09.12.19
Запрещённые образа: смесь ипостасей
В истории иконописи существовало немало сюжетов, вызывающих удивление, а подчас и страх. Некоторые иконы, поначалу очень распространённые, были впоследствии признаны еретическими и почти поголовно уничтожены. К числу последних относятся смесоипостасные иконы, редкие экземпляры которых которых дошли до наших дней...
06.12.19
Полцарства за банан: художник продаёт бананы по $ 120 тыс. за штуку
Два из трёх новых арт-объектов Маурицио Каттелана - в виде обычных бананов, прилепленных к стене скотчем - проданы в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami по $120 тыс. за штуку. Художник надеется, что будут проданы все три экземпляра работы...
06.12.19
«Новая метла» аукционного дома Sotheby’s
Под руководством нового владельца Sotheby’s Патрика Драи аукционный дом продолжает менять топ-менеджеров и ведущих специалистов. Аукционный дом будет развивать новые направления деятельности...


  • Туры в Андалусию: Севилья - дивная «сковородка Испании»
    Чем слякотнее и промозглее на улице, тем с большим удовольствием вспоминаешь жаркие страны, в которых довелось побывать. И сегодня я хочу рассказать о столице Андалусии - Севилье (см. авторское путешествие по Андалусии)...

    06.12.19
  • Туры в Прованс: Мустьё-Сен-Мари, городок под звездой
    Аутентичная деревня Мустьё-Сен-Мари, официально входящая в список «Самых красивых деревень Франции», очаровывает с первых же минут знакомства. Узкие мощёные улочки и обилие воды вокруг - горная речка, фонтаны и даже водопад прямо в центре деревни...
    26.11.19
  • Туры в Прованс: больница Арля - узилище Ван Гога
    В авторском туре по Провансу и Лазурному берегу Франции мы обязательно заезжаем в Арль, город славный не только своим богатым античным прошлым, но и своей неразрывной связью с именем великого живописца Винсента ван Гога. Одним из наиболее посещаемых вангоговских мест в Арле является городской госпиталь Арля. О нём и пойдёт сегодня рассказ...
    24.11.19

Почему русские художники никому не нужны?

07.07.12
Арт-рынок России

Регина Хидекель, возглавляющая  Русско-Американский Центр культуры в Нью-Йорке, в интервью газете "Невское время" рассказывает о взлёте русского рынка на политической волне 80х-90х и безнадёжности его сегодня...




Почему сегодня русские художники, уехавшие в конце 1980-х — начале 1990-х на Запад, пережив время взлета, популярности, спроса на свое творчество, сегодня не имеют прежнего веса? Почему ничьи работы, кроме, пожалуй, Ильи Кабакова, невозможно продать дорого? Художники стали менее талантливы?

Нет, талант тут ни при чем. Могу говорить об этом ответственно, как человек, живущий на Западе 20 лет и занимающийся продвижением творчества русских художников.

Думаю, дело совершенно в другом. Арт-рынок — это то же самое, что и рынок акций, на котором все время происходят перемены, связанные с экономическими, политическими, социальными вещами. Русский арт-рынок всегда был непрочным. Главная причина в том, что за ним никогда не стояли серьезные деньги и все те, кто мог помочь нонконформистам или создателям русского авангарда, скупая их работы, просто сегодня перестали это делать.

Лишь поначалу, в перестройку, был острый интерес к художникам, уехавшим на Запад, — сегодня он утрачен. И сами художники, надо признать, не очень постарались для этого. Многие не удосужились выучить язык той страны, куда они переехали. Да и не нашли интернационального художественного языка, на котором можно отражать национальные темы. Получилось это в полной мере только у упомянутого уже Ильи Кабакова. А в основном западный мир так и не узнал современное русское искусство — оно ему непонятно.

Хотя русское коллекционирование, надо признать, проделало немалый эволюционный путь даже за 10 лет на Западе. Новые русские, начав с Айвазовского, которого трудно было прежде продать в Нью-Йорке даже за 300 долларов, начав с Шишкина, вспомнив, что видели в глубоком детстве картины этих художников в Русском музее, ринулись их скупать, чем неожиданно взвинтили цены.

Довольно быстро коллекционеры нашли контакт с художественными критиками, которые направили их в сторону модернизма и русского авангарда. В аукционных домах Кристи и Сотбис организовали русские отделения, куда также приглашали русских искусствоведов, и современные русские художники стали подрастать до продажи на аукционах. В эти счастливые времена цены на картины Оскара Рабина доходили до 300 тысяч долларов. Но теперь эта ситуация позади. Сегодня того же Рабина реально продать лишь за 30 тысяч.

Как формируются цены?

Это длительный процесс. Если это современный художник, то ему надо попасть в хорошую галерею, в хорошие коллекции, чтобы за ним стояли крепкие коллекционеры, которые его поддержат в любой момент. А еще важнее попасть в музеи. Цены на искусство растут подобно акциям. Для рынка картины — нарисованные деньги.

Нужна стабильность, коллекционеру важно быть уверенным: о, вот этот художник не упадет в цене. Почему американские художники обогнали всех? Способ мышления американцев очень быстро сформировал эту систему арт-ценностей: художник — музеи — кураторы — галереи. Когда все это складывается вместе, то понятно, что работы того же Энди Уорхолла никогда не упадут в цене.

Даже невзирая на то, что Америку до сих пор сотрясают последствия экономического кризиса, арт-рынок остается на высоте. Люди имеют деньги, и они сегодня предпочитают вкладывать их не в интернетовский рынок, не в недвижимость, а в искусство. Знаю, что и русские коллекционеры, оказавшиеся на Западе, прошли тот же самый путь, поняв, что самое надежное вложение денег — в искусство.

Но теперь они однозначно вкладывают в искусство западное, но не русское. И тут не приходится говорить ни о чувстве патриотизма и ни о каких-либо рисковых капиталах, специально отложенных для поддержки соотечественников. У русского бизнеса, выросшего как на дрожжах, нет той духовной подпитки, которая была у дореволюционных меценатов.

Уверена, что любого художника делает коллекционер. Не было бы тонкого ценителя искусств Сергея Щукина — не было бы и Поля Сезанна. Художника делает и арт-критика, которая вписывает его в историю. Когда-то в Америке Казимиру Малевичу отказывали в том, что именно он является основоположником супрематизма. Однако благодаря историческому контексту, информированности, фиксации художественных открытий мир признал первооткрывательство Малевича.

Потому, наверное, во всех музеях Европы и Америки русское искусство представлено прежде всего Малевичем и его последователями. И это, увы, на сегодня все.


Кстати

Руководитель проекта «Русское арт-зарубежье сегодня» Зинаида Стародубцева (Москва) провела исследование по проблеме интеграции русских художников в современное западное искусство на примере 20 человек. Вот какие тенденции она обнаружила.

Пик отъезда художников из России пришелся на 1987 и 1990 гг. По количеству выставок на Западе лидирует Илья Кабаков, за ним следуют Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Дмитрий Пригов, Игорь Чуйков, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Анатолий Брусиловский, Эрик Булатов, Эдуард Гороховский. Практически никто из этих художников не выставлялся в музеях.

Лучше всего внедрялись в среду молодые авторы, которые уезжали в 1990— 2000-е годы благодаря обменным программам или грантам. Органичнее вписались в западную жизнь те, кто не старался позиционировать себя как русского художника.

В 2001 году в Нью-Йорке прошла выставка 37 художников, в которой было представлено как американское творчество, так и русское. Было проведено сопоставление соц-арта и поп-арта. До сих пор русские художники продают свои работы, показывая коллекционерам этот каталог.

Постоянный адрес статьи: rupo.ru/m/3512/









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.