17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Авторский тур в Кастилью: Леон - древняя столица Астурии. Часть II
    Продолжим наш виртуальный тур по астурийской столице Леону, в которой так органично сочетается наследие седой старины с веяниями новейшего времени. Фото сделаны во время авторского тура по Кастилии в 2017 году...
    15.09.19

Персональная выставка Стерлигова

19.04.10

Владимир Васильевич Стерлигов

В Москве открывается персональная выставка В.В. Стерлигова,  последователя К. С. Малевича и М. В. Матюшина...


Это первая персональная выставка В. В. Стерлигова в Москве, она охватывает творчество художника от конца 1940-х до начала 1970-х годов. Выставка сопровождается богато иллюстрированным научным каталогом, включающим 204 работы художника, из которых более 100 публикуются впервые. В каталоге представлены письма Стерлигова разных лет, проиллюстрированные рисунками художника.

Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.

Пластический мир Стерлигова, «парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях», мир, в котором «царствовал алогизм», напрямую связан с манифестом алогизма Малевича в его «Корове и скрипке» (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А. И. Введенского «…На обоях человек, а на блюдечке четверг…», или «…В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма…», или «…Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг…»

Обэриуты отчетливо сознавали, что «разум не понимает мира», в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только «мир», но и «антимир», «при этом антимир — живой участник художественного произведения». Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, «…человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения…» Может быть, мы живем в «анти»-мире принимая его за настоящий «мир»? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония.

В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие. Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается «бесчисленное количество цвета и миров».

Эти миры обладают общими свойствами.

«Отсутствие верха и низа — их взаимная обратимость» и, как следствие, — «Безвесие».
«Единовременное бытие самого далёкого и самого близкого, далёкое-близкое».
«Зеркальность» и «обратность мира».
«Выворачивающееся пространство» — движение объёмов и форм по принципу ленты Мёбиуса и движение цвета по тому же принципу. У Стерлигова само пространство обладает свойствами ленты Мёбиуса: оно выворачивается наизнанку, принося с собой ощущение «обратной стороны» мира.
«Пошатнувшееся пространство», создающее картину мира в движении, неожиданных превращениях, в вибрации.
«Окружающая геометрия» — понимание предмета и фона как явлений равнозначных, при котором форма предмета утрачивает вещественность, зато пространство между предметами (фон) приобретает форму, при этом измененный предмет и измененное окружающее предмет пространство взаимодействуют друг с другом. В картину попадает «скрытая геометрия» пространства, совпадающая с природой или трансформированная.

Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма — кривая. «…Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу — своеобразную форму "упаковки" мира… Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура...» (А. Повелихина). Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что «мы живем в куполе.

Практически во всех работах 1960—70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения — в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «…целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся "беспредметными" только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными…» (А. Повелихина).

В конце необходимо отметить, что художественный мир Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, — кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о «новом духовном оружии», о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности — высота, которой измеряет себя искусство. «…Первейшее, главное в искусстве — его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве — присутствие в нем силы. Сила — Божественна»(В. Стерлигов).

Владимир Стерлигов, пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов. Мы надеемся, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.

Источник: Элизиум






По теме
  • Владимир Стерлигов и его школа
    Стерлигов Владимир Васильевич (1904-1973) - живописец. Изучал принципы кубизма и супрематизма в Государственном институте художественной культуры у К. С. Малевича (1926)...
    19.04.10
  • Малевич как символ веры Михаила Каменского
    Михаил Каменский пытается "загипнотизировать" русских олигархов, строя им "тонкие" намеки. В ход идут самые высокопиарные заговоры.
    29.10.08
  • Никто не знает год рождения К. Малевича
    Единого мнения о годе рождения знаменитого русского художника и теоретика искусства Казимира Малевича, который появился на свет 23 февраля, до сих пор не существует...
    25.02.08




Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.