16.02.20
«Секретные» полотна Ивана Айвазовского
Характерная история для России, указывающая на то, что ни трещащий по швам политический подход, ни культурный, ни даже подход на бытовом уровне совершенно не изменились со времён проклятого царизма...
15.02.20
Арт-дилер Кенни Шахтер: «Мир искусства живет ложью»...
Арт-дилер, автор колонки на artnet.com Кенни Шахтер разоблачает миф о ликвидности искусства и рассказывает, как сделать на нём деньги. Почему Леонардо Ди Каприо стал спекулянтом и как инстаграм меняет арт-рынок?...
14.02.20
Виталий Тихов и его духоподъёмная живопись
14 февраля 1876 года родился Виталий Гаврилович Тихов, русский и советский живописец-жанрист, портретист, член Товарищества передвижных художественных выставок. Один из немногих советских художников, систематически работавший в жанре «ню»...


  • Чилийская Патагония. Конфлюэнсия: слияние рек Бакер и Нефф
    Чилийская Патагония, наиболее живописная и притягательная в плане ландшафтов, представляет собой очень узкую и очень вытянутую полоску суши, зажатую океаном с одной стороны и горным хребтом Анд с другой. В авторском туре «Патагония: по местам силы!» мы исследовали всю чилийскую Патагонию...
    16.02.20
  • Что посмотреть в Тироле: ренессансный замок Трацберг
    Замок Трацберг, расположенный на берегу реки Инн неподалёку от города Шварц, известен с 1500 года. Строился он для защиты графства Андехс от войск баварского герцога Альбрехта IV Мудрого. Замок высится на горном хребте, и выглядит практически неприступным. Но мы обязательно найдём способ побывать там в авторском туре «Три Тироля 2020»...
    12.02.20
  • Зальцбург: легенда о Парацельсе
    Недалеко от дворца и парка Мирабель, о которых мы рассказывали в прошлом очерке, на Кладбище Св. Себастьяна при одноимённой церкви можно увидеть памятник Филиппу Аврелию Теофрасте Бомбасте фон Гогенхайму по прозвищу Парацельс...
    10.02.20

Михаил Шемякин - американец

03.08.09

Михаил Шемякин

Художник Михаил Шемякин дает интервью, в котором рассказывает  корреспонденту "Известий" о своей жизни и о своем отношении к искусству...


Два года назад художник Михаил Шемякин перебрался из Соединенных Штатов, где прожил почти 20 лет, в Европу. В центральной Франции он купил старинный замок Шамуссо с двадцатью гектарами угодий.

Здесь Шемякин разместил мастерские, уникальную библиотеку, Институт философии и психологии творчества и мечтает превратить свое поместье в "бастион российской культуры на Западе". Корреспондент "Известий"  осмотрел владения и побеседовал с их хозяином.

"Я приехал во Францию, чтобы быть ближе к России"

вопрос: Не жалеешь, Миша, что перебрался из американской Мекки искусства в тихую французскую гавань?

ответ: Французская ситуация в сущности для меня очень похожа на американскую. Там было два часа езды до Нью-Йорка, а здесь два - до Парижа. Но здесь у меня намного больше территории. Да и сама природа намного ближе американской. Я приехал сюда для того, чтобы быть ближе к России.

в: Ты по-прежнему собираешься устроить на своих французских землях российский культурный плацдарм?

о: Мне одному все тянуть сложно. В прошлом году на своем самолете ко мне прилетал Арсен Каноков, президент Кабардино-Балкарии. Оттуда родом и мой отец. Каноков поддержал мою идею создания культурного центра и пообещал выделить первый транш в октябре. Но разразился кризис, и господин Каноков исчез с горизонта. А я не Абрамович - живу от контракта до контракта. Но все-таки надеюсь, что мой глас вопиющего в пустыне достигнет ушей судьбовершителей. И наверху поймут, насколько все это важно.

в: А что ты собираешься делать со своим поместьем в Клавераке неподалеку от Нью-Йорка?

о: Я опять-таки пишу письма российскому правительству и предлагаю создать культурный фонд в Клавераке - там у меня 12 гектаров земли. Но получаю отказы - денег нет. В свое время Путин выделил мне помещение в 600 квадратных метров для моего Фонда в Петербурге. Но потом все как-то ушло в песок. Однако пока живу - надеюсь.

в: Обиды на отечество не держишь?

о: Что толку? Боль есть. Но я служил, служу и буду служить России. 5 сентября в Беслане - в пятую годовщину трагедии - будет открыт памятник моей работы. Он готов, осталось сделать пьедестал.

в: К тебе в Шамуссо сейчас приехал молодой хореограф Кирилл Симонов, обладатель нескольких "Золотых масок". Над чем вы с ним трудитесь?

о: Мы с Кириллом поставили "Щелкунчика", который в Мариинском театре идет девятый год с аншлагом. Сейчас мы готовим новую постановку балета Делиба "Коппелия" для Вильнюсского театра оперы и балета. Я хочу из приторного водевиля сделать настоящего Гофмана.

в: Продолжаешь ли ты тему Высоцкого?

о: Я много лет работаю над серией иллюстраций к Высоцкому для книги "Две судьбы". Она должна выйти в издательстве "Вита Нова". В книгу войдут мои воспоминания о Высоцком, его песни и 43 мои иллюстрации. Каждая из них посвящена году его жизни и последняя - его портрет. И не так давно в Самаре открылся мой памятник Высоцкому.

"Серьезный коллекционер не купит дохлую акулу за пять миллионов долларов"

в: Какие задачи решает твой Институт философии и психологии творчества?

о: Это энциклопедическая база, которая избавляет живописца от необходимости изобретать велосипед. Если художник захотел, скажем, написать натюрморт с черепом, то он нажмет на кнопку, и на экране компьютера пройдет все, что было сделано на эту тему в живописи, графике, скульптуре.

в: Есть ли какая-то логика в развитии изобразительного искусства?

о: Безусловно. Существует несколько видов картин. Прежде всего для рассматривания - например, работы передвижников. Ты видишь сцену, которую запечатлел художник. Есть и картины для созерцания. Ты не можешь, как передвижников, разглядывать абстрактные полотна Кандинского или Марка Ротко. Там цветовые пятна. Перед тобой симфония, созданная грандиозным мастером. И ты переключаешься на другие регистры восприятия. Начинаешь наслаждаться картиной как музыкой и понимаешь, что созерцаешь какое-то откровение.

в: Ну а инсталляции?

о: Их понимание идет не через эстетику. Объектом служит комната, в которой развешены грязные носки, разбросаны окурки, стоит ночной горшок. Условно назовем это математическим постижением. Вникаешь в ситуацию не душой, а извилинами.

в: Разве можно в одну телегу впрячь классику и новейшие течения?

о: Поэтому я и предлагаю создать в музее систему блоков. Один - для перформанса, в котором резвятся его адепты. Второй блок - для инсталляций, куда они привозят мусор, старые газеты, башмаки и прочее. Третий - видео, где беспрерывно крутят фильмы. Наконец, еще один блок, в котором выставляют люди, имеющие наглость писать картины маслом, акварелью или карандашом. Словом, те "отщепенцы", которые продолжают плестись в хвосте у прогресса.

в: Не проиграла ли классическая живопись битву за умы и за кошельки? Едва ли не самый дорогой современный мастер - британец Дэмиен Херст - помещает в аквариумы с формалином туши рыб и животных...

о: Скучно все это. Серьезный коллекционер не купит дохлую акулу за пять миллионов долларов.

в: Не потеснили ли лихие авангардисты фигуративное искусство?

о: Не то что потеснили, а просто выбросили нас с наших площадок. Мы вместе с Сезанном остались где-то там, в прошлом.

в: Какие площадки ты имеешь в виду?

о: Представь себе такую ситуацию. Приходит Ростропович и говорит, что хочет сыграть Баха в "Метрополитен-опера". А ему отвечают: "Знаете, у нас сегодня ребята вертятся - рэп идет, а вы лезете со своей виолончелью". Беда в том, что эти пацаны заняли галерейные места, намоленные художниками, и говорят: "Раньше все было г..., а вот мы вам сейчас покажем то, что надо!".

в: Словом, идет тяжелый бой за выживание фигуративного искусства?

о: И мы должны выиграть. Победит гармония и красота. Иначе искусства просто-напросто больше не будет.

"Очень люблю свой американский паспорт"

в: Существовал ли в действительности тот мифический полковник КГБ, который якобы коллекционировал твои работы и помог тебе уехать на Запад?

о: Он совсем не мифический. В свое время он мне представлялся Семеновым, а выяснилось, что его фамилия Попов. Меня не так давно приглашали на чай в "Большой дом" - питерский ФСБ. Я встретил тех же людей, которые занимались моим изгнанием. Меня приветствовали генералы и повели по тем же знакомым коридорам. "Почему у вас полы не менялись с того времени, когда меня вызывали к вам на допросы?" - поинтересовался я. - "Денег нет, Михаил Михайлович! Ищем спонсоров". Потом мне торжественно презентовали барометр с надписью: "Уважаемому гению - Михаилу Шемякину от ветеранов-чекистов в день юбилея Петроградской ЧК". Вручили ценный прибор в том самом кабинете, где меня допрашивали...

в: А если бы Шемякин не уехал из России?

о: Меня бы уже давно не было в живых. Я бы либо спился, либо сгнил в лагерях. В свое время тот же полковник Попов сказал, что у меня есть три варианта: тюрьма, сумасшедший дом или изгнание. И предложил выбор. Он предупредил, что в психушке из меня за два-три года с помощью психотропных препаратов сделают просто овощ.

в: Значит, выбора по сути не было?

о: Да, но и изгнание было тайным. Мне даже запретили сообщать родителям, что я уезжаю. Это была операция одного отдела КГБ. И когда я полюбопытствовал, почему такие предосторожности, мне ответили: "Михал Михалыч, свои хуже врагов! Есть у нас другой отдел, который полагает, что вы группируете вокруг себя интеллигенцию. И за вами удобно наблюдать. А вы уедете, и распадется круг. Мы же считаем, что вас надо спасать для искусства".

в: Получается, что тебя, диссидента, спас КГБ?

о: Так оно и было, спас - я не скрываю. На прощание перед изгнанием полковник Попов меня напутствовал: "Старайтесь поменьше выступать на Западе. Есть предположение, что Россия станет другой. Может, вам еще удастся вернуться. И мы бы хотели, чтобы вы вернулись со щитом, а не на щите". Это я запомнил на всю жизнь. Может быть, таким же образом хотели спасти и Бродского, которого через два месяца после меня выдворили из Советского Союза.

в: Наверное, замечательно быть гражданином Вселенной?

о: Я очень люблю свой американский паспорт. Ни на какой другой его не променяю. С ним легко передвигаться по миру, жить где хочешь и чувствовать себя нормальным человеком. Русского паспорта у меня нет - я езжу в Россию по визе. И по-прежнему считаю, что настоящая демократия - со всеми ее недостатками, срывами и позорными падениями - есть пока только в Америке. У меня в Соединенных Штатах те же права, что и у любого американца, предки которого там живут двести лет.

Юрий Коваленко

Источник: Известия












Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.