24.08.19
Лавиния Фонтана, эмансипированная художница Возрождения
24 августа 1552 года в Болонье родилась Лавиния Фонтана, видный представитель болонской школы живописи периода раннего барокко.Женщины той эпохи не допускались в классы Академии художеств, поэтому возможность получения художественного образования была только у женщин, родившихся в семьях художников...
22.08.19
Анри Картье-Брессон, мастер «решающего момента»
22 августа 1908 года на свет появился Анри Картье-Брессон, прославившийся как непревзойденный мастер репортажной съемки, идеолог «решающего момента» в фотографии, т.е. умения нажать на спуск камеры на пике эмоций, чтобы затем передать их зрителю через снимок...
22.08.19
Невероятная Лени Рифеншталь
22 августа 1902 года родилась Хелена Берта Амелия Рифеншталь, одарённость которой до сих пор продолжает поражать. За что бы она ни бралась в своей жизни — во всём добивалась головокружительных успехов. Но насколько успешна она была, настолько же поразительна её судьба, наполненная невероятными поворотами. Вот всего лишь несколько фактов из её биографии...


  • Авторские туры в Нормандию: Руан - город пламенеющей готики
    Побродить по старинным улочкам Руана, полюбоваться его уносящимися ввысь шпилями соборов, пропитаться духом времен, глядя на прекрасно сохранившиеся разноликие фахверки, мы сможем в нашем Авторском туре по Нормандии летом будущего года...
    25.08.19
  • Не пропустить рождественскую сказку в Эльзасе!
    Приглашаем вас побывать в Рождественской Сказке в Краю Рыцарей и Виноделов вместе с Инессой Платоновой и клубом «Авторские Туры» в декабре этого года. Рождественские ярмарки и распродажи, весёлые народные праздники и гулянья; знакомство с винодельческой и кулинарной традициями региона!..
    24.08.19
  • Авторский тур в Перу. Альтиплано. Высота 4910 метров над у.м.
    Вспомнился что-то наш героический переход в Андах по высокогорному альтиплано, обширному плато в Андах, испещрённому вулканами. Переход был осуществлён нашей группой в декабре 2016 года в авторском туре «Перу «Легенды Империи Инков». Тогда мы много повидали в путешествии, длящемся 23 дня...
    22.08.19

К 160-летию Василия Сурикова

24.01.08

Сурикова у нас почитают давно, еще со времен написания первой большой картины "Утро стрелецкой казни". Он был знаменит при жизни, но мировой славы так и не познал - что вряд ли справедливо. Суриков брал сюжеты исключительно из русской истории, однако по уровню дарования был художником международного класса.

Если сравнивать фигуру этого живописца с кем-то из "смежных цехов", то подходящий вариант - со Станиславским. Конечно, Василий Иванович в отличие от Константина Сергеевича не был теоретиком и наставительных книг не писал, но его метод вживания в картины вполне сродни знаменитой театральной системе.

Ведь как писались исторические полотна до Сурикова? Важны были аффектация и величественность, чтобы зритель не перепутал, не дай Бог, изображаемое событие с каким-нибудь заурядным происшествием. Чем помпезнее, тем лучше. Древнерусские сценки выглядели точно так же, как древнеримские или любые другие.

И благородные профили героев казались списанными с единого классического образца. Случались исключения - вспомнить хотя бы Брюллова и Иванова, но общий принцип оставался неколебим. И лишь Василий Суриков взялся добиться жизненной достоверности.

Отнести бы это его качество на счет причастности к передвижникам, однако не похоже. Другой был подход. У большинства членов Товарищества передвижных выставок правда жизни оставалась протокольной.

 Подчеркнутое сострадание персонажам выражалось извне, до глубины сюжета кисть обычно не дотягивалась. (Разумеется, тут тоже бывали исключения - в лице Репина или Крамского.) А вот Суриков добирался до самого дна и к поверхности возвращался с поразительными результатами.

Комплимент, которым современники регулярно одаривали его произведения: "Художник будто сам видел", - не представляется точным. Суриков, безусловно, видел - но не то, что появлялось на холсте.

 Импульсом для "Утра стрелецкой казни" послужило зрелище зажженных свеч на Ваганьковском кладбище. "Боярыня Морозова" родилась из впечатления от вороны с перебитым крылом на снегу. Представьте, какова была дорога от почти случайных образов до готовых картин.

Это и можно назвать вживанием. Если на старте нет ничего, кроме путеводного знака, значит, каждый следующий шаг необходимо с этим знаком сверять. Никакой персонаж не может оказаться условным, усредненным - нужен только тот, который нужен.

Встречаются в литературе почти анекдотические описания того, как Суриков искал прототипов для своих героев. Скажем, опального князя Меншикова он "узнал" в уличном прохожем, который оказался чопорным преподавателем и наотрез отказался позировать. Пришлось чуть ли не взятки давать его домашним, чтобы уговорили строптивца.

А типажей для "Покорения Сибири Ермаком" художник искал на Дону, в казачьих станицах. Там, впрочем, отношение было куда доброжелательнее. Живописца сразу признали своим, что и неудивительно: предки его вышли из этих мест и с тем самым Ермаком отправились некогда за Урал - на битву с войсками хана Кучума. Суриков говаривал не без гордости: "Род мой казачий, очень древний".

Забегая вперед, стоит сказать, что даже перспектива породниться с "хорошей дворянской семьей" его не особенно вдохновила. Когда дочь Ольга объявила о намерении выйти замуж за Петра Кончаловского, Суриков поначалу противился. Но характером Ольга пошла в отца и на своем настояла.

 Впоследствии тесть с зятем стали настоящими друзьями, даже ездили вдвоем на этюды в Испанию. Как ни удивительно, Василий Иванович совершенно не осуждал новаторских увлечений Кончаловского - ровно наоборот. Будучи живописцем от природы, а не только по образованию, он не мог не чувствовать оправданности многих изменений в художественной культуре.

 Жившая в Париже Наталья Поленова так вспоминала о его восприятии импрессионизма: "Все твердит, что для него графин Мане выше всякой идеи".

В своих собственных работах Суриков, конечно, не был живописным радикалом, а вот умеренным революционером - безусловно. Не всякий зритель отдает себе отчет, что воздействие суриковских картин зависит от колористических и других художественных решений даже больше, чем от сюжета.

Что "серые и запекшейся крови тона" в упомянутом "Утре" придали стрелецкой казни то настроение, которое уже не изменить наличием или отсутствием фигуры повешенного (имелись свидетельства, что автор очень мучился, не перегибает ли он палку на предмет излишней жестокости сцены).

И хрестоматийный снег с пленэрными рефлексами, выписанными в "Боярыне", влияет на подсознание чуть ли не сильнее, чем сама история о раскольнице, бросившей вызов патриарху Никону.

А согбенная фигура Меншикова в Березове, если присмотреться, довольно непропорциональна по отношению к комнате - Суриков пошел на умышленное искажение пропорций для пущего драматизма.

В том числе и по этим причинам его можно назвать художником интернационального масштаба: живопись действительно для него стояла "выше всякой идеи". Неспроста Василий Иванович никогда не писал картины и портреты на заказ и отказывался от преподавания, говоря, что важнее всего для него свобода.

И когда в советское время у нас прославляли Сурикова как певца российской истории, то одновременно с возвеличиванием и принижали. Он создавал вещи, достойные внимания не одних лишь "местных".

Международное признание добрали потомки. Зять Петр Петрович Кончаловский, из бунтаря со временем сделавшийся вальяжным "красным барином", вошел в святцы русского авангарда, популярного на Западе.

 Про правнуков Сурикова - Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова - и говорить нечего. Но любопытно, что внутри страны интерес к их предку не ослабевает. Магнетизма во всех суриковских полотнах хватает, чтобы удержать наше внимание и в XXI веке.

Дмитрий Смолев

Источник: "Известия"

 











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.