17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Порту: заметки на полях
    Несколько беглых зарисовок, сделанных в Порту во время авторского тура «Вся Португалия» (2017). Просто так. Что под руку попало. Любопытные виды и персонажи...
    17.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19

Патология как высшее проявление духовности в искусстве

21.06.09

Современное искусство

Своими мыслями о новейших тенденциях современного искусства, неразрывно связанного с арт-рынком, делится корреспондент пермской деловой газеты "Новый компаньон"
 
 
Я рад, что Пермь породила хоть какую-то рефлекторную реакцию на мильграмовско-гельмановскую художественную экспансию. Я рад, что развернувшийся между местными и «варягами» скандал спровоцировал обсуждение того, что же представляют собою все эти «Евангельские проекты» и «Русские бедные». Хотя завезенные приезжими галеристами завоевания вызревали здесь уже и без них.

Все главные художественные тенденции проще всего заметить по архитектуре, так как достаточно пройти по улице — по архитектурной надстройке над культурой видно очень многое. И видно, глядя на нее, что дела наши плохи. Дело не ограничивается местным Сергеем Шамариным и его архитектурным квазитворчеством. Шамарины повсеместны и вездесущи. Современная архитектура от Москвы до Берлина везде мертва и убога. Всюду раздулись стеклянные коробки, повырастали стеклянные купола, повылазили тут и там масонские пирамидки. Современные блестящие и переливающиеся материалы чуть маскируют убожество этой картины, но в целом примитивизацию не скрыть. Прет тупой и однозначный геометризм. А ему на смену идет уже просто голое прозрачное стекло, обнуленная, никакая архитектура, аннигиляция любой формы.

Собственно, все началось еще в 1920-х, когда был придуман конструктивизм. И вот он победил окончательно, по всему миру делают стеклянные аквариумы, особенно преуспели в Москве.

Московская художественная экспансия в Пермь принесла мощный космополитический идейный заряд. Любую работу с «Русского бедного» могли бы с равным успехом сваять в Нью-Йорке, Дели или Кейптауне. И это вполне закономерно. Глобальной тенденцией в современном искусстве стала имитация, маскировка под оригинальность и парадоксальность мышления.

Практически все «современное искусство» уже давно представляет собою шествие самоуверенных Хлестаковых, пускающих изо рта красивые мыльные пузыри, призванные поразить обывателя размерами и переливами. Наговорить умных слов, принять необычный вид, насочинять «концепций» и таким образом паразитировать на достижениях прошлого, постепенно разрушая и уродуя их и заявляя себя при этом невиданным концептуалистом.

Скоро все эти концептуалисты от музыки, литературы и живописи и Джоконде пририсуют прикольные темные очки, татуировку, и будет она продвинутой и креативной, то есть современной и доступной любому тинейджеру в бейсболке, а не какой-то грустной и непонятной, как теперь.

Еще один беспроигрышный современный маркетинговый ход — выдать душевную патологию за проявления высокой духовности. А ежели ты нормален, то о принадлежности к духовности забудь. Такие творцы и обслуживающие их критики часто свои и чужие психические болезни выдают за подлинную боль души. При этом еще важно не забывать всюду с успехом сшибать верхушки, с апломбом судить обо всем и навязывать глупым, стеснительным, не уверенным в себе аборигенам мнение о том, что именно эти арт-миссионеры — единственные ценители прекрасного, пониматели и чувствователи сложного и философского и т. д.

У нас это мгновенно, на глазах, произошло в 1990-е: всем быстро объяснили, что если тебе нравятся картины с березками, а не треугольники с пятнами, то ты примитив. Как будто все березки — это обязательно кич, а все треугольники — это высокое искусство.

Началось же, конечно, с квадрата Малевича, когда всему «просвещенному» миру внушили, что это гениально, и тех, кто кричал, что «король-то — голый!», никто не послушал. Эти парни за кулисами, наверное, сидели и хохотали над успехом своей работы. Особенно смешно то, что он (или не он, какая разница) сделал их потом четыре штуки абсолютно одинаковых, и каждый сейчас стоит более $20 млн. Это подлинный триумф «современного искусства»!

На этом фоне все органически здоровое получает жесткий отпор со стороны партии разложения, ее артистической и политической фракций.

Патрик Бьюкенен в своей страшной книге «Смерть Запада» писал про то, какой всплеск ненависти вызвал в Америке фильм «Патриот». Вроде старая история — война за независимость США в XIX веке. Но весь драматический ряд и дух фильма оказался на сегодня совершенно недопустимым: белокурый паренек плечом к плечу с отцом воюет с англичанами, и никаких у него «исканий», конфликтов поколений, фрейдистских заморочек и т. д. Бешенство критиков и прочих «знатоков» было неописуемым.

Кстати, от эстетической «продвинутости» и всеядности прямая дорога к этической. Импульс ясен: даешь всеобщее либерально-гуманистическое признание прав, интересов и достоинств гомосексуалистов, эксгибиционистов, транссексуалов! А там уже недалеко и до зоо-, некро- и педофилов. Лиха беда начало! Надо только смелее и настойчивее объяснять обывателю, что это и есть духовные искания. И он поверит, это точно! И вот уже, глядишь, у последних нормальных представителей богемы, среди околохудожественной молодежи появляется мода на имитацию проявлений какого-нибудь психического отклонения. Точно так же наивные трудные подростки сидят на корточках и имитируют телодвижения бывалых урок.

Вспоминаю, как прошлым летом в кинотеатре «Премьер» известный немецкий режиссер Марсель Швирин демонстрировал новейшие достижения видеоавангарда Германии. Это было невиданное шествие всяческих уродств и извращений. Сверхкрупным планом, на весь экран, нам показывали, например, такой «артефакт», как… анус педераста. Показывали технологический процесс установки пирсинга на мошонке и многое-многое другое. Публика задавала потом умные эстетские вопросы.

А я сидел и думал, почему же мы позволяем все это над нами проделывать и покорно глотаем эту патоку пополам с дерьмом? А когда я задал свой «неправильный» провокационный вопрос, ко мне подошли несколько зрителей и тихонько объяснили, что я просто малоразвит и потому так невосприимчив к новому и прямолинеен. Вы знаете, согласен, у меня и сексуальная ориентация-то плебейская. Ну, натурал прямой и примитивный, что с меня взять.

Фото: с сайта Топос
 
Источник: Новый компаньон 









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.