18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Марат Гельман против Алексея Иванова

19.07.09

А. Иванов  М. Гельман

Иванов  считает, что Гельман  рубит деньги на провинциальной культуре. Гельман парирует: «Это самый неприятный пример лукавства Иванова…»

Пермь культурная давно не знала таких баталий. Местная интеллигенция, возглавляемая известным пермским писателем Алексеем Ивановым, пошла войной на краевые власти и любимца губернатора Олега Чиркунова — галериста, директора Музея современного искусства Марата Гельмана. Пермские художники пишут письма президенту Дмитрию Медведеву с требованиями отставки министра культуры Бориса Мильграма, а также «изгнания» Гельмана из Перми. Писатель и галерист ругают друг в блогах и на форумах. Оба культурных деятеля категорически отказываются от дебатов. Но мы убедили капризных служителей искусства выбрать нас в качестве площадки для баталии. Итак, в красном углу ринга… 
 
 
Алексей Иванов: «Я представляю овец…»
 
Алексей Иванов — признанный пермский классик. Имеет диплом по искусствоведению. Дебютным произведением стала фантастическая повесть «Охота на «Большую Медведицу», опубликованная в 1990-м году в журнале «Уральский следопыт». Стал известен благодаря роману «Сердце Пармы». Трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер».
 

- Пермская интеллигенция раскололась на два враждующих лагеря. Одна часть, неформальным лидером которой являетесь вы, воюет с другой частью, которую «возглавляет» Марат Гельман. В чем, по-вашему, суть конфликта?
 
 - Пермская власть совершенно справедливо желает сделать Пермь современной в культурном отношении, но делает это самым простым способом. Покупает в Москве коллекции актуального искусства московского галериста Марата Гельмана и перевозит их в Пермь вместе с Гельманом. В местной культуре существует огромное количество проблем из-за недофинансирования, а Музей современного искусства пожирает огромное количество денег, практически все средства местной культуры. Почему все отдается москвичам, а местным — ничего? Если Музею современного искусства выделяется из краевого бюджета — 90 млн. рублей в год, а Пермской картинной галерее — 30 млн., — это несправедливо. Пусть будет либо и там, и там — 60, либо и там, и там — 30. Поровну. А московские деятели искусств всячески завышают стоимость своих проектов и своих услуг. Грубо говоря, они «рубят» деньги на провинциальной культуре и не особенно скрываются. Прикупили часть пермской «обслуги», которая создает ажиотаж и восторг…
 
 - Значит, вас не устраивает позиция краевых властей, предпочитающих москвичей пермякам? Так, может быть, в Перми просто недостаточно развито искусство, оно несовременно?
 
 - То, что покупается в Москве, - это ни Москвой, ни миром не признано, а признано только в Перми. Вообще, я считаю, что власть не имеет права вести себя, как художник, и выбирать, что хорошо, а что - плохо. Местная власть должна поддерживать местное искусство, и если ей не нравится, что оно плохое, то она должна улучшать его, а не покупать хорошее в Москве. Кроме того, все делается «по знакомству»: сенатор Совета Федерации Сергей Гордеев — друг губернатора Олега Чиркунова. Он знаком с европейскими архитектурными звездами и поэтому считает себя компетентным. Марат Гельман — друг Гордеева, а новый министр культуры Борис Мильграм — одноклассник Чиркунова. Это все знают. Все взаимоотношения построены не на признании компетентности, а на знакомстве. А надо разрабатывать культурную стратегию региона, исходя из общеуральского тренда. Он заключается в том, что власть в своем регионе выбирает определенную культурную зону, которая становится точкой самоидентификации региона. Ну, в Свердловской области, например, - это горные генералы и Демидовы, в Югре - это малые народы, ханты и манси, в Челябинской области — национальные парки. Эти явления поддерживаются и финансируются, прежде всего.
 
- Интересно, что конфликт с культурной плоскости скатывается в перебранку двух ярких фигур. В одном из последних своих высказываний вы назвали Гельмана человеком, презирающим культуру. Зачем вы переходите на личности?
 
 - Не я инициатор этого конфликта. Я отвечаю на раздражители. Меня в сборнике Гельмана дискредитировали как деятеля культуры. Ну, а я в ответ пнул по зубам.
 
 - А вы пытались выйти на диалог?
 
 - Я все свои заявления делаю публично. Если кто-то со мной не согласен — пусть спорит. От них ни одного концептуального заявления не было. Все только какие-то оскорбления, что Иванов дремучий, ничего не соображает, только лапти плести призывает. Вот и все. Все почему-то призывают к диалогу, какой может быть диалог между волком и овцой? Я представляю овец, Гельман — волков.
 
 
Марат Гельман: «Нет проблем поговорить…»
 
Марат Гельман  - российский искусствовед, публицист, политтехнолог, коллекционер, основатель Галереи Марата Гельмана, директор Центра современного искусства. В галерее, в частности, проходили выставки таких художников XX века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол. В марте 2009 года  Гельман продал 50% своей галереи известному коллекционеру Александру Смузикову в связи с назначением директором Пермского музея современного искусства.

 
 
 - Марат Александрович, а как по-вашему? В чем проблема?
 
 - Честно говоря, я не вижу проблемы. Насколько я понимаю, Иванов ничего не возглавляет и выступает от собственного имени. Ему не нравится современное искусство, не нравлюсь я, новый министр культуры и не нравится, что в Перми появились какие-то масштабные творческие силы, кроме него. Замечательно, что у писателя есть возможность высказать свою позицию, отличную от позиции властей. В других регионах это невозможно, а в Перми, и это заслуга Чиркунова, возможно. Другой вопрос, что в своих выступлениях он иногда лукавит, иногда проявляет невежество, а иногда просто не дает себе труда додумать мысль до конца. Пример недомыслия -  он противопоставляет Пермскую картинную галерею - мол, это наше, пермское, - и Пермский музей современного искусства - это чужое, привозное.  Пример невежества - Иванов считает, что актуальное русское искусство всегда играло роль отсталой провинции в Европе. Искусство русского авангарда в начале прошлого века фактически повлияло на весь дальнейший художественный процесс. В советское время мы были выключены, то есть ни провинцией, ничем другим не были. После перестройки: в 1994-1996 годах Илья Кабаков по версии «Форбс» — художник номер один. В мире.  Ни одного международного форума без нашего участия. Пусть прочитает книгу о Галерее Гельмана в 90-е изданную Русским музеем в Питере, узнает, что минимум 7 художников просто ворвались в мировую художественную элиту, и я счастлив, что имею к этому отношение. Ну и, наконец, третий пример, самый неприятный, пример лукавства. Алексей встречался с губернатором, и тот ему рассказал, что до сих пор ни одной копейки бюджетных денег музей не получал. Основные затраты несет фонд «Русский авангард», возглавляемый сенатором Сергеем Гордеевым.  В формировании коллекции участвует несколько крупных бизнесов, как пермских, так и федеральных. При этом он продолжает твердить про «пермские деньги идут в карман» и.т.д.
 
- Понятно. Значит, обвинения в «осваивании» пермских бюджетных денег вы считаете несостоятельными. А как насчет претензий, что вы продвигаете в регион так называемый «секонд-хэнд» - искусство, которое уже никому не интересно в Москве?
 
- Даже не знаю, что сказать. Я профессионал. Сделал за свою жизнь около 400 выставок. В 2009 году «Артхроника» делала рейтинг самых влиятельных персон в мире искусства. Мое место второе — после Романа Абрамовича и его подруги Даши Жуковой. Говорить о себе неловко. Но практически все известные сегодня в мире русские художники, начиная с девяностых, свою первую выставку делали в галерее Гельмана. Это раз. Второе, Музей современного искусства будет только на треть делать выставки русских художников, а на  две трети - зарубежные. Сейчас мы готовим выставку китайского, украинского искусства. На выставке «Видение», которая откроется в августе, будут мировые имена, такие как Нам Джун Пайк, Пипилоти Рист, Бил Виола, Михаль Ровнер.
 
 - А приятельские отношения с властью? С Чиркуновым? Гордеевым? Этим пермская интеллигенция тоже недовольна.
 
 - Приятельские отношения с Олегом Чиркуновым есть, но они такими стали после того, как я переехал в Пермь в качестве директора будущего музея, а не до этого. Давние дружеские отношения у меня с Гордеевым. Если бы не он и не наша дружба - ничего бы не было. Только это не  я «воспользовался»  этими отношениями, а Сергей меня убедил.
 
 - Что, по-вашему, вообще движет представителями пермской интеллигенции, развязавшими данное культурное противостояние? Это борьба за жизненное пространство? За деньги? За популярность?
 
 - Чужие мотивы сложно препарировать. Я знаю многих, кто меня поддерживает, и только трех - кто, как вы говорите, «развязывает».
 
 - Алексей Иванов  в одном из своих высказываний назвал вас человеком, «презирающим» пермскую культуру. Как вы можете парировать? Вообще, возможен между вами диалог?
 
- Алексей Иванов ничего про меня не знает. Такое ощущение, что он пишет новый роман и придумывает образ главного отрицательного героя. В искусстве меня интересуют только те явления, которые соотносятся с глобальным контекстом. В музее уже есть две работы пермяков. Но не потому, что они пермяки, а потому, что работы и хороши, и вписываются в нашу концепцию. Посмотрите коллекцию музея Пино в Венеции, коллекцию Гугенхайма - в Нью-Йорке - много там венецианцев и ньюйоркцев? Что касается диалога. Мне часто говорят, мол, выйди на открытые дебаты. Нет проблем поговорить. Нет проблем парировать все аргументы так, что все станет очевидным. Я этого как раз не делаю, потому что считаю — музею не нужен враг Алексей Иванов. Пусть даже «побежденный враг». Думаю, сейчас не время диалога. У Иванова пиар-служба решила, видимо, что эта «кампания против Гельмана»  ему выгодна. Закончится кампания -  это перестанет вас, медиа, интересовать, тогда можно приступить к диалогу.

Источник: URA.Ru











  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.