03.12.20
На «русских» торгах Sotheby's в Лондоне топ-лотом стала картина Айвазовского
Пейзаж Ивана Айвазовского "Кораблекрушение у берегов Черного моря" стал топ-лотом "русских" торгов Sotheby's в Лондоне, следует из результатов прошедших во вторник продаж...
02.12.20
Жорж-Пьер Сёра - мастер точечной живописи
2 декабря 1859 года в Париже родился Жорж-Пьер Сёра, французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» (теория разложения цветов), или «пуантилизм»...
01.12.20
Индусы отреставрировали самую большую картину Верещагина
Картина «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» кисти Василия Верещагина была представлена в эти выходные в Мемориальном музее Виктории в индийской Калькутте. Высотой 5 метров и шириной около 7 метров, это не только самая крупноформатная работа Верещагина, но и одна из самых больших картин в мире...


Казимир Малевич - капитан оккультного пролеткульта

25.02.11

Казимир Малевич (1878-1935)

133 года назад, 23 февраля 1878 года  родился Казимир Малевич  - один из капитанов пролеткульта 1920-х. В этой связи интерес представляют некоторые весьма специфичные аспекты его "теоретических" изысканий...




К. Малевич с учениками

Ниже приводится выдержка из статьи Надежды Емельяновой, опубликованной на прошлой неделе в газете "Южный Урал".

"Думаю, не все нынешние последователи отца русского авангарда знакомы с воззрениями его оппонентов. Может быть, эти оценки и не бесспорны, но они даны людьми, которые сами находились, как говорится, внутри, а не вне многих процессов, происходящих в искусстве, и не только в нем.

Вот некоторые из них. "Малевич без учеников немыслим. Искусство он понимал как психотехнику, систему внушения. Автор для него был машиной, проецирующей образы "на негатив" чужого подсознания. По Малевичу, искусство является своего рода религией, художники организованы как секта с учителем во главе и последний вкладывает в головы своих последователей знаки-образы новой веры".

Возглавляя серьезные госучреждения, Малевич разрабатывал и применял на практике теорию "прибавочного элемента", действие которой он сравнивал с целенаправленным психологическим воздействием патриархального авторитета: глава нажимает тот пучок нервной системы в мозгу членов семьи, функции которого проявляют нужное ему действие. Работу над личностью ученика мэтр авангардизма описывал как алхимический процесс создания нового человека.

Ленинградский государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) он называл "экспериментальной бактериологической лабораторией" - бактериями были ученики. Не менее символично выглядит и характеристика одного из сторонников Малевича, написавшего, что "ученики его боготворили, как Наполеона армия". Куда завело это поклонение и армию, и Бонапарта, и французов, мы знаем из истории...

Сегодня в мировом искусстве на первый план выдвинулись проблемы так называемого симулякра. В современных словарях термин трактуется как псевдовещь, пустая форма. Аналитики добавляют: пустота и симулякр - ключевые символы постмодерна. Оба этих понятия родственны еще одному - бездне.

И поневоле вспоминается пророчество Фридриха Ницше: "Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя". Так что ищите себя, молодые. Да только не заблудитесь в дебрях модных веяний". 








По теме
  • Ещё о "Чёрном квадрате"...
    Оказывается, о "Чёрном квадрате" К. Малевича сказано ещё не всё и не всеми. О самом спорном художественном произведении XX века пишет Часкор...
    24.02.10
  • "Квадрат"
    Эссе Т. Толстой - интересный, хоть и не типичный для творческой "тусовки", взгляд литератора на проблемы современного искусства...
    23.06.09






Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.