29.09.20
Кистью и шпагой. Мятежный гений Микеланджело Меризи да Караваджо
29 сентября 1571 года родился Караваджо. У него было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы. Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия...
15.09.20
Венеция будет оцифрована
В то время как итальянское правительство пытается спасти Венецию от затопления при помощи системы мобильных шлюзов, международная группа учёных заканчивает беспрецедентный по масштабу эксперимент цифровизации жемчужины Италии...
13.09.20
Сиськи против Musee d'Orsay
Пресс-служба Музея Орсэ принесла извинения посетительнице, которую охранники пытались не пустить в музей из-за слишком откровенного наряда...


Адлер, Янкель

03.12.10

Янкель Адлер (1895 - 1949)

Адлер Янкель родился близ Лодзи, Польша, и был восьмым из 11 детей в семье мелкого торговца-хасида. В 11-летнем возрасте Адлер начал учиться ремеслу у своего дяди, золотых дел мастера и гравера...

В 1912 г. работал гравером в почтовом управлении в Белграде. В 1913 г. Адлер поселился у сестер в Бармене (Германия), где поступил в школу прикладных искусств. В 1918—19 гг. Адлер жил в Польше. Входил в объединение «Молодой идиш», активно пропагандировал в Польше искусство немецкого экспрессионизма; был в тесном контакте с польскими и немецкими авангардными группировками, участвовал в выставках (1918, Лодзь; 1919, Варшава).



Отто Дикс. Портрет Янкеля Адлера. 1926

В 1920 г. Адлер вернулся в Германию. Иллюстрировал книги еврейских писателей А. Зака и М. Бродерсона (1921), участвовал в выставках (1922, Дюссельдорф и Берлин; 1923, Берлин; 1924, выставка немецкого искусства в Советском Союзе). В 1925 г. художник оформил здание планетария в Дюссельдорфе. Все эти годы Адлер периодически совершал поездки в Польшу, в Париж, в 1930 г. посетил Майорку и Испанию. В 1931 г. Адлер подружился с Паулем. Клее.



Неизвестный фотограф. Адлер - в центре, стоит. 1920-е

Адлер был одним из подписавших антифашистское «Чрезвычайное воззвание», которое было расклеено в Берлине во время избирательной кампании в феврале 1933 г. После прихода А. Гитлера к власти Адлеру пришлось срочно покинуть Германию, и он переселился в Париж.

Многие работы художника, изъятые из немецких музеев и частных собраний, были уничтожены после демонстрации на выставках «Большевистское искусство» в Мангейме (1933) и «Дегенеративное искусство» в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе и Франкфурте-на-Майне (1937—38).




Янкель Адлер. Сидящая женщина 1926



Янкель Адлер. Портрет мужчины. 1923



Художник Янкель Адлер 1929

Друзьям Адлера удалось спасти и переправить в Польшу часть его работ, которые были позднее показаны на выставках в Нью-Йорке (1933), в Варшаве и Лодзи (1935).

В 1940 г. Адлер вступил в Польскую армию, а после Дюнкерка, демобилизовавшись в 1941 г. по состоянию здоровья, поселился в Англии. Он поддерживал контакты с английскими живописцами, с художниками-эмигрантами (О. Кокошка, К. Швиттерс и др.); до последних дней продолжал активную творческую жизнь, участвовал в выставках (1941, Глазго; 1947, Лондон, Дублин, Париж; 1948, Нью-Йорк).

Адлер находился в центре авангардистского искусства Западной Европы. В его работах по-своему претворены черты немецкого экспрессионизма, конструктивизма, в некоторой степени сюрреализма.



Янкель Адлер. Натюрморт на столе 1920-е

Адлер был одним из тех, кто создавал новое искусство, он приспосабливал художественный язык каждого из модернистских направлений к своим задачам. До середины 1930-х гг. Адлер был верен фигуративному искусству.



Янкель Адлер. Женщина в шляпе, 1940

В своих ранних работах он обращался к сюжетам, взятым из повседневной действительности. Чаще всего это портреты близких ему людей, сцены из еврейской жизни, но художник трансформирует частные события в программные монументальные полотна («Анжелика», 1923, Вупперталь, музей фон дер Хайт; «Еврей в бане», 1924, Эссен, частная коллекция; «Семья», 1925, уничтожена).



Янкель Адлер. Искалеченные. 1942

Персонажи представлены крупным планом, они застыли, лица схематизированы; интерьер или пейзаж, образующий фон, сведен к жесткой геометризированной конструкции. В картине «Мои родители» (1921, Лодзь, Художественный музей) Адлер выразил свое представление о структуре и смысле еврейской семьи: жесты, соотношение фигур, распределение цвета, надписи на идиш и цифры — все это несет определенную семантическую нагрузку.



Янкель Адлер. Две фигуры. 1944

В конце 1920-х гг. манера художника изменилась: линия стала более нервной, изгибающейся, на смену напряженной темной красно-синей гамме ранних работ пришли светлые оттенки серого и коричневого; появилось изображение тени как некоего самостоятельного элемента, существующего в зависимости от человека, но отдельно от него («Художник», 1927, частная коллекция; «Семья», 1930, Дюссельдорф, Музей искусства).




Янкель Адлер. Памяти Наума Габо, 1946

В начале 1930-х гг. в творчестве Адлера произошел процесс постепенного абстрагирования реальных предметов: они стали уплощенными, схематичными, приобрели четкие контуры («Мальчик с аэропланом», 1932, Мюнхен, коллекция С. Гидаль) и в конце концов превратились в абстракции, в которых, однако, всегда можно выявить исходную форму («Венера с Майорки», 1933, Лоуренс, США, коллекция Ш. Лихтунг).

Цвет стал условным и остался в гамме тусклых серых, светло-коричневых, зеленоватых и сиреневых тонов. С начала 1940-х гг. Адлер сочетал элементы абстракции, сюрреализма и фигуративной живописи; он снова ввел яркие цвета, часто пользовался красным, оранжевым, зеленым, белым.

В его работах появились несвойственные прежде художнику ирония и юмор. Все элементы картины находятся в активном взаимодействии («Женщина с натюрмортом», 1942, частная коллекция; «В честь Курта Швиттерса», 1942, Иерусалим, Израильский музей; «Треблинка», 1948, Лондон, коллекция Дж. Филс).

Источник: Электронная еврейская энциклопедия

Copyrights © 2001 - 2010. "Русский портрет" Все права защищены. При использовании активная ссылка на "Русский портрет" обязательна











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.