23.06.18
Марина Лошак решила превратить главное здание ГМИИ в подобие «Британского музея»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина на место Ирины Антоновой. В публикуемом интервью она рассказывает о реорганизации музея, новой коллекции, рецептах успешной выставки и рекомендует всем не засиживаться в кресле директора более 10 лет...
23.06.18
Подтверждена подлинность самого раннего подписанного произведения Леонардо
Итальянские исследователи установили подлинность и представили в Риме самое раннее из подписанных произведений Леонардо да Винчи — майолику, изображающую архангела Гавриила...
19.06.18
Железная хватка Михаила Пиотровского
Ниже опубликован фрагмент из книги руководителя Фонда британских друзей Эрмитажа Джеральдина Нормана «Пиотровские. Хранители ковчега», рассказывающий об истории «Эрмитажа 20/21», одного из самых амбициозных проектов музея...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

"Истории непривычных любовных пар" в Зальцбурге

27.10.07

Европейская живопись и графика начиная с XVII века, от Давида Тенирса до Марка Шагала, киноплакаты и видеоискусство рассматривают самые разные аспекты темы «Красавица и чудовище. Истории непривычных любовных пар». Она проходит в зальцбургской галерее Резиденции.

Как это обычно бывает в Резиденции, первое ощущение от экспозиции — что случайно ты начинаешь ее смотреть с последних залов. Потому что «Красавица и чудовище» открывается разделом кино — фрагментами фильмов и плакатами, запечатлевшими, в частности, Джину Лоллобриджиду и Энтони Квинна в знаменитой экранизации Жана Делануа романа Виктора Гюго в 1956 году. Еще более известна другая пара — Кинг-Конг и белокурая красотка на огромной ладони гориллы (фильм 1933 года представлен немецким плакатом).

Начинать с искусства современности — почти что фирменный знак выставок Резиденции, обладающей впечатляющей собственной коллекцией искусства эпохи Рембрандта и барокко. И потому вторжение новейших технологий, таких как видео или компьютерная графика (несколько фильмов специально к выставке подготовили студенты зальцбургского Фотоколледжа), уместно оттеняют постоянную коллекцию.

Но в центре выставки все же классическое изобразительное искусство, 74 работы 72 авторов, опирающихся на античную мифологию и библейские сюжеты. Прежде всего творения Гомера и Гесиода, «Метаморфозы» Овидия и Апулея вдохновляли авторов Возрождения и последующих эпох.

В Новом времени мифология таких монструозных пар связана со сказкой «Красавица и чудовище» Жанн-Мари Лепренс де Бомон, опубликованной в 1756 году. Ее сюжет восходит, конечно же, к известной античной истории об Амуре и Психее. Среди других знаменитых пар — Марс и Венера, бык и Европа, Антиопа и сатир.

Метаморфозы остаются излюбленным сюжетом искусства, причем трансформации подчиняются даже классические истории. Так, Макс Клингер в гравюре «Змея» (1879—1880, опубл. 1919) третьим участником в истории Евы, змия и яблока видит не фрукт, но зеркало. Именно его предлагает Змий Еве, и та наблюдает в нем себя, свою наготу как главное орудие и предстоящего грехопадения, и соблазна.

Отзвуки античных мифов, прежде всего связанных с Зевсом, можно найти в творчестве мастеров послевоенного поколения. Так, свою «Волшебную птицу II» Антониус Хёкельман (1937—2000) посвящает отношениям сидящей обнаженной и огромной птицы, чей красный клюв не оставляет сомнений относительно ее намерений.

Другой инверсией классического мифа становится «Тавромахия» Альфреда Хрдлички — гравюра, выполненная в 1973 году в рамках коллективного проекта к 90-летию Пабло Пикассо. Последний, как известно, видел в мифе о Минотавре и его жертвах одно из оснований всей средиземноморской, а следом и мировой культуры.

Но выставка в Зальцбурге ограничена лишь европейской историей. Конечно, пара-другая примеров, почерпнутых из цивилизаций Дальнего Востока или Южной Америки, могли бы многим обогатить экспозицию. Или сделать ее более запутанной? Ведь даже в рамках старосветской культуры мы сталкиваемся с тем, насколько нестабильным оказывается понятие о красоте, даже если оно берет исток в пропорциях Поликлета и Праксителя. И если противопоставление красоты и чудовища в иных парах остается неизменным, то само понимание их на протяжении столетий подвержено эволюции и способствует перемене ролей.

Источник: Независимая газета











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.