16.04.14
Екатерина Дёготь обвинила РФ в клерикальном фашистском перевороте
Каждый зарабатывает на жизнь по-своему. Екатерина Дёготь, искусствовед с неоднозначной репутацией, едва получив кресло за бугром, стала повышать свой рейтинг очернительством собственной страны - методом проверенным и в нынешних условиях весьма перспективным...
15.04.14
Мединский: маргинальную субкультуру поливайте из других источников!..
В ёмком интервью изданию «КоммерсантЪ» Министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал о своём видении государственной культурной политики и дал оценку важнейшим культурологическим тенденциям в современном обществе...
14.04.14
Шаманские корни Кандинского
Безгранична изобретательность искусствоведов и кураторов, пытающихся привлечь внимание любителей искусства к своим проектам. Вот и экспозиция, развёрнутая в итальянском городе Верчелле, претендует на то, чтобы показать зрителям «шаманские корни» русских авангардистов...


  • Выставку «MIA ITALIA» показывает телеканал НТВ (видео)
    Выставкой «MIA ITALIA», открывшейся в художественном салоне «Русский портрет» в прошлые выходные, заинтересовалась редакция программы «Сегодня в Санкт-Петербурге» (НТВ). Результатом стало появление в эфире следующего сюжета, снятого журналистом Павлом Рыжковым...
    23.11.13
  • «Моя Италия. Mia Italia» в галерее «Русский портрет»
    С 10 ноября 2013 по 31 января 2014 г. в галерее «Русский портрет» открывается выставка «Моя Италия» "La Mia Italia" трех известных мастеров своего дела Алёны Савченко (живопись), Елены Беттелла (витраж), Татьяны Ивличевой (батик)...
    11.11.13
  • "Русский образ". Персональная выставка Евгения Ячного
    В галерее "Русский портрет" на улице Рылеева, 16 открылась персональная выставка молодого петербургского художника, Евгения Ячного - "Русский образ"...
    24.09.13

Владимир Стерлигов и его школа

19.04.10

Владимир Васильевич Стерлигов

Стерлигов Владимир Васильевич (1904-1973) - живописец. Изучал принципы кубизма и супрематизма в Государственном институте художественной культуры у К. С. Малевича (1926)...


Вместе с В. М. Ермолаевой, К. К. Рождественским и Л. А. Юдиным входил в Группу живописно-пластич. реализма.

В начале 1930-х гг. сотрудничал в дет. журналах "Чиж" и "Еж".

В 1934-38 по сфабрикованному обвинению отбывал срок в лагере под Карагандой. Писал пейзажи, интерьеры, натюрморты, портреты.

С 1960 развивал в живописи новый пластически-пространственный  принцип, основанный на сферическом, "чаше-купольном" элементе формообразования ("О возвышенном", 1968; "Окружающая геометрия", 1973, обе - в ГРМ).

Имел многочисл. учеников и последователей (А. Б. Батурин, Г. Г. Зубков, М. Г. Цэруш и др.), но не получил официального признания.

В 1966 совместная выставка с женой, Т. Н. Глебовой, в ЛО Союза художников была закрыта властями в день открытия. С 1966 жил в Петродворце (Озерковая ул., 49, кор. 2), мастерская - на ул. Ленина, 52. Похоронен на Бабигонском кладбище.

* * *

17 апреля 1960 года Владимир Васильевич Стерлигов сделал рисунок, который назвал «Первая бабочка». Он открыл новый прибавочный элемент в живописи, создал новую пластическую систему, которая оказалась неразрывно связана с природой. Традиционное пространство Эвклида с прямоугольной системой координат, с очевидной линейной зависимостью всех форм и явлений уже не может вместить все современные представления человека о мире.  
 
 
Новая система, предложенная Стерлиговым, позволила передать в живописи иное понимание пространства: его криволинейность, многомерность, возможность сосуществования миров и антимиров. 
 
Об учительском даре Стерлигова уже много раз говорилось. Но нужно было передать ученикам не только умение строить форму, а нечто другое: нужно было «заразить» духом творческой тайны. Без понимания этой тайны, без духовного делания, по словам Стерлигова, ученики уподоблялись бы Каю в царстве Снежной Королевы, в руках которого прозрачные льдинки никак не могли собраться в слово. 
 
Стерлигов научил служению искусству. Он считал, вслед за Павлом Флоренским, что если нет абсолютной ценности, то нечего и воплощать, если жизнь чужда божественности, то она не способна воплотить в себе творческую форму. 
 
Создание современной философски-религиозной живописи, то, о чем мечтал учитель, продолжается в работах его учеников. Традиционные композиции евангельских сюжетов, изображения Богоматери, старцев, певчих в церкви обретают в работах Сергея Спицына и Елизаветы Александровой, благодаря новой пластике, изначальное представление о Лике, а не о лице, об универсальности, а не единичности. 
 
Работы художников, получивших творческий заряд в кругу идей Стерлигова, отличишь на любой выставке. И не только потому, что их «выдает» пластическая система. Работы Александра Носова или Алексея Гостинцева, казалось бы далеко ушли от формального источника. Пастели Носова полыхают цветом, а в холстах Гостинцева струится свет, - и ни намека на математически выверенную формулу. Но в их работах не осталось ни одного сантиметра холста или бумаги, для изображения того, что в традиционной живописи принято называть «средой». Цвет и свет в их работах движется по плоскости, возникнув где-то в глубинах мироздания, и туда же возвращается, оставив нам свой отблеск. 
 
Драматический диалог листвы и ветра, созданный Наталией Ватениной, натуральный в своей основе, по сути — беспредметен. Драма разыгрывается между холодными и теплыми тонами, каждый из которых пытается вытеснить «противника» из пространства, оставляя на «поле битвы» мертвые обесцвеченные зоны. 
 
Возможно, что самый главный урок, который давала и дает школа Стерлигова, это — возможность обрести творческую свободу. 
 
Геннадий Зубков является не только художником, но и теоретиком, и учителем. Ему принадлежит новый принцип построения формы, вытекающей из окружающей геометрии Стерлигова — «форма делает форму». Зубков показывает на выставке большие полотна, которые родились на основе ранних штудий. Увеличение размера полотна является серьезной проверкой крепости и сделанности, выверенности формы. Логика и поэзия, алгебра и гармония равно сочетаются в его полотнах. Пейзажи и неспешные деревенские сцены — изначальные, глубинные темы русского искусства — раскрывают многообразие пластических приемов, которыми пользуется художник. 
 
Три года существует объединение «17 АПРЕЛЯ». В него входят как непосредственные ученики Стерлигова — Елизавета Александрова, Сергей Спицын, Геннадий Зубков, Алексей Гостинцев, Александр Носов, Валентина Соловьева, так и ученики учеников — Наталия Ватенина, Ольга Моисеева, Татьяна Туличева, Татьяна Беляева, уже успевшие заявить о себе в художественной жизни Петербурга и начинающие художники — Катерина Сахарова, Настя Зеелова,Светлана Цверкунова. Следуя традиции изучения живописи в мастерской Малевича, а затем и Стерлигова, они анализируют предшествующие системы искусства, начиная с импрессионизма. Они «разучивают гаммы», учат «фонетику» языка — соединяют пространство листа с пространством формы. 
 
Их искусство это еще и искусство не «симфоний», а «этюдов», но от выставки к выставке заметно как крепнут их голоса. 
Так много или мало — сорок лет существования школы? Возможно в сегодняшнем сумасшедшем и суматошном мире — много. Но, судя по работам художников, принципы этой пластической системы все еще не исчерпаны. 
 
Стерлигов недаром был не только художником, но и поэтом. Образ легкой, изящной, свободной бабочки, празднично и торжественно совершающей полет, заворожил не только его. Удивление и радостное преклонение перед возможностью передать сложную красоту мира привлекает к живописи все новых и новых творцов и поклонников. 
 
Людмила Вострецова
Член Международной Ассоциации Художественных критиков (AICA) 

Школа Стерлигова

«Импрессионистический кубизм» - термин, впервые употребленный Владимиром Васильевичем Стерлиговым (1904 — 1973). Два разных вполне устоявшихся понятия соединены для выражения новых живописных исканий.


В данном случае употребление этих понятий условно. Импрессионизм становится отправной точкой цветообразования, в кубизме внимание заостряется лишь на геометризации. В понимании Стерлигова «импрессионистический кубизм» таит в себе нераскрытые возможности. Логический ход развития искусства в нашей стране был насильственно нарушен. Важные пластические идеи остались «законсервированными» на долгие годы. 
 
Стерлиговская школа выросла на опыте Государственного Института Художественной Культуры (ГИНХУКа), существовавшего в Ленинграде в 20-е годы. Здесь преподавали Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Павел Мансуров и другие видные представители русского авангарда. Ученик Малевича Владимир Стерлигов сумел освоить и развить полученные знания. Его ученики и «постстерлиговцы» имеют возможность приобщиться к изобразительным проблемам 1910-30-х годов и строить свое творчество на основе определенной культурной традиции. В наших занятиях — отработанная методика и принцип устройства отчетных выставок по завершении пройденной темы. 
 
В опыте русских художников искания французской живописи конца XIX — начала XX столетия обретали свою новую версию. Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Михаил Ларионов сделали свои собственные выводы из проблем, поднятых европейским искусством. Стерлиговская школа дает особое понимание современного пластического языка. 
 
Соединение импрессионистической цветности с геометризацией — одна из многих поднятых проблем. Выставки с названием «Импрессионистический кубизм» устраивали группы «Форма + Цвет», «ОКНО». Изучение цветовой гаммы русской иконописи — то новое, что предпринято и получило отражение на настоящей выставке. 
 
Деление — способ организации художественной плоскости, согласно соображениям контраста. Линия не обозначает контур предмета, а, потеряв самодовлеющее значение, становится границей столкновения темного и светлого тонов, теплых и холодных цветов. Прибавочный элемент геометризации — встреча 3-4 форм. Разрастаясь, структуры заполняют всю плоскость картины. Классическим примером этого Стерлигов называл картину «Фабрика в Хорта де Эбро» Пикассо в Эрмитаже. 
 
По поводу цветового раздела выставки надо сказать о том важнейшем, что привлекает в импрессионизме. Казимир Малевич определил здесь цвет как прибавочный элемент. Нам бы хотелось уточнить очищение цвета основная задача импрессионизма. Средствами этого стали раздельный мазок и выявление дополнительностей: красно — зеленой, оранжево — голубой, желто — фиолетовой. В соединении двух образуется дополнительный третьему. 
 
В постимпрессионизме — работа раздельным мазком. Для сохранения чистоты он превратился в точку (Сера, Синьяк, Кросс). Прямые цвета, попадая между дополнительными, привели к погашению гаммы. Это новый этап в цветоведении, когда работа чистым цветом приводит к погашенной гамме. Импрессионистическая цветность трансформируется в погашенную, мерцающую. Здесь представлены таблицы и работы, как вывод из теории. 
 
Выставка — отчетная для группы «ОКНО», итог полутора лет работы. Экспонируются и работы тех, кто несколько ранее освоил цветовые и графические штудии: Ольга Моисеева, Татьяна Туличева, Наталия Ватенина, Татьяна Беляева. 
 
Представлены работы, сделанные в 1960-х годах на занятиях «Импрессионистический кубизм», «Постимпрессионизм», «Валеры», «Геометризация» «Сезанн» художниками Владимиром Стерлиговым, Татьяной Глебовой, Сергеем Спицыным, Елизаветой Александровой, Геннадием Зубковым, Алексеем Гостинцевым, Валентиной Соловьевой. 
 
Выставленные работы приоткрывают стадии строительства формы, овладения цветом — подступы к современной живописной культуре. К концу столетия можно говорить о классичности той линии, которая обозначена вехами — импрессионизм, Сезанн, кубизм, супрематизм. Здесь видна неуклонная логика развития, выводы из наблюдений природы, провидение философской значимости чистой формы. Освобожденная от предметности, она обнаружила новые уровни содержания. 
 
Художественная культура необходима современному живописцу. Он ответственен за то, что выпускает в мир. Его работа неотделима от духовно — нравственного старания. В этом основа школы Стерлигова.

Источник: Русский портрет  gallery-g77  encspb.ru

По теме



Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2014. "Русский портрет"  Все права защищены.