16.02.20
«Секретные» полотна Ивана Айвазовского
Характерная история для России, указывающая на то, что ни трещащий по швам политический подход, ни культурный, ни даже подход на бытовом уровне совершенно не изменились со времён проклятого царизма...
15.02.20
Арт-дилер Кенни Шахтер: «Мир искусства живет ложью»...
Арт-дилер, автор колонки на artnet.com Кенни Шахтер разоблачает миф о ликвидности искусства и рассказывает, как сделать на нём деньги. Почему Леонардо Ди Каприо стал спекулянтом и как инстаграм меняет арт-рынок?...
14.02.20
Виталий Тихов и его духоподъёмная живопись
14 февраля 1876 года родился Виталий Гаврилович Тихов, русский и советский живописец-жанрист, портретист, член Товарищества передвижных художественных выставок. Один из немногих советских художников, систематически работавший в жанре «ню»...


  • Чилийская Патагония. Конфлюэнсия: слияние рек Бакер и Нефф
    Чилийская Патагония, наиболее живописная и притягательная в плане ландшафтов, представляет собой очень узкую и очень вытянутую полоску суши, зажатую океаном с одной стороны и горным хребтом Анд с другой. В авторском туре «Патагония: по местам силы!» мы исследовали всю чилийскую Патагонию...
    16.02.20
  • Что посмотреть в Тироле: ренессансный замок Трацберг
    Замок Трацберг, расположенный на берегу реки Инн неподалёку от города Шварц, известен с 1500 года. Строился он для защиты графства Андехс от войск баварского герцога Альбрехта IV Мудрого. Замок высится на горном хребте, и выглядит практически неприступным. Но мы обязательно найдём способ побывать там в авторском туре «Три Тироля 2020»...
    12.02.20
  • Зальцбург: легенда о Парацельсе
    Недалеко от дворца и парка Мирабель, о которых мы рассказывали в прошлом очерке, на Кладбище Св. Себастьяна при одноимённой церкви можно увидеть памятник Филиппу Аврелию Теофрасте Бомбасте фон Гогенхайму по прозвищу Парацельс...
    10.02.20

Рихард Рудольфович Васми

17.11.09

Рихард Васми (1929-1998)

Рихард Васми, классик ленинградского андерграунда, не известен широкой публике. При жизни у него не было ни одной персональной выставки...

Рихард Васми — это имя практически не знакомо широкому зрителю, зато в среде искусствоведов и художников мастер известен как классик ленинградского андеграунда. Его судьба типична для нонкомформистов тех временя: работа в типографии и котельной, творчество только для души и ни одной выставки при жизни. Поэтому открывшаяся экспозиция в Петербурге, на которой представлена живопись и графика Васми, воспринимается сегодня не только как дань памяти художнику, а как восстановление справедливости.



Точная, уверенная линия, локальные цветовые пятна, сдержанные краски, никаких лишних деталей. Ясная композиция, техника без изысков. Это отличительные черты живописи и графики Рихарда Васми. Работы отражают северный темперамент автора, его эстонские и финские корни. Искусствоведы сразу же увидят массу влияний, например, французской живописи начала ХХ века и особенно городских пейзажей Альбера Марке. В такой манере работали художники довоенного Ленинграда, творческим наследником которых и стал Васми.

В доме на Мойке Рихард Васми жил в одной коммунальной квартире с Николаем Лапшиным — художником и иллюстратором. В первую же блокадную зиму Лапшин умер от голода. Впоследствии Васми, не получивший академического образования, называл Лапшина своим учителем.

Васми недолго учился в архитектурном техникуме, затем устроился рабочим на полиграфическую фабрику. Третий этаж в Эрмитаже тогда был закрыт — картины импрессионистов можно было увидеть только в журналах, которые, каким-то чудом, попадали в Ленинград из-за рубежа. Валентин Громов вспоминает, как однажды дома у Васми они устроили выставку самого Пикассо.

«Собрали репродукции Пикассо — у кого что было в папках — и рассматривали. Разбрасывали по полу и рассматривали эти работы», — рассказывает Валентин.

Пятьдесят лет назад художественная жизнь в Ленинграде в корне отличалась от современной. Творцы — особенно не признанные официально — встречались очень часто. Показывали друг другу свои работы, обсуждали их, вместе ходили на этюды. Считалось правильным поддерживать молодые дарования.

«Вот эти религиозные картины — "Тайная вечеря", "Чудесный улов", еще один "Чудесный улов" — созданы в зависимости от картин Владимира Стерлигова 1951 года и связаны сюжетом и композиционно», — показывает искусствовед Елена Спицына.

На излете советской эпохи Рихард Васми в среде художников Ленинграда был признан классиком. Его навещали, беседовать с ним почитали за честь. Любительская съемка была сделана в знаменитом сквоте на Пушкинской улице в середине 1990-х. У Васми там была мастерская. Он жил, не обращая внимания на быт, был немногословен и даже мрачен. Несмотря на многочисленные художественные влияния, творчество Рихарда Васми очень выразительное. Мало кто рисовал такой Ленинград: темные окраины, индустриальные пейзажи, и наводящая тоску Зимняя канавка.

Источник: Новости культуры












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.