17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Авторский тур в Кастилью: Леон - древняя столица Астурии. Часть II
    Продолжим наш виртуальный тур по астурийской столице Леону, в которой так органично сочетается наследие седой старины с веяниями новейшего времени. Фото сделаны во время авторского тура по Кастилии в 2017 году...
    15.09.19

Рихард Рудольфович Васми

17.11.09

Рихард Васми (1929-1998)

Рихард Васми, классик ленинградского андерграунда, не известен широкой публике. При жизни у него не было ни одной персональной выставки...

Рихард Васми — это имя практически не знакомо широкому зрителю, зато в среде искусствоведов и художников мастер известен как классик ленинградского андеграунда. Его судьба типична для нонкомформистов тех временя: работа в типографии и котельной, творчество только для души и ни одной выставки при жизни. Поэтому открывшаяся экспозиция в Петербурге, на которой представлена живопись и графика Васми, воспринимается сегодня не только как дань памяти художнику, а как восстановление справедливости.



Точная, уверенная линия, локальные цветовые пятна, сдержанные краски, никаких лишних деталей. Ясная композиция, техника без изысков. Это отличительные черты живописи и графики Рихарда Васми. Работы отражают северный темперамент автора, его эстонские и финские корни. Искусствоведы сразу же увидят массу влияний, например, французской живописи начала ХХ века и особенно городских пейзажей Альбера Марке. В такой манере работали художники довоенного Ленинграда, творческим наследником которых и стал Васми.

В доме на Мойке Рихард Васми жил в одной коммунальной квартире с Николаем Лапшиным — художником и иллюстратором. В первую же блокадную зиму Лапшин умер от голода. Впоследствии Васми, не получивший академического образования, называл Лапшина своим учителем.

Васми недолго учился в архитектурном техникуме, затем устроился рабочим на полиграфическую фабрику. Третий этаж в Эрмитаже тогда был закрыт — картины импрессионистов можно было увидеть только в журналах, которые, каким-то чудом, попадали в Ленинград из-за рубежа. Валентин Громов вспоминает, как однажды дома у Васми они устроили выставку самого Пикассо.

«Собрали репродукции Пикассо — у кого что было в папках — и рассматривали. Разбрасывали по полу и рассматривали эти работы», — рассказывает Валентин.

Пятьдесят лет назад художественная жизнь в Ленинграде в корне отличалась от современной. Творцы — особенно не признанные официально — встречались очень часто. Показывали друг другу свои работы, обсуждали их, вместе ходили на этюды. Считалось правильным поддерживать молодые дарования.

«Вот эти религиозные картины — "Тайная вечеря", "Чудесный улов", еще один "Чудесный улов" — созданы в зависимости от картин Владимира Стерлигова 1951 года и связаны сюжетом и композиционно», — показывает искусствовед Елена Спицына.

На излете советской эпохи Рихард Васми в среде художников Ленинграда был признан классиком. Его навещали, беседовать с ним почитали за честь. Любительская съемка была сделана в знаменитом сквоте на Пушкинской улице в середине 1990-х. У Васми там была мастерская. Он жил, не обращая внимания на быт, был немногословен и даже мрачен. Несмотря на многочисленные художественные влияния, творчество Рихарда Васми очень выразительное. Мало кто рисовал такой Ленинград: темные окраины, индустриальные пейзажи, и наводящая тоску Зимняя канавка.

Источник: Новости культуры












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.