17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Арт-рынок. Главное - "где"...

11.02.13
Современное искусство

Однажды некий журналист спросил Пабло Пикассо: «Маэстро, сейчас главное в изобразительном искусстве «Что» или «Как»?».  «Главное — «Кто»!» — ответил Пикассо. Если бы великий Паблито отвечал на этот вопрос сейчас, в начале 21-го века, он наверняка сказал бы: «Главное — «Где»!»...






Василий Ильин. "Бедный художник", 1850-е.

Недавно, будучи в Берлине, случайно попал на открытие выставки неизвестного мне русского художника. Работы его меня не впечатлили, зато впечатлили цены, по которым они продавались. К слову сказать, почти все работы были проданы прямо на открытии выставки. Цены при этом колебались от € 6 000 за картины маленького размера до € 60 000 за работу наибольшего размера.

Наслушавшись перед этим разговоров о том, что у русского художника на Западе шансов дорого продаваться практически нет, я очень удивился тому, что увидел. Более того, одной из покупательниц была молодая девушка из Москвы. Я поинтересовался у нее, зачем было ехать в Берлин из Москвы, чтобы купить русского художника за такие большие деньги.

«Я покупаю в этой галерее, а какого художника — это уже второй вопрос…» - ответила она мне.

В соседней галерее, надо сказать, народу не было вообще, а цены там не превышали € 2 000 за вполне качественные во всех отношениях работы. А дело все в том, что галерея, где я был на открытии выставки — «Галерея Михаэля Шульца» - брэндовая, занимается она в основном продажей таких уже классиков современного искусства, как Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Герхард Рихтер… ну и нашего бывшего земляка выставила.

В брэндовых галереях, как правило, не бывает провальных выставок. Перед каждой выставкой, еще задолго до ее открытия, ведется кропотливая, порой выматывающая работа с потенциальными клиентами — от телефонных звонков и почтовых рассылок до личного общения в дорогих клубах и ресторанах.
В таких галереях все чаще, кроме именитых, порой фанатичных коллекционеров искусства, картины приобретают просто богатые люди, к коллекционированию искусства имеющие весьма далекое отношение.

Для них как раз и важен брэнд галереи — при покупке картины галерея обязательно выдает сертификат, где описана сама работа, приложена краткая биография художника, указана цена, число, когда она продана, и выставка, на которой эта работа была продана. И очень часто главным в этом сертификате является как раз брэнд галереи и подпись ее владельца, а не имя художника (если он, разумеется, не в разряде «классиков»).


Таких покупателей обычно убеждают в том, что покупка именно этой работы кисти как раз этого самого поистине великого художника — наивыгоднейшее вложение денег, плюс ко всему — престиж, забывая при этом сказать, что вложение денег в искусство подразумевает хотя бы частичную работу по раскручиванию приобретенного автора в том числе и самим покупателем.

Без этого инвестиции в искусство, как правило, никакой прибыли не приносят. Хотя бывают и исключения из этого правила — тогда работает принцип лотерейного билета - всегда есть шанс купить выигрышный.

В глобальном современном мире, когда на арт-рынок пришло огромное количество художников буквально со всех концов Земного шара, галереи, не являющиеся брэндовыми, или хотя бы мэйн-стримными, начали прогорать и закрываться. Многие перешли на платные выставки — т.е. деньги за выставку платит сам художник.

Но и у брэндовых галерей все не так уж безоблачно, как кажется на первый взгляд. Галерист номер 1 в мире — Ларри Гагосян — в последнее время постоянно судится по поводу своих завышенных, по мнению клиентов, продаж. Пока решений суда ни по одному делу нет. Кроме того, богатейший художник всех времен и народов — англичанин Дэмиэн Херст (на 2010 год его состояние оценивалось в 215 млн. фунтов стерлингов) — покинул Гагосяна, предпочитая работать со своим испытанным арт-дилером.

Все чаще и чаще прогорающие, некогда преуспевающие арт-дилеры, провоцируют скандалы по поводу состояния рынка современного искусства. Последний скандал, затронувший арт-рынки Америки и Европы, развернул некогда успешный, но все же малоизвестный дилер из Барселоны Уильям Коул. В споре приняли участие известные мировые арт-критики и музейщики.

Разговор в основном развернулся вокруг исторической ценности искусства, отданного на откуп сегодняшним аукционам и звездам галерей, попытались, но безуспешно, затронуть реалии современного арт-рынка. При этом не был затронут тот факт, что сейчас покупка и продажа искусства практически ничего общего не имеет с профессиональным анализом, восприятием искусства именно как искусства, что в современном арт-рынке ключевую роль играет именно дилер или же галерист,  а никак не художник.

Высокие цены на работы современных художников полностью зависят от способности лучших дилеров по-прежнему убеждать своих богатых клиентов в том, что эти цены стоят того, чтобы их платить, и от их готовности вкладываться в рынок время от времени, чтобы поддерживать его в тяжелые времена, когда падает спрос. Пока они в состоянии придерживаться этой стратегии, маловероятно, что положение на рынке изменится. Современный арт-рынок качественно отличается от того, что можно было бы считать здоровым рынком, и не в последнюю очередь потому, что цены количественно абсолютно безумны…

Теперь хотелось бы поговорить немного о нашем, Российском месте на мировой арт-сцене. Еще оставшиеся на плаву, в основном Московские, и иногда Питерские, галереи изо всех сил стараются заявить на мировом уровне о Российском современном искусстве. Пока, увы, им это плохо удается.

Вот что говорит о наших художниках один из ведущих арт-менеджеров галереи Дэвида Цвирнера (David Zwirner Gallery) — второй по значимости галереи после галереи Гагосяна - Анн-Софи Вильман:

«Российский рынок современного искусства уже через два года может добраться до международных стандартов — ему лишь нужно время, терпение и внимание местных галерей и меценатов. Но молодым русским художникам я бы порекомендовала придержать свой пыл в жажде славы…Иногда видение художника все еще слишком русское, доступное очень узкому кругу зрителей, в то время как произведение должно быть просто искусством… Одна из характеристик русского современного искусства — оно произрастает из концептуального искусства.  Гласность, перестройка были очень сильными моментами, и они сформировали новое поколение. Но московское современное искусство заслуживает больше международного внимания, оно недостаточно продвигается местными галереями и учреждениями искусства. А для динамичного рынка нужны все эти звенья…  И частные коллекционеры не продвигают своих, русских, художников. Но они еще придут к этому…»

При этом Анн-Софи с удовольствием отмечает большое количество русских покупателей в своей галерее. И с еще большим удовольствием она подмечает, что русским покупателям все равно, какую цену заплатить, если работа им понравилась… У нас в стране, к сожалению, те же самые обеспеченные господа, если, конечно, сподобятся посетить мастерскую художника или галерею, часто торгуются из-за какой-нибудь сотни долларов.

Увы, не любят наши богатеи тратить деньги на Родине. Не хотят поддерживать своих художников. В их головах все еще звучит лозунг: «В этой стране нет ничего стоящего…». Ну а пока свои не будут вкладывать деньги в наше искусство, о том, чтобы им заинтересовались ведущие мировые коллекционеры и мечтать не приходится…

Что же касается российских галерей, то в двух столицах, а так же в Красноярске, Екатеринбурге, Твери и некоторых других городах, все еще остаются галереи, пытающиеся выполнять свою основную задачу — создавать некое культурное событие, просвещать. Продажа работ в этих галереях, разумеется, тоже очень важна — нужно же хоть как-то покрывать расходы и помогать заработать художникам — но она не является доминирующей функцией.

Большинство же наших галерей становятся обыкновенными магазинами по продаже конъюнктурных картин ( холст, масло, лак… пейзажи, натюрморты, нимфы в прозрачных одеждах…).

Очень важной частью мирового арт-процесса является участие галерей в так называемых арт-ярмарках — Miami Art Basel, New York Art Expo, Freeze и т.д. До кризиса 2008 года на таких мероприятиях, как правило, работало очень компетентное жюри, которое тщательно отбирало участников. Попасть туда, несмотря на очень высокие цены за участие, было весьма не просто. И отдача, надо сказать, почти всегда с лихвой окупала затраченные галереей расходы, кроме того, появлялись новые необходимые связи — музеи, ведущие коллекционеры, арт-фонды — все старались посещать подобные мероприятия.

После кризиса ситуация слегка изменилась. Комиссия жюри стала весьма условная. Главным стало — вовремя заплатить, тогда все будет в порядке. Несмотря на то, что галереи по-прежнему стараются принимать участие в арт-ярмарках и Биеннале, престиж подобных мероприятий несколько упал…
Российские галереи тоже по возможности участвуют в а мировых арт-ярмарках, и иногда вполне успешно.

Но даже для совсем маленького успеха нашим дилерам необходимо проводить колоссальную работу с потенциальными клиентами, которых становится все меньше — из-за кризиса многие потеряли свою прежнюю покупательскую способность, а некоторые попросту меняют свои предпочтения в коллекционировании, приобретая так называемое столь модное сейчас «экзотическое» искусство — художников из Ирана, Пакистана, Вьетнама, Колумбии и т.д. 

Кроме того, очень сложно порой Российским галереям получить на этих ярмарках мало-мальски достойное месторасположения арендованного стенда — нам, к сожалению, выделяют, как правило, места в конце павильона, куда не всякая птица долетит…

Вот что рассказал мне один знакомый художник, старающийся принимать участие в арт-ярмарках уже в течении 7 лет:

«Поначалу нам давали самые темные, самые неудобные места… туда просто никто не доходил — ведь у посетителей арт-ярмарок глаза начинают разбегаться от обилия картин, скульптур, инсталляций еще в самом начале павильона. Так мы и сидели, ожидая клиентов, которые случайно к нам забредут. Но и те, кто до нас доходил, когда узнавали, что мы из России, просто разворачивались и уходили… Сначала я переживал все это буквально до боли в желудке, даже в глазах темнело. Но потом сумел все это преодолеть. Постепенно мой рейтинг с количеством участия в ярмарках начал повышаться, мне уже стали давать вполне приличные места, начали приглашать элитные заведения. Просто нужно понимать, что если рейтинг, к примеру, немецкого никому не известного художника с самого начала его участия в ярмарках равен примерно 3 баллам, то у нас, русских, он будет равен минусу 5. И чтобы дойти хотя бы до нуля, нужно быть готовым к серьезной работе и испытаниям на прочность, не говоря уже о колоссальных затратах… И если Вы хотите чтобы о Вашем искусстве узнали, участвовать в таких мероприятиях необходимо. А иначе так и будете сидеть на своей полянке, на которую вряд ли кто-нибудь зайдет…»

Тем не мене я убежден, что не все так уж плохо и безнадежно с Российским современным искусством. К примеру, тот русский художник, с описания вернисажа  которого я начал эту статью, оказался настоящей звездой Берлинской арт-сцены. Его приглашают участвовать в выставках ведущие галереи и музеи Европы и Америки, его работы покупают известные политики и коллекционеры.

Тут работает правило «Упорство и труд все перетрут!».

Ну, и наконец, хотелось бы сказать несколько слов о мире искусства вне арт-рынка и процессов, подчиненных ему, о мире, где Розенкранц и Гильденстерн умерли, едва появившись на свет… В этом мире создают свои работы сотни тысяч художников. Они работают лишь для того, чтобы творить, как заповедовал Бог Первому Человеку — Адаму. Бог наделил Адама способностью если не Творить Жизнь (что может лишь Он, Бог), то познавать ее и наделять ее именами, исходя из познанного…

А что есть произведение искусства, если не отображение и наделение именем индивидуально познанного — пусть словом, пусть музыкой, пусть красками, карандашом, глиной… И не в этом ли есть величайший смысл нашего существования? И даже если о творчестве художника почти никто не узнает, он все равно счастлив, ведь он идет дорогой, конца которой нет…

А настоящее искусство, еще не успевшее войти в разряд классики, всегда элитарно. Из тысячи зрителей его увидят, поймут и оценят лишь единицы. Если повезет, то художника узнают, ну а если нет — тоже не беда… Помните «Ночь» Пастернака?:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты — вечности заложник
У времени в плену…

В Статье использованы материалы агентства «АртИнфо».

Автор:  Алексей Ярыгин, 24 января 2013.









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.