17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Авторский тур в Кастилью: Леон - древняя столица Астурии. Часть II
    Продолжим наш виртуальный тур по астурийской столице Леону, в которой так органично сочетается наследие седой старины с веяниями новейшего времени. Фото сделаны во время авторского тура по Кастилии в 2017 году...
    15.09.19

Маленькие слабости Никаса Сафронова

23.08.09

Никас Сафронов

Корреспондент "Вечерней Москвы" берет интервью у Никаса Сафронова, одного из самых известных российских живописцев и давнего друга "Русского портрета"...

Два года назад на лондонских улицах появились репродукции шедевров из Национальной галереи. А через год московскую городскую среду украшали репродукции, выполненные на холсте и окантованные настоящими багетами, все — из Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Потом эстафету приняла Третьяковка. И мы уже сроднились с этими полотнами на стенах московских зданий. Поэтому, когда я дотащилась до стеклянной мансарды Никаса Сафронова в Брюсовом переулке, которая выше церковных крестов, то вопрос естественным образом выскочил из меня сразу:
   
   — Должно ли искусство стать ближе к народу?
   — Так то моя идея четырнадцатилетней давности. Под нее даже специальную социальную программу создали. Вот только кто — не припомню.
   А предложение такое — между развеской рекламных баннеров зачастую случается перерыв. Но есть я с сотней красивых картинок. Как пионер, всегда готовый заполнить эту паузу. Как только находится клиент со свежим заказом на рекламу своей продукции в этом месте, где висит моя картина, то мы перевешиваем картины в другое место. Мои картины висят, город хорошеет, народ любуется. Повесили 100—150 картинок по всей Москве. И началось: даже известные художники, актеры писали, что только Никас может опуститься до подобного… А в Америке быстро смекнули пользу от этой программы, даже брифинг на эту тему провели. Поэтому весь этот путь — шедевры на улицах — начинался в Москве, и только потом в Америке, затем в Англии, чтобы вновь опять вернуться в Москву и уже даже на зданиях.
   И те, кто смеялся надо мной, сами заняли все баннеры, поняли, на сколько это точечно работает. Позже даже целое направление появилось. Так получается, что и столичные музеи должны привлекать к себе внимание таким способом.
   Сначала люди увидят это на улице, а потом придут в музей посмотреть уже живую картину. А если это еще и портреты Толстого, Достоевского или Гоголя, вдруг вспомнят — есть же и классика, не только Донцовы и Сорокины правят умами. И тогда, может быть, возьмут классику, и еще раз перечитают. Так что не зря я выдал тогда идею с баннерами!
   — Имя у вас литовское, а родились вы в Ульяновске. Насколько Запад и Восток, объединяют вас или растаскивают?
   — Россия непредсказуемая страна так же, как и искусство. Здесь обычно человек долго запрягает, но быстро несется сломя голову. Тут присутствует все: гордость и протест, ненависть и искреннее восхищение. Поэтому Россия всегда была недоступна, изучить ее до конца практически невозможно. И в моем творчестве присутствует несколько направлений: мне хочется досконально изучить классику, знать икону, в совершенстве владеть графикой и абстракцией. И, конечно, портретный жанр тоже требует различного к нему подхода.
   — Что у вас вызывает неизменный интерес?
   — Новые интересные встречи, новая страна. Человеческие глаза. Ты вдруг видишь эти глаза, и человек может вдруг стать тебе интересным.
   Недавно я ездил в Сочи, делал мастер-класс для детей-инвалидов. Я прослезился, когда увидел, как они замечательно рисуют, иногда, не имея рук, рисуют зубами, ногами! Крошечные граждане нашей страны! Многие родились такими из-за нарушений в биосфере, экологии. Я помню как-то в Австрии, лет 12 тому назад, я увидел людей с плакатами на улицах. Я поинтересовался: чем они недовольны? Мне пояснили, что они не хотят, чтобы в Сибирь ввозили ядерные отходы из Австрии. Австрийцы переживают за Россию? Смешные люди, скажет кто-то. Мудрые — замечу я. Потому что сначала всем людям надо показывать вот таких детей-инвалидов, чтобы потом, принимая решения в высоких палатах, наше руководство помнило — к чему приводят их иногда скоропалительные решения. Наши олигархи могут многое. Но при этом живут так, словно они безостановочно играют в казино. Вот он сделал ставку и выиграл миллиард, потом 20 миллиардов.
   И яхту, и дом, и остров. А потом как-будто кто-то поднес спичку к его деньгам, и все сгорело. Он жил одним днем.
   Он не думал о своей стране, о стариках, бездомных детях, о своей малой родине — какой-нибудь владимирской деревеньке. И в одночасье в экономический кризис все сгорело.
   И когда сегодня они плачут, говоря, что из 30 миллиардов у них осталось лишь пять, их даже нужно жалеть. Потому что они даже не видели этих денег, во всяком случае, их плодов. В общем, как Скупой рыцарь у Пушкина.
   — Есть ли у вас поступок, который вызывает уважение?
   — Не уверен. Я даже когда пишу картину, думаю, что еще не все доделал. Да, вот построил храм святой Анны в Ульяновске, в честь матери.
   Но думаю: а почему церковь небольшая получилась? Потом другой вопрос возник: а отчего еще святого Николая церковь не поставил? Все время постоянное сомнение, «самопиление», постоянная вина перед близкими. Хотя можно было бы и в заслугу себе это поставить.
   Если мы нормальные, мы все знаем себе цену и свои недочеты. Поэтому я, по большому счету, ничего еще не сделал, чтобы гордиться этим по-настоящему... Несколько лет тому назад мне задали вопрос: «Какой картиной я горжусь». Я сказал: «Сыном Стефаном, который живет в Лондоне». Хотя и тут не могу сказать, что до конца, потому что не воспитывал его сам, он воспитывался мамой. Хотя мне нравится его позиция.
   Недавно он говорит мне: «Хочу быть полезным своей родине». Я спрашиваю: «Италии или России?» А он отвечает: «Англии». Вот такая достаточно уважительная гражданская позиция. А я в его возрасте хотел срывать звезды с небес, мечтал иметь остров, замок, быть пиратом.
   — Ну замок-то у вас есть.
   — Да. И звезда есть. И остров будет. Но мечтал о других островах. Да... Что-то исполнилось. Состоялся как профессионал. Стараюсь быть честен в слове. Одной девочке — без руки, — когда был в Сочи, пообещал помочь. Очень талантливая девочка Света, цвет в ее рисунке просто фантастический! Шагал по цвету рядом не стоял. Да вот рука одна. Помогу обязательно, раз слово дал. Уже купил мольберт, краски, карандаши.
   — Многие творческие личности отказываются от службы в армии, а вы…
   — Наверное, сегодня отказался бы. Если бы мне снова было 18. Мне тогда хотелось служить своей Родине, отдать долг, как и положено мужчине. Казалось, именно так и должно было быть. Но все пошло по-другому: пообещав, если оформлю, как художник, военкомат, меня отправят в ВВС, а направили в ракетные войска в Эстонию.
   В части, узнав, что я художник, начали надо мной издеваться, заставляли оформлять дембелевские альбомы. «Деды» съедали мясо, а сало сбрасывали нам. И мы ели это волосатое сало и кашу, пустую картошку и хлеб. Я стал никакой, мозги плохо работали. А те картины, что я рисовал для друзей, офицеры, когда ловили, если это было на посту, сжигали.
   — Вы не убежали из такой армии?
   — Нет. Как положено, отслужил два года, даже грамоту получил. Действительно вначале были порывы, но потом они, слава богу, прошли.
   — У вас есть слабости, которые дают вам силу?
   — Люблю красивых людей и животных. Очень люблю больших ленивых собак и толстых котов. Но не иностранных персидских или сиамских, а русских. И чтобы морда у них была здоровая, круглая, сытая.
   Этакий котяра из Простоквашина. Да и в людях больших есть тоже какая-то надежность, спокойствие, хрестоматийность, это и Пьер Безухов, и даже Обломов.
 
   Никас Сафронов родился в Ульяновске.  Учился в Ростове-на-Дону в Художественном училище им. Грекова по классу живописи. После службы в армии поступил в Художественный институт им. Чюрлениса. Первая персональная выставка художника прошла в 1978 году в Паневежисе. В том же году одна из его картин вошла в число двух отобранных на Международную художественную выставку в Париж, в Центр Помпиду.
   В 1996 году прошли его персональные выставки в московской Академии художеств.
   В 1995 году российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а в 1997 году — титул князя.
   В октябре 1996 года именем Никаса Сафронова названа открытая учеными из США звезда в созвездии Андромеды.
   В 1999 году в Москве образован Благотворительный фонд имени Никаса Сафронова.
   Награжден международным орденом святого Константина Великого, орденом святого Станислава и орденом святой Анны II степени.

Источник: Вечерняя Москва











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.