей — королевская династия Катара, а точнее, шейха Аль-Маясса, возглавляющая Музейное ведомство Катара.

Интересно, что в странах Ближнего Востока покупают как местных молодых художников, так и всемирно известных знаменитостей вроде Херста. Доха и Дубай уже занимают соответственно 12-е и 15-е места по обороту современного искусства в мире.

Омоложение топ-сегмента зависит от количества игроков в нем, т.е. тех, кто может себе позволить здесь покупки. Коллекционеров с состоянием от 30 миллионов долларов и выше за прошедший год стало больше в США (+ 3,3 % — 65 300 человек), в Латинской Америке (+ 3,5 % — 14 750 человек), на Ближнем Востоке (+ 2,2 % — 4 600 человек). В Европе и Азии, напротив, количество супербогатых сократилось: в Европе на 1,9 % — до 53 440 человек; в Азии (в основном в Индии, Японии и Китае) богачей стало меньше на 2,1 % (осталось 43000 человек)».
















Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.