17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Порту: заметки на полях
    Несколько беглых зарисовок, сделанных в Порту во время авторского тура «Вся Португалия» (2017). Просто так. Что под руку попало. Любопытные виды и персонажи...
    17.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19

Ренуар: "Я начинаю уметь писать картины"

16.10.09

Пьер-Огюст Ренуар

В парижском Большом дворце, "Гран Пале", проходит выставка "Ренуар в XX веке". Картины (а также рисунки и скульптуры) позднего Ренуара сопровождает несколько произведений художников XX века

"Я начинаю уметь писать картины. Мне понадобилось больше 50 лет работы, чтобы прийти к этому, еще далеко неполному результату", - так говорил художник Пьер-Огюст Ренуар в 1913 году.
Эти "неполные" результаты выставлены в залах Большого дворца: картины с изображением танцующих пар, детей и женщин, портреты, пейзажи, и еще женщины - купальщицы или греческие богини, за пианино или за вышивкой, обнаженные и в вечерних туалетах...

Общее ощущение - мягкого, золотистого света, разлитого в картинах, колорита, греющего душу зрителя: теплые тона, переливающиеся алым, малиновым, пурпурным, и в контрапункт им - чистейшие синие, голубые и изумрудно-зеленые, и конечно, все градации сиены и охры, желтого и оранжевого.


Пьер-Огюст Ренуар. "Виноградники в Кань". 1908 г.
(Photo : © Brooklyn Museum of Art, New York, USA)

Всё это пение цвета (несомненно, тешившее художника) - не самоцель. Наверное, только потому Ренуар и стал художником, что любил красоту и нежность окружающего мира. И живопись его есть стремление передать свет, оживляющий наш мир, свет, который играет в листве деревьев, скользит по нежной коже молодой девушки, по шелку и атласу тканей, наконец, свет, который растворяется в яркой голубизне неба и вспыхивает, задевая за края облаков.

Ренуар по мере сил (может быть, несовершенно, но всё же, видимо, не без помощи свыше) отражал эти чудеса в своих картинах; мы об этом лишь пытаемся рассказать, и остается только посоветовать читателю отправиться в "Гран Пале" - своими глазами посмотреть, на что это похоже.

Ренуар доступен для любого зрителя вне зависимости от образовательного ценза, от столичности среды его обитания или от высоколобости его претензий. В этом смысле Пьер-Огюст Ренуар - полная противоположность вынесенному в заголовок выставки XX веку.

Вернее той форме искусства, которая к середине прошлого века вытеснила все остальные, венец которой - кучка пепла под стеклянным колпаком с табличкой "сие есть произведение искусства" или "белый монохром". Ренуар не нуждается в сопровождающих (разъясняющих и наставляющих) дискурсах, зрителю достаточно захотеть вглядеться в его картины.

Пьер-Огюст Ренуар. "Причесывающаяся женщина". 1882 г.
(Photo : © Rmn / Hervé Lewandowski)
Его искусство не противопоказано бюргеру, буржуа, мещанину. Пожалуй, оно как раз предусмотрено, чтобы делать жизнь городского жителя отраднее. Мягче. Цветастее. Солнечней. Видимо, придется признать, что живопись Ренуара выражает не просто окружающий мир, каким мы его видим. Мир ведь бывает и серым, бесцветным, бездушным, если не хуже. Гораздо хуже.

А в чистых красках Ренуара и в теплоте света его картин мир предстает таким, каким он, наверное, должен быть. Или когда-то был на заре творенья. Или какой он есть по-настоящему, да вот что-то случилось, и мы перестали его видеть.

На выставке в "Гран Пале" экспонируются, главным образом, поздние произведения Ренуара. В 1900 году художнику было 59, дожил он до 78 лет и пришедшиеся на XX век два последних десятилетия своей жизни не переставал писать картины. Ренуар говаривал, что ни дня своей жизни не прожил без живописи. Под конец артроз так деформировал художнику руки, что он уже не мог взять кисть. Кисть руки ему обвязывали лентами, чтобы кисточка держалась.

На выставке показывается документальные кадры, на которых сидящий за мольбертом Ренуар очень по-боевому держится, несмотря на эти неприятности. Сын вкладывает ему в изуродованную руку зажженную сигарету, он покуривает, держится прямо, взгляд пронзителен, жест резок и точен. На немой пленке видно, как Ренуар шутит, посмеивается. Под конец этой недолгой хроники заметно, что ему не терпится вернуться к живописи: посматривая на собеседников, он начинает помешивать кисточкой краски на палитре, которая лежит у него на коленях.

Ренуар, особенно, поздний - неровен. Не всякий Ренуар хорош. Некоторый очень хорош. Некоторый - похуже. То ли энергии у художника не хватило, то ли погода была плохая... Но не спешите судить! Даже если на первый взгляд картина не произвела на вас впечатления, обойдите выставочный зал и вернитесь к ней еще. Хотя Ренуар и доступен для всех без различия пола и возраста, не всегда и не в любую картину въезжаешь сразу.



Пьер-Огюст Ренуар. "Деревенский танец". 1882 г.
(Photo : © Rmn / Hervé Lewandowski)

Как войти в картину? Вот, к примеру, "Деревенский танец". Он в темно-синем костюме и с рыжей бородой, она в ситцевом платье в цветочек, в желтых перчатках и с веером - танцуют. Ну, танцуют и ладно, чего тут смотреть-то? Боюсь, что в жизни этот сюжет нас не привлек бы совсем. И как мы в жизни легко проходим мимо танцующей пары, так же легко пройти и мимо картины.
Вы только гляньте: она - улыбчивая (может, и смешливая) толстушка с фигурой, которая скоро начнет терять форму, с круглым (блинообразным) лицом. Разве это сюжет для картины?.. Что ж, оставим главных героев, обратимся к деталям. Справа от танцующей пары - столик, на нем на белой скатерти стакан, может быть, с пивом, белый платок брошен, за платком чашка, может быть, с чаем... и в этом было б так же мало интереса, как в танцующей толстушке, когда б не голубизна теней в небрежно брошенном платке.

Он ложится какими-то удивительными складками, холодной белизной своей напоминая то ли сползающий с гор ледник, то ли дрейфующий айсберг. И возвращаясь от этого незначительного фрагмента картины к главному сюжету, вдруг поражаешься, насколько танцующий кавалер интересен. А сначала глаз, пробежав по его сине-костюмной спине, совсем не задержался.

А ведь Ренуар, орудуя своими кисточками, сумел передать мягкость его рыжей бороды, внимательность взгляда его темных глаз, устремленных на партнершу, одновременную крепкость и нежность его рук, ведущих партнершу по танцу... А ведь большую часть всего этого наше воображение дорисовывает, поскольку мы видим танцора в три четверти со спины. И после этого мы возвращаемся к той самой толстушке, на которую в жизни не обратили бы внимания, и понимаем: в живописи чудо возрождения в картине живой, настоящей жизни раскрывает нам глаза на эту жизнь.

Наверное, в раю живопись будет не нужна. В раю незачем напоминать о рае, а ведь в нашем мире живопись для того только и нужна, чтобы напоминать о нём?.. Как бы то ни было, из картин Ренуара пробивается свет, наверное, именно оттуда.

Выставка "Ренуар в XX веке" в парижском Большой дворце, "Гран Пале" проходит до 4 января 2010 года.

Я. Горбаневский

Источник: RadioFrance








По теме




Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.