05.08.20
Персональные тараканы Ильи Ефимовича
Илья Репин (р. 5 августа 1884 г.) знаменит не только мистическими историями вокруг своих полотен. Его биография сама по себе очень увлекательна: при попытке поступить в Петербургскую академию художеств он услышал, что рисовать не умеет. Карьера у Репина в конце концов сложилась, но и о его странностях узнало множество людей - знаменитости всегда «под колпаком»...
03.08.20
Королева Елизавета II дистанционно приняла свой портрет
Королева Елизавета II стала первым членом британской королевской семьи, принявшим виртуальное участие в презентации собственного портрета. 94-летняя самодержица присоединилась к церемонии посредством видеозвонка...
27.07.20
Тьма накрыла музеи США...
Согласно недавнему опросу, проведенному американским альянсом музеев (AAM) совместно с компанией Dynamic Benchmarking, около трети музеев США могут закрыться до конца этого года из-за последствий развернувшегося в стране кризиса и финансовых проблем...


Беспредметное искусство Рудольфа Бауэра

11.02.20

рудольф бауэр немецкие художники

11 февраля 1889 года родился Рудольф Бауэр - немецкий художник, один из основоположников абстрактного искусства. Его картины положили начало коллекции беспредметного искусства Соломона Гуггенхайма…



Рудольф Бауэр родился в 1889 году в Линденвольде - городе в Силезии, который  в настоящее время входит в состав Польши. В 1890-е годы его семья переехала в Берлин.

Бауэр увлекался искусством  с раннего возраста. Но когда в один прекрасный момент он заявил о своём желании пойти в художественную школу, его отец,  недовольный таким выбором, избили Рудольфа так жестоко, что Бауэр бежал из дома.  Больше он туда никогда не возвращался…


В 1905 году Бауэр начал свое обучение в в художественной школе в Шарлоттенбурге, пригороде Берлина, но уже через несколько месяцев вынужден был покинуть её и продолжать свое образование самостоятельно.

Чтобы как-то себя прокормить, Бауэр сотрудничает в качестве карикатуриста с популярными изданиями   "Berliner Tageblatt", " Ulk " и "Le Figaro" и другими..

С 1912 Бауэр начинает сотрудничать с журналом Der Sturm  и одноимённой галереей, основанными Херватом Уолденом  и являющейся в то время флагманом немецкого экспрессионизма.  Среди художников, выставлявшихся в «Дер Штурме» были Василий Кандинский, Марк Шагал, Пауль Клее и Франц Марк .



"Der Sturm", октябрь 1917 г.  Работа Бауэра на обложке .

В 1915 году Рудольф Бауэр первый раз принял участие в групповой выставке, проходившей в галерее Уолдена. Он продолжает сотрудничать с  Der Sturm вплоть до 20-х годов.

К 1915-16 годам Бауэр уже почти полностью отказался от  предметного искусства и в своих художественных высказываниях перешёл к абстрактным темам. В этот период он испытывает на себе заметное влияние Василия Кандинского.



Рудольф Бауэр. Аллегро, 1918

После окончания войны Бауэр стал одним  из учредителей радикально-левой  арт-группы «Ноябрь», однако сотрудничество с ней носило для Бауэра эпизодический характер.



Группа «Ноябрь», подготовка к открытию выставки в Берлине, 1924 г.

В начале 1920-х Бауэр был увлечён творчеством русских конструктивистов, а также голландской  группы «Стиль» (De Stijl).

Место Бауэра в истории искусства связаны с жизнью двух людей: Соломона Р. Гуггенхайма и Хиллы фон Рибей (Hilla Rebay), основательницы и первого директора Музея Гуггенхайма.

Баронесса фон Хилла фон Рибэй  дочь  прусского генерала-аристократа, переехал в 1917 году в Берлин из Цюриха, где она изучала искусство.

С Бауэром она повстречалась в галерее и тот начал ухаживать за ней. Вскоре они стали любовниками. В 1919 году молодая пара  переезжает в собственную студию в фешенебельном районе Берлина. С этого начинаются их бурные отношения, поддерживаемые практически всю жизнь.




Хилла фон Рибэй, 1911



Хилла фон Рибэй, 1928



Хилла фон Ребэй, Композиция, 1915

К 1922 году Бауэр провёл  около восьми выставок в галерее Der Sturm. С 1918 он также преподавал в школе при Der Sturm, где помимо него преподавателем был Пауль Клее.

Начало двадцатых годов было плодотворным периодом для Бауэра.

В дополнение к его абстракциям он завершил серию пастельных рисунков,  изображающих ужасы Второй мировой войны и сцены из повседневной жизни в послевоенном Берлине.



Рудольф Бауэр.  Без названия, 1920

В сентябре 1930 года, хорошо зарабатывавший на продажи своих работ, Бауэр решил, что пришло время создать новый художественный салон в Берлине.

Названная Бауэром  «Империей Духа» (Das Geistreich), галерея была  задумана как "храм необъектности," некое святилище, где будут собираться богатые покупатели, чтобы приобретать работы для своих коллекций.

Это был первый в мире музей, посвященный беспредметности, показывающий в основном работы Бауэра и Кандинского.

Маринетти, итальянский художник футурист, автор знаменитого футуристического манифеста, был приглашён в «Империю Духа» чтобы открыть одну из выставок. Это событие было запечатлено профессиональным фотографом.



Маринетти  и Рудольф Бауэр (слева) в галерее Бауэра, начало 1930-х

Хилла фон Рибэй, вдохновленная «Империей Духа»  Бауэра, сумела заинтересовать абстрактной живописью Соломона Гуггенхайма и тот рассматривал возможность основания своего собственного музея.

В 1936 году на базе коллекции Гуггенхайма был основан Фонд Соломона Р. Гуггенхайма и  Рибэй  стала его директором.

В том же году она организовала в Америке передвижную выставку неизвестного европейского искусства, которая включала шестьдесят картин Рудольф Бауэр маслом и акварелью.



На этом снимке, сделанном в августе 1945 года, архитектор Фрэнк Ллойд Райт (слева) показывает, план музея Гуггенхайма Соломону Гуггенхайму и Хилле фон Рибэй. Баронесса Рибэй в этом проекте была "паровозом". Именно она выбрала Фрэнка Ллойда Райта для разработки музея, а также нашла место для его постройки.

В 1938 году, после возвращения Бауэра с выставки его работ в Париже, художник  был арестован нацистами за его "дегенеративное искусство" и за спекуляцию на черном рынке. Имелась в виду продажа его работ  Гуггенхайму.

Работы Бауэра за предыдущий год были включены в позорный список «Дегенеративного искусства» и показаны на одноименной выставке в Мюнхене.
 
После ареста Бауэр провёл  в тюрьме гестапо нескольких месяцев, пока Рибэй и Гуггенхайм прилагали все усилия, чтобы освободить его.

В 1939 году баронесса, путешествующая с чемоданом наличных  деньг и в сопровождении своего дяди, который был Генералом в немецкой армии, добилась возможности «купить» и безусловное освобождение Бауэра, и его депортацию в США вместе со всем имуществом и студией.

Говорили также о том, что и Маринетти, хорошо знавший Муссолини, замолвил своё словечко о Бауэре, что также способствовало освобождению художника.
 
Бауэр прибыл завоёвывать Нью-Йорке настоящим героем  мира искусства и тут же получил ряд приглашений на чтений лекций о беспредметности в том числе и от  Гарвардского и Йельского университетов.




Рудольф Бауэр, розовый круг, 1938

Соломон  Гуггенхайм был добрым гением Бауэра и его покровителем. В тридцатых годах он приобрёл более трехсот работ художника для своей коллекции.

Гуггенхайм украшал картинами Бауэра свои апартаменты, а престижные журналы публиковали его фотографии рядом с произведениями любимого художника.





Рудольф Бауэр в Нью-Йорке, 1941

Ситуация начинает меняться с 1949 года, с того самого момента, когда племянник Соломона - Гарри Гуггенхайм возглавил Фонд.

С этого времени звезда Бауэра начинает закатываться и 1959 год — год открытия знаменитого Музея Гуггенхайма — становится знаковым в том смысле, что в экспозиции Музея не остаётся ни одной работы Бауэра, а всё его беспредметное искусство благополучно перекочевало в подвалы…

Картины Рудольфа Бауэра и его творчество были преданы забвению вплоть до 1980-х годов. С тех пор интерес к художнику — одному из основоположников абстрактного искусства -  начинает постепенно возрождаться.

Умер Бауэр 28 ноября 1953 года Рудольф Бауэр умирает от рака лёгких, не в состоянии пережить такой неожиданный зигзаг судьбы.

Почему же имя Рудольфа Бауэра было на столь долгое время предано забвению и оставалось известным лишь в узких кругах специалистов? Была ли его «зачистка» из анналов истории искусства чьй-то злой волей?

Это вопросы, которые продолжают подогревать полемику, по мере того, как мир искусства начинает заново открывать для себя работы этого талантливого и дальновидного художника.

Видео по теме:













Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.