28.03.20
Родился Рафаэль Санти
28 марта (по другой версии 6 апреля) 1483 года, в городе Урбино на востоке Италии в семье влиятельного живописца Джованни Санти родился один из величайших художников эпохи Возрождения Рафаэль Санти...
27.03.20
Альбер Марке - полюбившийся соцреалистам постимпрессионист с фовистским уклоном
27 марта 1875 года родился Альбер Марке. Издание Buro 24/7 объясняет, почему о нем стоит знать, а также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло...
23.03.20
Газета «Завтра»: Трегулова превращает Третьяковку в личную помойку
«Директор ГТГ, член Совета при Президенте РФ, обладательница почётной грамоты Минкульта и командор Мальтийского ордена Зельфира Трегулова - фанатичный адепт выгребной ямы под названием совриск», - констатирует газета «Завтра». - Не раз она жаловалась на "чудовищную" нехватку в ГТГ работ 1990-х и нулевых»...


  • Патагония-9: гора-замок Серро Кастильо
    Погода сегодня утром одумалась и исправилась — с утра с ярко синих небес улыбается Солнышко, воздух прозрачен и свеж. Покидаем гостеприимный лодж Виста Патагония в Койайке и устремляемся на свою обожаемую Карретеру...
    28.03.20
  • Патагония-8: из Пуюуапи в Койайке. Плохая погода ломает все наши планы
    Утром, собрав свой нехитрый скарб и погрузившись на катер, который легко пронес нас по водам фьорда на противоположный берег, мы с радостью воссоединились с нашим Чико, который терпеливо ожидал нас на пристани все это время...
    26.03.20
  • Патагония-7: СПА-лодж Пуюуапи, оазис Тишины и Умиротворения
    Планируя авторский тур по Патагонии, мы позволили себе немного свернуть с Карретера аустраль, главной и наиболее привлекательной магистрали Северной Патагонии, чтобы отдохнуть в лодже Пуюуапи, затерянном среди многочисленных шхер тихоокеанского фьёрда...
    24.03.20

Рихард Рудольфович Васми

17.11.09

Рихард Васми (1929-1998)

Рихард Васми, классик ленинградского андерграунда, не известен широкой публике. При жизни у него не было ни одной персональной выставки...

Рихард Васми — это имя практически не знакомо широкому зрителю, зато в среде искусствоведов и художников мастер известен как классик ленинградского андеграунда. Его судьба типична для нонкомформистов тех временя: работа в типографии и котельной, творчество только для души и ни одной выставки при жизни. Поэтому открывшаяся экспозиция в Петербурге, на которой представлена живопись и графика Васми, воспринимается сегодня не только как дань памяти художнику, а как восстановление справедливости.



Точная, уверенная линия, локальные цветовые пятна, сдержанные краски, никаких лишних деталей. Ясная композиция, техника без изысков. Это отличительные черты живописи и графики Рихарда Васми. Работы отражают северный темперамент автора, его эстонские и финские корни. Искусствоведы сразу же увидят массу влияний, например, французской живописи начала ХХ века и особенно городских пейзажей Альбера Марке. В такой манере работали художники довоенного Ленинграда, творческим наследником которых и стал Васми.

В доме на Мойке Рихард Васми жил в одной коммунальной квартире с Николаем Лапшиным — художником и иллюстратором. В первую же блокадную зиму Лапшин умер от голода. Впоследствии Васми, не получивший академического образования, называл Лапшина своим учителем.

Васми недолго учился в архитектурном техникуме, затем устроился рабочим на полиграфическую фабрику. Третий этаж в Эрмитаже тогда был закрыт — картины импрессионистов можно было увидеть только в журналах, которые, каким-то чудом, попадали в Ленинград из-за рубежа. Валентин Громов вспоминает, как однажды дома у Васми они устроили выставку самого Пикассо.

«Собрали репродукции Пикассо — у кого что было в папках — и рассматривали. Разбрасывали по полу и рассматривали эти работы», — рассказывает Валентин.

Пятьдесят лет назад художественная жизнь в Ленинграде в корне отличалась от современной. Творцы — особенно не признанные официально — встречались очень часто. Показывали друг другу свои работы, обсуждали их, вместе ходили на этюды. Считалось правильным поддерживать молодые дарования.

«Вот эти религиозные картины — "Тайная вечеря", "Чудесный улов", еще один "Чудесный улов" — созданы в зависимости от картин Владимира Стерлигова 1951 года и связаны сюжетом и композиционно», — показывает искусствовед Елена Спицына.

На излете советской эпохи Рихард Васми в среде художников Ленинграда был признан классиком. Его навещали, беседовать с ним почитали за честь. Любительская съемка была сделана в знаменитом сквоте на Пушкинской улице в середине 1990-х. У Васми там была мастерская. Он жил, не обращая внимания на быт, был немногословен и даже мрачен. Несмотря на многочисленные художественные влияния, творчество Рихарда Васми очень выразительное. Мало кто рисовал такой Ленинград: темные окраины, индустриальные пейзажи, и наводящая тоску Зимняя канавка.

Источник: Новости культуры












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.