29.09.20
Кистью и шпагой. Мятежный гений Микеланджело Меризи да Караваджо
29 сентября 1571 года родился Караваджо. У него было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы. Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия...
15.09.20
Венеция будет оцифрована
В то время как итальянское правительство пытается спасти Венецию от затопления при помощи системы мобильных шлюзов, международная группа учёных заканчивает беспрецедентный по масштабу эксперимент цифровизации жемчужины Италии...
13.09.20
Сиськи против Musee d'Orsay
Пресс-служба Музея Орсэ принесла извинения посетительнице, которую охранники пытались не пустить в музей из-за слишком откровенного наряда...


Чарльз Саатчи: экскременты художников бывают хороши...

01.09.09

Ч. Саатчи

Чарльз Саатчи, один из самых влиятельных коллекционеров мира, выпустил книгу "Меня зовут Чарльз Саатчи, и я искусствоголик"...

Некогда один из самых успешных рекламистов, а ныне галерист, влиятельнейший коллекционер и специалист по поиску молодых и потенциально ультрамодных художников, Чарльз Саатчи - человек непубличный. Однако в сентябре 2009 года издательство Phaidon выпустит книгу "My Name Is Charles Saatchi And I Am An Artoholic" ("Меня зовут Чарльз Саатчи, и я искусствоголик"), из которой можно почерпнуть массу интересного о мире современного искусства и собирательства. Избранные реплики Саатчи из книги опубликовал еженедельник The Observer. Лента.ру предлагает сокращенный перевод материала.


- О Вас говорят одновременно как о "суперколлекционере" и как о "самом успешном арт-дилере нашего времени". Как бы Вы сами описали свою деятельность с оглядкой на последние двадцать лет?

- Какая разница, как обо мне говорят. Коллекционеры - люди довольно незначительные в общем мироустройстве. Значение имеет искусство, и оно продолжает существовать. Я покупаю искусство, которое мне нравится. Я его покупаю и показываю на выставках. Если мне хочется, я продаю одно и покупаю другое. Поскольку я этим занимаюсь уже тридцать лет, то другие люди в мире искусства идею уловили. То, что я продаю нечто, не значит, что я это разлюбил. Просто я не могу хранить у себя все и всегда.

- Ваша манера покупать работы начинающих художников оказалась удивительно заразительна, и есть мнение, что это оказывает самое большое влияние на рынок в настоящее время: ветераны и новички следуют вашему примеру и покупают вещи молодых, практически никому не известных художников. Вы возьмете на себя ответственность за это, в общем-то, спекулятивное состояние рынка?

- Надеюсь, что да. Художникам нужно много коллекционеров, всевозможные коллекционеры, которые будут покупать их вещи.

- А Вы никому жизнь не испортили, раскритиковав все его работы?

- Я не покупаю искусство, чтобы осчастливить художников, а равно и не продаю работы, чтобы огорчить их. Не слишком ли Вы мелодраматичны?

- Приближает ли любовь к искусству, особенно ренессансному или связанному с Библией, к Богу?

- Сдается мне, что Господь должен быть очень недоволен своей работой. Человечество оказалось решительно не в силах эволюционировать за все эти годы, мы все такие же идиоты и варвары, какими были много столетий назад, и бедный Бог, наверное, целыми днями качает головой, наблюдая нашу гнусность и общую никчемность. Впрочем, может, мы и смешим его. Но, конечно, я надеюсь, что Господу нравится наше искусство настолько, чтобы простить нам наши грехи. Особенно мои.

- Кто из художников был Вашим самым приятным открытием?

- Я был настолько удачлив, что за эти годы повидал многих художников в самом начале их пути, и мог бы сказать, что было "приятно" их открыть. Но я еще "открыл" массу художников, до которых никому, кроме меня, не было дела, и их карьеры складывались очень медленно, если вообще складывались. Так что я точно не обладаю непогрешимым даром обнаруживать победителей. Но было бы справедливо сказать, что я купил работы Синди Шерман на первой выставке с ее участием… я приобрел большинство работ с первой выставки Джеффа Кунса… Но все это похвальба, а на самом деле, я упустил столько же хороших художников, сколько нашел.

- Правда ли, что лучше инвестировать в картины, чем в акул в формальдегиде? Акула Херста как-то сейчас подувяла, зато холст Питера Дойга хорош так же, как и десять лет назад, да и реставрировать его будет проще.

- В инвестициях нет правил. Акулы бывают хороши, и экскременты художников тоже. Холст, масло тоже удаются. Всегда найдется бригада реставраторов, чтобы присмотреть за тем, что художник счел искусством.

- Что из британского искусства начала XXI века будет в цене через сто лет? Кто переживет проверку временем?

- Вводные книги по искусству 2105 года будут так же безжалостны к концу XX века, как и ко всем предшествующим столетиям. Все, кроме Джексона Поллока, Энди Уорхола, Дональда Джадда и Дэмиена Херста, попадут только в сноски.

- Если бы Вы заказывали портрет себя самого, то в какой технике?

- Я скорее холст сжую, чем дам себя написать на нем.

- Подталкиваете ли Вы своих детей к изучению вашей коллекции и к походам по музеям и галереям?

- Мои дети считают, что иметь хоть что-то общее с моей галереей - это не круто. Но магазин в галерее им нравится.

- Должна ли страна тратить деньги на спасение старых мастеров для народа, или нужно покупать работы нового поколения?

- Рискуя подвергнуться линчеванию толпой людей от искусства, я все же скажу, что нет большой нужды спасать картины за счет нового искусства. Какая разница, где висеть Тициану - в Национальной галерее, в Лувре или в Уффици? Уже не XVIII век, люди путешествуют, и нет нужды быть националистом в отношении сокровищ мирового искусства. Важнее поддерживать ныне живущих художников.

- Какой Ваш любимый музей?

- Мадридский Прадо. Я очень люблю Гойю. А этот музей такой непретенциозный, он так явно любит показывать свои многочисленные шедевры предельно скромно, что каждый визит туда только укрепляет мою веру в непреходящую ценность искусства.

- Правда, картины с кружками [Дэмиена Херста] похожи на обои?

- Можно сказать еще, что картины Ротко выглядят как симпатичные коврики. Нет ничего зазорного в декоративности искусства.

О художниках
Изучая великое произведение искусства, вы, вероятно, обнаружите, что художник был своего рода гением. А гении отличаются от вас и меня. Так что оставим разговоры о темпераментных, поглощенных собой и вздорных младенцах. Хороший художник - самая трудная работа, которую только можно выбрать, и делают это только слегка сумасшедшие люди. Я люблю их всех.

О коллекционерах
Как бы ни подозрительны были их мотивы, как бы они ни карабкались вверх по социальной лестнице, как бы бессмысленны ни были их попытки украсить стены, я очарован тем обстоятельством, что богатые люди время от времени покупают современное искусство, а не скаковых лошадей, старинные автомобили, украшения или яхты. Без них миром искусства руководило бы государство…

О критиках
Художественные критики из некоторых британских газет легко могли бы провести жизнь, работая в разделах о садоводстве или путешествиях. Так получается потому, что редакторы газет не тратят много времени на разделы рецензий и вообще не очень интересуются искусством. И получается, что у нас критики впадают в экстаз от произведений, респектабельность которых утверждена консенсусом и первоклассной выставкой. Десять лет назад они не обращали внимания на художника или осмеивали его.

Источник:  Lenta.ru














Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.