01.03.21
Звезда, безумие и смерть Оскара Кокошки
1 марта 1886 года в семье небогатого ювелира родился художник Оскар Кокошка, ставший впоследствии крупнейшей фигурой австрийского экспрессионизма. Безумной жизни и безумному творчеству этого живописца, известного в мире наряду с Климтом и Шиле, посвящена цитируемая ниже статья...
02.02.21
Уникальные иллюстрации Федерико Цуккари к «Божественной комедии» выложены в сеть
Галерея Уффици к 700-летию со дня смерти Данте Алигьери оцифровала и выложила в открытый доступ серию иллюстраций к «Божественной комедии», выполненную художником Федерико Цуккари...
01.02.21
«Славянская эпопея» Альфонса Мухи обретёт постоянное пристанище
Спустя почти столетие после создания монументальный цикл картин Альфонса Мухи «Славянская эпопея» может, наконец, обрести специальное постоянное выставочное пространство в Праге, как этого желал художник...


Беспредметное искусство Рудольфа Бауэра

11.02.21

рудольф бауэр немецкие художники

11 февраля 1889 года родился Рудольф Бауэр - немецкий художник, один из основоположников абстрактного искусства. Его картины положили начало коллекции беспредметного искусства Соломона Гуггенхайма…



Рудольф Бауэр родился в 1889 году в Линденвольде - городе в Силезии, который  в настоящее время входит в состав Польши. В 1890-е годы его семья переехала в Берлин.

Бауэр увлекался искусством  с раннего возраста. Но когда в один прекрасный момент он заявил о своём желании пойти в художественную школу, его отец,  недовольный таким выбором, избили Рудольфа так жестоко, что Бауэр бежал из дома.  Больше он туда никогда не возвращался…


В 1905 году Бауэр начал свое обучение в в художественной школе в Шарлоттенбурге, пригороде Берлина, но уже через несколько месяцев вынужден был покинуть её и продолжать свое образование самостоятельно.

Чтобы как-то себя прокормить, Бауэр сотрудничает в качестве карикатуриста с популярными изданиями   "Berliner Tageblatt", " Ulk " и "Le Figaro" и другими..

С 1912 Бауэр начинает сотрудничать с журналом Der Sturm  и одноимённой галереей, основанными Херватом Уолденом  и являющейся в то время флагманом немецкого экспрессионизма.  Среди художников, выставлявшихся в «Дер Штурме» были Василий Кандинский, Марк Шагал, Пауль Клее и Франц Марк .



"Der Sturm", октябрь 1917 г.  Работа Бауэра на обложке .

В 1915 году Рудольф Бауэр первый раз принял участие в групповой выставке, проходившей в галерее Уолдена. Он продолжает сотрудничать с  Der Sturm вплоть до 20-х годов.

К 1915-16 годам Бауэр уже почти полностью отказался от  предметного искусства и в своих художественных высказываниях перешёл к абстрактным темам. В этот период он испытывает на себе заметное влияние Василия Кандинского.



Рудольф Бауэр. Аллегро, 1918

После окончания войны Бауэр стал одним  из учредителей радикально-левой  арт-группы «Ноябрь», однако сотрудничество с ней носило для Бауэра эпизодический характер.



Группа «Ноябрь», подготовка к открытию выставки в Берлине, 1924 г.

В начале 1920-х Бауэр был увлечён творчеством русских конструктивистов, а также голландской  группы «Стиль» (De Stijl).

Место Бауэра в истории искусства связаны с жизнью двух людей: Соломона Р. Гуггенхайма и Хиллы фон Рибей (Hilla Rebay), основательницы и первого директора Музея Гуггенхайма.



Баронесса фон Хилла фон Рибэй  дочь  прусского генерала-аристократа, переехал в 1917 году в Берлин из Цюриха, где она изучала искусство.

С Бауэром она повстречалась в галерее и тот начал ухаживать за ней. Вскоре они стали любовниками. В 1919 году молодая пара  переезжает в собственную студию в фешенебельном районе Берлина. С этого начинаются их бурные отношения, поддерживаемые практически всю жизнь.




Хилла фон Рибэй, 1911



Хилла фон Рибэй, 1928



Хилла фон Ребэй, Композиция, 1915

К 1922 году Бауэр провёл  около восьми выставок в галерее Der Sturm. С 1918 он также преподавал в школе при Der Sturm, где помимо него преподавателем был Пауль Клее.

Начало двадцатых годов было плодотворным периодом для Бауэра.

В дополнение к его абстракциям он завершил серию пастельных рисунков,  изображающих ужасы Второй мировой войны и сцены из повседневной жизни в послевоенном Берлине.



Рудольф Бауэр.  Без названия, 1920

В сентябре 1930 года, хорошо зарабатывавший на продажи своих работ, Бауэр решил, что пришло время создать новый художественный салон в Берлине.

Названная Бауэром  «Империей Духа» (Das Geistreich), галерея была  задумана как "храм необъектности," некое святилище, где будут собираться богатые покупатели, чтобы приобретать работы для своих коллекций.

Это был первый в мире музей, посвященный беспредметности, показывающий в основном работы Бауэра и Кандинского.

Маринетти, итальянский художник футурист, автор знаменитого футуристического манифеста, был приглашён в «Империю Духа» чтобы открыть одну из выставок. Это событие было запечатлено профессиональным фотографом.



Маринетти  и Рудольф Бауэр (слева) в галерее Бауэра, начало 1930-х

Хилла фон Рибэй, вдохновленная «Империей Духа»  Бауэра, сумела заинтересовать абстрактной живописью Соломона Гуггенхайма и тот рассматривал возможность основания своего собственного музея.

В 1936 году на базе коллекции Гуггенхайма был основан Фонд Соломона Р. Гуггенхайма и  Рибэй  стала его директором.

В том же году она организовала в Америке передвижную выставку неизвестного европейского искусства, которая включала шестьдесят картин Рудольф Бауэр маслом и акварелью.



На этом снимке, сделанном в августе 1945 года, архитектор Фрэнк Ллойд Райт (слева) показывает, план музея Гуггенхайма Соломону Гуггенхайму и Хилле фон Рибэй. Баронесса Рибэй в этом проекте была "паровозом". Именно она выбрала Фрэнка Ллойда Райта для разработки музея, а также нашла место для его постройки.

В 1938 году, после возвращения Бауэра с выставки его работ в Париже, художник  был арестован нацистами за его "дегенеративное искусство" и за спекуляцию на черном рынке. Имелась в виду продажа его работ  Гуггенхайму.

Работы Бауэра за предыдущий год были включены в позорный список «Дегенеративного искусства» и показаны на одноименной выставке в Мюнхене.
 
После ареста Бауэр провёл  в тюрьме гестапо нескольких месяцев, пока Рибэй и Гуггенхайм прилагали все усилия, чтобы освободить его.

В 1939 году баронесса, путешествующая с чемоданом наличных  деньг и в сопровождении своего дяди, который был Генералом в немецкой армии, добилась возможности «купить» и безусловное освобождение Бауэра, и его депортацию в США вместе со всем имуществом и студией.

Говорили также о том, что и Маринетти, хорошо знавший Муссолини, замолвил своё словечко о Бауэре, что также способствовало освобождению художника.
 
Бауэр прибыл завоёвывать Нью-Йорке настоящим героем  мира искусства и тут же получил ряд приглашений на чтений лекций о беспредметности в том числе и от  Гарвардского и Йельского университетов.




Рудольф Бауэр, розовый круг, 1938

Соломон  Гуггенхайм был добрым гением Бауэра и его покровителем. В тридцатых годах он приобрёл более трехсот работ художника для своей коллекции.

Гуггенхайм украшал картинами Бауэра свои апартаменты, а престижные журналы публиковали его фотографии рядом с произведениями любимого художника.





Рудольф Бауэр в Нью-Йорке, 1941

Ситуация начинает меняться с 1949 года, с того самого момента, когда племянник Соломона - Гарри Гуггенхайм возглавил Фонд.

С этого времени звезда Бауэра начинает закатываться и 1959 год — год открытия знаменитого Музея Гуггенхайма — становится знаковым в том смысле, что в экспозиции Музея не остаётся ни одной работы Бауэра, а всё его беспредметное искусство благополучно перекочевало в подвалы…

Картины Рудольфа Бауэра и его творчество были преданы забвению вплоть до 1980-х годов. С тех пор интерес к художнику — одному из основоположников абстрактного искусства -  начинает постепенно возрождаться.

Умер Бауэр 28 ноября 1953 года Рудольф Бауэр умирает от рака лёгких, не в состоянии пережить такой неожиданный зигзаг судьбы.

Почему же имя Рудольфа Бауэра было на столь долгое время предано забвению и оставалось известным лишь в узких кругах специалистов? Была ли его «зачистка» из анналов истории искусства чьй-то злой волей?

Это вопросы, которые продолжают подогревать полемику, по мере того, как мир искусства начинает заново открывать для себя работы этого талантливого и дальновидного художника.

Видео по теме:















Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.