17.01.19
Особая роль котиков в мировом искусстве
Кот Пэдми британского искусствоведа, арт-эксперта BBC Бендона Гросвенора испортил портрет работы Джона Майкла Райта, в 2015 году купленный за £5 250. Forbes Life проследил, какой еще вклад внесли коты в искусство...
16.01.19
Родился художник солнца Аристарх Лентулов
16 января 1882 года родился Аристарх Лентулов, один из основателей «Бубнового валета». «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Лентулов», - писал Виталий Манин. - Живопись Лентулова - это праздник»...
15.01.19
Украли картину Микеланджело
Ценная картина, приписываемая Микеланджело или Венусти, одному из его учеников, была украдена из церкви Святого Людгера в Зеле, Бельгия. Об сообщает Интерпол...


  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18

Марат Гельман против Алексея Иванова

19.07.09

А. Иванов  М. Гельман

Иванов  считает, что Гельман  рубит деньги на провинциальной культуре. Гельман парирует: «Это самый неприятный пример лукавства Иванова…»

Пермь культурная давно не знала таких баталий. Местная интеллигенция, возглавляемая известным пермским писателем Алексеем Ивановым, пошла войной на краевые власти и любимца губернатора Олега Чиркунова — галериста, директора Музея современного искусства Марата Гельмана. Пермские художники пишут письма президенту Дмитрию Медведеву с требованиями отставки министра культуры Бориса Мильграма, а также «изгнания» Гельмана из Перми. Писатель и галерист ругают друг в блогах и на форумах. Оба культурных деятеля категорически отказываются от дебатов. Но мы убедили капризных служителей искусства выбрать нас в качестве площадки для баталии. Итак, в красном углу ринга… 
 
 
Алексей Иванов: «Я представляю овец…»
 
Алексей Иванов — признанный пермский классик. Имеет диплом по искусствоведению. Дебютным произведением стала фантастическая повесть «Охота на «Большую Медведицу», опубликованная в 1990-м году в журнале «Уральский следопыт». Стал известен благодаря роману «Сердце Пармы». Трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер».
 

- Пермская интеллигенция раскололась на два враждующих лагеря. Одна часть, неформальным лидером которой являетесь вы, воюет с другой частью, которую «возглавляет» Марат Гельман. В чем, по-вашему, суть конфликта?
 
 - Пермская власть совершенно справедливо желает сделать Пермь современной в культурном отношении, но делает это самым простым способом. Покупает в Москве коллекции актуального искусства московского галериста Марата Гельмана и перевозит их в Пермь вместе с Гельманом. В местной культуре существует огромное количество проблем из-за недофинансирования, а Музей современного искусства пожирает огромное количество денег, практически все средства местной культуры. Почему все отдается москвичам, а местным — ничего? Если Музею современного искусства выделяется из краевого бюджета — 90 млн. рублей в год, а Пермской картинной галерее — 30 млн., — это несправедливо. Пусть будет либо и там, и там — 60, либо и там, и там — 30. Поровну. А московские деятели искусств всячески завышают стоимость своих проектов и своих услуг. Грубо говоря, они «рубят» деньги на провинциальной культуре и не особенно скрываются. Прикупили часть пермской «обслуги», которая создает ажиотаж и восторг…
 
 - Значит, вас не устраивает позиция краевых властей, предпочитающих москвичей пермякам? Так, может быть, в Перми просто недостаточно развито искусство, оно несовременно?
 
 - То, что покупается в Москве, - это ни Москвой, ни миром не признано, а признано только в Перми. Вообще, я считаю, что власть не имеет права вести себя, как художник, и выбирать, что хорошо, а что - плохо. Местная власть должна поддерживать местное искусство, и если ей не нравится, что оно плохое, то она должна улучшать его, а не покупать хорошее в Москве. Кроме того, все делается «по знакомству»: сенатор Совета Федерации Сергей Гордеев — друг губернатора Олега Чиркунова. Он знаком с европейскими архитектурными звездами и поэтому считает себя компетентным. Марат Гельман — друг Гордеева, а новый министр культуры Борис Мильграм — одноклассник Чиркунова. Это все знают. Все взаимоотношения построены не на признании компетентности, а на знакомстве. А надо разрабатывать культурную стратегию региона, исходя из общеуральского тренда. Он заключается в том, что власть в своем регионе выбирает определенную культурную зону, которая становится точкой самоидентификации региона. Ну, в Свердловской области, например, - это горные генералы и Демидовы, в Югре - это малые народы, ханты и манси, в Челябинской области — национальные парки. Эти явления поддерживаются и финансируются, прежде всего.
 
- Интересно, что конфликт с культурной плоскости скатывается в перебранку двух ярких фигур. В одном из последних своих высказываний вы назвали Гельмана человеком, презирающим культуру. Зачем вы переходите на личности?
 
 - Не я инициатор этого конфликта. Я отвечаю на раздражители. Меня в сборнике Гельмана дискредитировали как деятеля культуры. Ну, а я в ответ пнул по зубам.
 
 - А вы пытались выйти на диалог?
 
 - Я все свои заявления делаю публично. Если кто-то со мной не согласен — пусть спорит. От них ни одного концептуального заявления не было. Все только какие-то оскорбления, что Иванов дремучий, ничего не соображает, только лапти плести призывает. Вот и все. Все почему-то призывают к диалогу, какой может быть диалог между волком и овцой? Я представляю овец, Гельман — волков.
 
 
Марат Гельман: «Нет проблем поговорить…»
 
Марат Гельман  - российский искусствовед, публицист, политтехнолог, коллекционер, основатель Галереи Марата Гельмана, директор Центра современного искусства. В галерее, в частности, проходили выставки таких художников XX века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол. В марте 2009 года  Гельман продал 50% своей галереи известному коллекционеру Александру Смузикову в связи с назначением директором Пермского музея современного искусства.

 
 
 - Марат Александрович, а как по-вашему? В чем проблема?
 
 - Честно говоря, я не вижу проблемы. Насколько я понимаю, Иванов ничего не возглавляет и выступает от собственного имени. Ему не нравится современное искусство, не нравлюсь я, новый министр культуры и не нравится, что в Перми появились какие-то масштабные творческие силы, кроме него. Замечательно, что у писателя есть возможность высказать свою позицию, отличную от позиции властей. В других регионах это невозможно, а в Перми, и это заслуга Чиркунова, возможно. Другой вопрос, что в своих выступлениях он иногда лукавит, иногда проявляет невежество, а иногда просто не дает себе труда додумать мысль до конца. Пример недомыслия -  он противопоставляет Пермскую картинную галерею - мол, это наше, пермское, - и Пермский музей современного искусства - это чужое, привозное.  Пример невежества - Иванов считает, что актуальное русское искусство всегда играло роль отсталой провинции в Европе. Искусство русского авангарда в начале прошлого века фактически повлияло на весь дальнейший художественный процесс. В советское время мы были выключены, то есть ни провинцией, ничем другим не были. После перестройки: в 1994-1996 годах Илья Кабаков по версии «Форбс» — художник номер один. В мире.  Ни одного международного форума без нашего участия. Пусть прочитает книгу о Галерее Гельмана в 90-е изданную Русским музеем в Питере, узнает, что минимум 7 художников просто ворвались в мировую художественную элиту, и я счастлив, что имею к этому отношение. Ну и, наконец, третий пример, самый неприятный, пример лукавства. Алексей встречался с губернатором, и тот ему рассказал, что до сих пор ни одной копейки бюджетных денег музей не получал. Основные затраты несет фонд «Русский авангард», возглавляемый сенатором Сергеем Гордеевым.  В формировании коллекции участвует несколько крупных бизнесов, как пермских, так и федеральных. При этом он продолжает твердить про «пермские деньги идут в карман» и.т.д.
 
- Понятно. Значит, обвинения в «осваивании» пермских бюджетных денег вы считаете несостоятельными. А как насчет претензий, что вы продвигаете в регион так называемый «секонд-хэнд» - искусство, которое уже никому не интересно в Москве?
 
- Даже не знаю, что сказать. Я профессионал. Сделал за свою жизнь около 400 выставок. В 2009 году «Артхроника» делала рейтинг самых влиятельных персон в мире искусства. Мое место второе — после Романа Абрамовича и его подруги Даши Жуковой. Говорить о себе неловко. Но практически все известные сегодня в мире русские художники, начиная с девяностых, свою первую выставку делали в галерее Гельмана. Это раз. Второе, Музей современного искусства будет только на треть делать выставки русских художников, а на  две трети - зарубежные. Сейчас мы готовим выставку китайского, украинского искусства. На выставке «Видение», которая откроется в августе, будут мировые имена, такие как Нам Джун Пайк, Пипилоти Рист, Бил Виола, Михаль Ровнер.
 
 - А приятельские отношения с властью? С Чиркуновым? Гордеевым? Этим пермская интеллигенция тоже недовольна.
 
 - Приятельские отношения с Олегом Чиркуновым есть, но они такими стали после того, как я переехал в Пермь в качестве директора будущего музея, а не до этого. Давние дружеские отношения у меня с Гордеевым. Если бы не он и не наша дружба - ничего бы не было. Только это не  я «воспользовался»  этими отношениями, а Сергей меня убедил.
 
 - Что, по-вашему, вообще движет представителями пермской интеллигенции, развязавшими данное культурное противостояние? Это борьба за жизненное пространство? За деньги? За популярность?
 
 - Чужие мотивы сложно препарировать. Я знаю многих, кто меня поддерживает, и только трех - кто, как вы говорите, «развязывает».
 
 - Алексей Иванов  в одном из своих высказываний назвал вас человеком, «презирающим» пермскую культуру. Как вы можете парировать? Вообще, возможен между вами диалог?
 
- Алексей Иванов ничего про меня не знает. Такое ощущение, что он пишет новый роман и придумывает образ главного отрицательного героя. В искусстве меня интересуют только те явления, которые соотносятся с глобальным контекстом. В музее уже есть две работы пермяков. Но не потому, что они пермяки, а потому, что работы и хороши, и вписываются в нашу концепцию. Посмотрите коллекцию музея Пино в Венеции, коллекцию Гугенхайма - в Нью-Йорке - много там венецианцев и ньюйоркцев? Что касается диалога. Мне часто говорят, мол, выйди на открытые дебаты. Нет проблем поговорить. Нет проблем парировать все аргументы так, что все станет очевидным. Я этого как раз не делаю, потому что считаю — музею не нужен враг Алексей Иванов. Пусть даже «побежденный враг». Думаю, сейчас не время диалога. У Иванова пиар-служба решила, видимо, что эта «кампания против Гельмана»  ему выгодна. Закончится кампания -  это перестанет вас, медиа, интересовать, тогда можно приступить к диалогу.

Источник: URA.Ru











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.