18.09.19
Атака вандала в Центре Помпиду
Один из посетителей парижского Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду порезал ножом картину известного французского художника Даниеля Бюрена, рыночная стоимость работ которого превышает € 1 млн. Об этом инциденте сообщила на прошлой неделе газета Le Parisien...
17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...


  • Порту: заметки на полях
    Несколько беглых зарисовок, сделанных в Порту во время авторского тура «Вся Португалия» (2017). Просто так. Что под руку попало. Любопытные виды и персонажи...
    17.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19

Энвиронментальая скульптура Дж. Сигала

28.06.09

Энвиронментальая скульптура


"В вашей стране нет энвиронментального образования…" — не без упрека сказала мне в 1994-м году жительница США Дженнифер Пейтон, преподававшая русским английский язык.

Ах, энвиронментального!!! Черт, а ведь и впрямь нет!!! Да, действительно, такого предмета отродясь не было в программе наших школ тех лет. Нет его и сейчас, в конце первого десятилетия двадцать первого века, а ведь живем же как-то, справляемся с тяготами жизни…
Вернемся на 41 год назад, в 1968 год. В Чикагском музее современного искусства открылась выставка скульптора Джорджа Сигала. Ему тогда было уже 44 года, и он уже 3 года как принимал участие в выставках разного масштаба. Однако персональную выставку художник открывал тогда впервые. И публика познакомилась с удивительным жанром скульптуры, предполагавшим "внедрение" гипсового объекта в окружающий мир. Вместе с произведениями пластики художник выставил... фрагменты окружающей людей среды. До него к этому приему никто и никогда не прибегал.



Джордж Сигал родился в 1924 году. Семья жила в Нью-Йорке — городе, c которым были связаны первые детские впечатления художника. А когда Джорджу было 16 лет, Сигалы переехали в один из городов штата Нью-Джерси. Склонности к изобразительному искусству проявились у юноши довольно рано.
Сигал был вполне профессиональным художником. Он обучался в Нью-йоркском и Рутгерсовском университетах по специальности "изобразительное искусство". К упрощению форм он пришел, хорошо зная историю мировой пластики. В 1958 году он начал выставлять свои пейзажные работы. А затем увлекся созданием гипсовых и цементных фигур, которые легли в основу оригинального стиля Сигала — стиля, который принес скульптору мировую славу.
В 1960 году Сигал "усадил" гипсовую скульптуру на настоящий стул. Контраст между белой фигурой и объектом реального мира показался ему таким острым и интересным, что в дальнейшем он стал сочетать белые скульптуры с полихромными объектами реального мира. Он даже просил у натурщиков некоторые их личные вещи, чтобы впечатление от укорененности персонажа в реальную жизнь было бы более правдоподобным.



Как правило, художнику шли навстречу - у натурщиков находились такие предметы быта, с которыми они готовы были расстаться. И эти вещи навсегда вделывались в гипс и цемент, участвуя в создании нового типа пластики — энвиронментальной скульптуры. Скромные предметы быта навсегда вошли в историю американского искусства.
Но дело не ограничилось скромными предметами. Однажды Сигал приобрел настоящую телефонную будку и поместил в нее гипсовую фигуру. Это была еще одна манифестация включенности человека в окружающую среду. После появления этого произведения о Сигале заговорили иначе — критики стали писать, что он создает скорее портреты окружающей среды, чем портреты людей.
Существовали и более масштабные проекты, которые по габаритам превосходили телефонную будку. С конца 1960-х годов Сигал стал активно воспроизводить места общественного питания — пабы, бары и ресторанчики. Целые стойки бара и предметы ресторанной мебели прилагались к скромным гипсовым моделям в качестве макетов ближайшего окружения.
Сначала зрители были шокированы, а затем увидели в этих объемных конструкциях что-то свое, родное. Это были те самые бары и столовки, которые посещали простые люди. Действительность была более чем узнаваемой - Сигал изображал самые демократичные интерьеры.



Английское слово environment означает "ближайшее окружение". На уроках по соответствующему предмету школьников США учат типам пространства (личное, общественное, маргинальное), рассказывают о природных зонах, создании жилого интерьера. Словом, этот предмет является коктейлем из экологии, социологии и эстетики быта. У нас школьникам тоже говорят об этих вещах, но на разных уроках по разным предметам, чаще всего на занятиях по "Основам экологии", но там больше природы, чем искусства и дизайна.
Работы Сигала давно уже принято называть энвиронментальным искусством (естественно, от слова environment). Он причудливым образом вставил или, образно говоря "внедрил" гипсового человека в окружающий мир. Сигала часто относят к числу поп-художников, так как в его похожих на призраки белых фигурах много иронии. Но в чистом виде поп-художником Сигал, конечно же, не является, ибо он не иронизирует над окружающим миром. Его сочувствие к героям, пришедшим в бар или вышедшим на прогулку, все же сильнее чем ирония.




Зрителей поражали не сами фигуры, а их включенность в пространственное окружение. И здесь необычные для посетителей музея объекты играли очень большую роль. Сам по себе факт гипсовых отливок никого не шокировал - скульптура является монохромной уже более двух тысячелетий. Древние греки раскрашивали свои статуи, но ни одна из раскрашенных скульптур не дошла до нас. И мы привыкли считать их монохромными. Таким образом, белыми фигурами невозможно было никого удивить. В СССР тогда была мода на геологов и нефтяников, и на выставках в Союзе художников появлялись портреты знаменитых геологов, в которых сочетался облик Хемингуэя и классичность римского портрета. Именно в эти годы у нас ругали поп-арт, называли его бесчеловечным искусством. Шли годы и сегодня к Сигалу относятся в высшей степени серьезно.

Сигал создавал не человека, а своего рода схему человека. Художника упрекали в том, что вместо человеческой фигуры он создает безжизненные маски, вернее, манекены в полный рост. Но все обстоит значительно сложнее. Своим индивидуальным творчеством художник словно хотел сказать, что человеку иногда полезно побыть безжизненной маской, стать невидимым, невесомым и бесцветным. И это скорее чудо, чем курьез. Белое связующее помогло создать это чудо. К тому же историки искусства отмечают, что в период разгула абстракционизма Сигал был одним из немногих американских ваятелей, кто сохранил приверженность реалистическому искусству.



У Сигала была довольно сложная методология. Скульптор работал методом частичной отливки. Он покрывал части тела натурщика тканью, которая была обработана формовочным гипсом и затем продолжал работу с получившейся формой, сообщая скульптуре свое личное отношение к портретируемому. Таким образом, ни одна из частей тела портретируемого не была в чистом виде точной копией тела натурщика.
Сигалу никогда не нравилось, когда его произведения сравнивали с восковыми фигурами. Ведь после формовки в прямом смысле этого слова он дорабатывал каждую фигуру, и она переставала быть слепком с тела конкретного человека и становилось произведением ваятеля. Сигал стремился к максимальному упрощению форм. Принято считать, (и эту особенность отметили многие критики), что он проявил себя как последователь знаменитого румынского скульптора ХХ века Константина Бранкуси — можно ли представить себе похвалу выше этой!!!
Сегодня Сигала считают классиком. Он участвовал во всех значительных выставках современного искусства, какие только есть в мире. Среди этих выставок — Биеннале в Венеции и Сан-Паоло, а также знаменитая выставка авангарда "Документа", которая проходит в немецком городе Касселе.
А в нашей стране? Сигал не избежал критических кампаний против поп-арта, но времена меняются и в 2007 году гипсовые люди приехали к нам в гости - работы Сигала были выставлены в Эрмитаже.
Путь художника к эрмитажной выставке был непростым. В 1970-е годы его имя можно было встретить в советских пропагандистских брошюрах о поп-арте, в которых искусство капиталистического мира называли загнивающим. Опытный читатель знал, что раз ругают - значит надо, по крайней мере, запомнить это имя, и таким образом, наш зритель был отчасти подготовлен к знакомству с энвиронментальным искусством.

Постепенно уходят в прошлое вопросы обывателей вроде "Почему нет глаз? А это недоделанная фигура, что ли?" Сигал признан, его имя можно встретить в самых авторитетных энциклопедиях по искусству ХХ века. Однако и без обращения к солидным фолиантам можно сказать, что его композиции сегодня узнаваемы, они вызывают не недоумение, а прежде всего желание проникнуться пространственным контекстом, в котором существуют эти гипсовые и цементные фигуры. А заодно и полюбить этот контекст, признать его уникальным. Скульптор Джордж Сигал состоялся. А значит, что не зря он сорок лет назад выставил на всеобщее обозрение свои смелые новаторские работы.

Андрей Дьяченко.

Источник: блог А. Дьяченко











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.