05.06.20
Европейские музеи поднимаются с колен
В связи с повсеместным снятием или ослаблением карантинных мер в Европе главные музеи континента постепенно открывают свои двери для публики. Уже в ближайшие дни у всех желающих вновь появится возможность увидеть многие выставки-блокбастеры этого года: от Рафаэля в Риме до Гойи в Базеле...
04.06.20
«Предчувствие» Марины Лошак
Руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина надеется, что музей откроется после карантина 10 июля 2020 года. О своём предчувствии даты открытия музея заявила в телевизионном интервью Марина Лошак...
03.06.20
Михаил Ларионов - мотор русского авангарда
3 июня 1881 года родился один из основоположников русского авангарда Михаил Ларионов. Новатор и бунтарь, Ларионов был в то же время теоретиком живописи, по крупицам собиравшим остатки былого. Творческая воля его и ему подобных позволила сохранить огонек русского искусства даже в отрыве от родной земли...


Неизвестный Левицкий в Русском музее

21.08.10

Выставка "Смолянки"

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Смолянки", на которой представлены портреты работы Дмитрия Григорьевича Левицкого...


Русский музей выставил «Неизвестного Левицкого». И хотя портретная серия художника «Смолянки» — хрестоматийная, хорошо изученная, вошедшая в учебники, ее явление публике стало событием. Многолетняя реставрационная эпопея завершилась для воспитанниц Института благородных девиц настоящим перерождением. Их образы предстали в обновленном, но безупречно аутентичном виде.

Выставку «Смолянки» открывшуюся в корпусе Бенуа Русского музея, вполне можно было бы назвать «Неизвестный Левицкий». С одной стороны, абсолютно хрестоматийный, изученный в сотнях работ, вошедший в учебники мастер. И все же неизвестный, потому что после завершения многолетней реставрационной эпопеи программная серия Левицкого — знаменитые «Смолянки» — предстала перед зрителями в совершенно новом виде.


Д.Г. Левицкий.  "Смолянки", Портрет Г. И. Алымовой

Семь портретов учениц Смольного института создавались в семидесятых годах XVIII века по инициативе Ивана Бецкого. Цикл символизировал появление нового просвещенного человека и стал художественным гимном первому реформаторскому порыву Екатерины Великой. До 1917 года картины находились в Большом Петергофском дворце, в неотапливаемом помещении. В Русский музей они поступили в плачевном состоянии. Первая советская реставрация привела «Смолянок» в чувство, но назвать эти работы приближением к авторскому замыслу с позиций сегодняшнего дня нельзя. Возвращение «Смолянок» состоялось уже в XXI веке благодаря новым технологиям и самоотверженному труду специалистов Русского музея.


Д.Г. Левицкий. "Смолянки",  Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой

Расчистки от поздних записей и удаление лаков открыли «Смолянок» такими, какими их видел автор 240 лет назад. За спинами Хованской, Хрущовой и фаворитки императора Павла Нелидовой теперь читается романтический пейзаж, рядом с Молчановой обнаружился впечатляющий вакуумный насос, кардинально изменились цвета нарядов воспитанниц института, преобразились даже лица. Детальное исследование картин доказало, что для своего времени Левицкий оказался новатором,  с точки зрения подбора материалов для работы.

Д.Г. Левицкий. "Смолянки", Портрет Е. И. Молчановой

На пике славы, в 1787 году, Левицкий ушел из Академии художеств под предлогом сильно ослабевшего зрения. Семь работ мастера, которые ранее числились за неизвестными авторами,  говорят о том, что вплоть до начала XIX века Левицкий оставался лучшим портретистом России.

Впечатляющим историографическим дополнением к экспозиции служат ранее не демонстрировавшиеся раритеты Смольного института: доски с назидательными надписями, книги, по которым учились «Смолянки» Левицкого. Легкие, кокетливые и живые свидетели перемен, начатых просвещенной императрицей в огромной восточной империи.

Источник: Культура









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.