16.02.20
«Секретные» полотна Ивана Айвазовского
Характерная история для России, указывающая на то, что ни трещащий по швам политический подход, ни культурный, ни даже подход на бытовом уровне совершенно не изменились со времён проклятого царизма...
15.02.20
Арт-дилер Кенни Шахтер: «Мир искусства живет ложью»...
Арт-дилер, автор колонки на artnet.com Кенни Шахтер разоблачает миф о ликвидности искусства и рассказывает, как сделать на нём деньги. Почему Леонардо Ди Каприо стал спекулянтом и как инстаграм меняет арт-рынок?...
14.02.20
Виталий Тихов и его духоподъёмная живопись
14 февраля 1876 года родился Виталий Гаврилович Тихов, русский и советский живописец-жанрист, портретист, член Товарищества передвижных художественных выставок. Один из немногих советских художников, систематически работавший в жанре «ню»...


  • Чилийская Патагония. Конфлюэнсия: слияние рек Бакер и Нефф
    Чилийская Патагония, наиболее живописная и притягательная в плане ландшафтов, представляет собой очень узкую и очень вытянутую полоску суши, зажатую океаном с одной стороны и горным хребтом Анд с другой. В авторском туре «Патагония: по местам силы!» мы исследовали всю чилийскую Патагонию...
    16.02.20
  • Что посмотреть в Тироле: ренессансный замок Трацберг
    Замок Трацберг, расположенный на берегу реки Инн неподалёку от города Шварц, известен с 1500 года. Строился он для защиты графства Андехс от войск баварского герцога Альбрехта IV Мудрого. Замок высится на горном хребте, и выглядит практически неприступным. Но мы обязательно найдём способ побывать там в авторском туре «Три Тироля 2020»...
    12.02.20
  • Зальцбург: легенда о Парацельсе
    Недалеко от дворца и парка Мирабель, о которых мы рассказывали в прошлом очерке, на Кладбище Св. Себастьяна при одноимённой церкви можно увидеть памятник Филиппу Аврелию Теофрасте Бомбасте фон Гогенхайму по прозвищу Парацельс...
    10.02.20

125 лет со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

12.12.09

Искусство З.Е. Серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом...

«В ее искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по существу близкое, так просто и прямо говорит сердцу и уму, что трудно быть вполне объективным, когда говоришь о нём, — писал ее дядя, Александр Бенуа. — Оно слишком подкупает, слишком пленит. И сколько уже лет прошло с того дня, когда она всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи, а все еще искусство ее остается таким же свежим, непосредственным и подкупающим».

125 лет назад родилась Зинаида Евгеньевна Серебрякова - художница, представительница неоклассического направления русского модерна, участница объединения «Мир искусства». Одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Смотрите на телеканале "Культура" сюжет о Зинаиде Серебряковой в программе "Цвет времени" (9 декабря, 22:15).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом. Дед по матери - Николай Леонтьевич Бенуа - был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов, его сын Александр Николаевич Бенуа, "дядя Шура", — знаменитым художником, основателем "Мира искусства", отец Евгений Александрович Лансере — известным скульптором.

Женская гимназия, художественная школа княгини К.Н. Тенишевой, мастерская портретиста О.Э. Браза… В начале XX века благодаря усилиям художников "Мира искусства" в культурный обиход России вернулись имена отечественных живописцев прошлого: Рокотова, Левицкого, Боровиковского и Венецианова. Именно творчество Венецианова повлияло на творчество Зины Лансере - несмотря на повальное увлечение творческой молодежи того времени французским импрессионизмом, а потом сюрреализмом и кубизмом, она с тех пор была верна русской реалистической традиции.

В 1905 году она вышла замуж за студента-путейца Бориса Серебрякова, они познакомились в Нескучном — дом Серебряковых был недалеко от дома Лансере. Медовый месяц и много времени после него молодые провели в Париже. Здесь Серебрякова совершенствовала свое живописное мастерство.

Автопортрет "За туалетом" на выставке художников "Мира искусства" в 1910 году имел громкий для скромной 25-летней художницы успех. "Автопортрет Серебряковой несомненно самая радостная вещь... Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное..." — писал Александр Николаевич Бенуа. Но даже он, «дядя Шура», не предполагал, что картины племянницы будут приобретены Третьяковской галереей. Зинаида Серебрякова становится духовным центром художественной династии Кавос - Лансере - Бенуа, восходящей к Франции XVIII-го века.

«Я решила остаться с детьми в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький, и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты... Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале...», - так вспоминала Зинаида Евгеньевна об истории написания этого автопортрета.

В 1911 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет "Девушка со свечей". С картины смотрит, полуобернувшись, счастливая, влюбленная барышня, почти девочка — юная, непосредственная, трепетная, светящаяся душа самой художницы.

Во время революции 1917 года дом в Нескучном сожгут - вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов. А в 1919 году на руках у Серебряковой умирает от сыпного тифа муж Борис Анатольевич. Одна с четырьмя маленькими детьми и старенькой мамой Екатериной Николаевной… Казалось, крепкий дом, дом семьи рухнул… К этому времени относится самая печальная из картин Серебряковой — "Карточный домик": Саша, Таня, Катя, Женя - четверо осиротевших детей складывают хрупкий, способный разрушиться в мгновенье карточный домик. Но это семья и это дом… Именно дом, ощущение семейного тепла, домашнего очага - для Серебряковой были самыми важными опорами и в жизни, и в творчестве.

В 1924 году «дядя Шура» помогает племяннице уехать в Париж, дети с бабушкой остаются в Петербурге. Спустя некоторое время с помощью Красного Креста удается переправить через границу сына Сашу и дочь Катю. Женя и Таня остались со слепнущей бабушкой в России.
А потом - выставки во Франции, Бельгии, Англии и страшная мучительная двойственность - разорванность семьи, дома. Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась советской гражданкой и надеялась на воссоединение с детьми, оставшимися в России. Во время оккупации Гитлером Франции пришлось выбирать между французским паспортом и концлагерем. От советского гражданства пришлось отказаться, связь с Родиной прервалась на многие годы.

В России Серебрякову вспомнили после войны: во время оттепели Зинаиду Евгеньевну наконец-то, после 36 лет разлуки, смогла посетить дочь Татьяна (ставшая художником-декоратором во МХАТе). Благодаря возрастающему интересу к русской живописи Серебряного века удалось устроить персональные выставки Серебряковой в Москве, Киеве и Ленинграде. Успех ее в Советской России в 1965 году превзошел самые радостные воспоминания молодости - Серебрякову ставили вровень с Боттичелли и другими великими мастерами. 80-летней художнице не по силам было посетить Родину, но она ощутила, наконец, всероссийское признание, признание ее дома, ее России.

И на чужбине, где, как говорится в пословице, и звезды из олова, Зинаида Евгеньевна сохранила чувство дома…

Она скончалась 19 сентября 1967 года и похоронена была по православному обряду на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Источник: ТВ Культура

 

 











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.