16.02.20
«Секретные» полотна Ивана Айвазовского
Характерная история для России, указывающая на то, что ни трещащий по швам политический подход, ни культурный, ни даже подход на бытовом уровне совершенно не изменились со времён проклятого царизма...
15.02.20
Арт-дилер Кенни Шахтер: «Мир искусства живет ложью»...
Арт-дилер, автор колонки на artnet.com Кенни Шахтер разоблачает миф о ликвидности искусства и рассказывает, как сделать на нём деньги. Почему Леонардо Ди Каприо стал спекулянтом и как инстаграм меняет арт-рынок?...
14.02.20
Виталий Тихов и его духоподъёмная живопись
14 февраля 1876 года родился Виталий Гаврилович Тихов, русский и советский живописец-жанрист, портретист, член Товарищества передвижных художественных выставок. Один из немногих советских художников, систематически работавший в жанре «ню»...


  • Чилийская Патагония. Конфлюэнсия: слияние рек Бакер и Нефф
    Чилийская Патагония, наиболее живописная и притягательная в плане ландшафтов, представляет собой очень узкую и очень вытянутую полоску суши, зажатую океаном с одной стороны и горным хребтом Анд с другой. В авторском туре «Патагония: по местам силы!» мы исследовали всю чилийскую Патагонию...
    16.02.20
  • Что посмотреть в Тироле: ренессансный замок Трацберг
    Замок Трацберг, расположенный на берегу реки Инн неподалёку от города Шварц, известен с 1500 года. Строился он для защиты графства Андехс от войск баварского герцога Альбрехта IV Мудрого. Замок высится на горном хребте, и выглядит практически неприступным. Но мы обязательно найдём способ побывать там в авторском туре «Три Тироля 2020»...
    12.02.20
  • Зальцбург: легенда о Парацельсе
    Недалеко от дворца и парка Мирабель, о которых мы рассказывали в прошлом очерке, на Кладбище Св. Себастьяна при одноимённой церкви можно увидеть памятник Филиппу Аврелию Теофрасте Бомбасте фон Гогенхайму по прозвищу Парацельс...
    10.02.20

Патология как высшее проявление духовности в искусстве

21.06.09

Современное искусство

Своими мыслями о новейших тенденциях современного искусства, неразрывно связанного с арт-рынком, делится корреспондент пермской деловой газеты "Новый компаньон"
 
 
Я рад, что Пермь породила хоть какую-то рефлекторную реакцию на мильграмовско-гельмановскую художественную экспансию. Я рад, что развернувшийся между местными и «варягами» скандал спровоцировал обсуждение того, что же представляют собою все эти «Евангельские проекты» и «Русские бедные». Хотя завезенные приезжими галеристами завоевания вызревали здесь уже и без них.

Все главные художественные тенденции проще всего заметить по архитектуре, так как достаточно пройти по улице — по архитектурной надстройке над культурой видно очень многое. И видно, глядя на нее, что дела наши плохи. Дело не ограничивается местным Сергеем Шамариным и его архитектурным квазитворчеством. Шамарины повсеместны и вездесущи. Современная архитектура от Москвы до Берлина везде мертва и убога. Всюду раздулись стеклянные коробки, повырастали стеклянные купола, повылазили тут и там масонские пирамидки. Современные блестящие и переливающиеся материалы чуть маскируют убожество этой картины, но в целом примитивизацию не скрыть. Прет тупой и однозначный геометризм. А ему на смену идет уже просто голое прозрачное стекло, обнуленная, никакая архитектура, аннигиляция любой формы.

Собственно, все началось еще в 1920-х, когда был придуман конструктивизм. И вот он победил окончательно, по всему миру делают стеклянные аквариумы, особенно преуспели в Москве.

Московская художественная экспансия в Пермь принесла мощный космополитический идейный заряд. Любую работу с «Русского бедного» могли бы с равным успехом сваять в Нью-Йорке, Дели или Кейптауне. И это вполне закономерно. Глобальной тенденцией в современном искусстве стала имитация, маскировка под оригинальность и парадоксальность мышления.

Практически все «современное искусство» уже давно представляет собою шествие самоуверенных Хлестаковых, пускающих изо рта красивые мыльные пузыри, призванные поразить обывателя размерами и переливами. Наговорить умных слов, принять необычный вид, насочинять «концепций» и таким образом паразитировать на достижениях прошлого, постепенно разрушая и уродуя их и заявляя себя при этом невиданным концептуалистом.

Скоро все эти концептуалисты от музыки, литературы и живописи и Джоконде пририсуют прикольные темные очки, татуировку, и будет она продвинутой и креативной, то есть современной и доступной любому тинейджеру в бейсболке, а не какой-то грустной и непонятной, как теперь.

Еще один беспроигрышный современный маркетинговый ход — выдать душевную патологию за проявления высокой духовности. А ежели ты нормален, то о принадлежности к духовности забудь. Такие творцы и обслуживающие их критики часто свои и чужие психические болезни выдают за подлинную боль души. При этом еще важно не забывать всюду с успехом сшибать верхушки, с апломбом судить обо всем и навязывать глупым, стеснительным, не уверенным в себе аборигенам мнение о том, что именно эти арт-миссионеры — единственные ценители прекрасного, пониматели и чувствователи сложного и философского и т. д.

У нас это мгновенно, на глазах, произошло в 1990-е: всем быстро объяснили, что если тебе нравятся картины с березками, а не треугольники с пятнами, то ты примитив. Как будто все березки — это обязательно кич, а все треугольники — это высокое искусство.

Началось же, конечно, с квадрата Малевича, когда всему «просвещенному» миру внушили, что это гениально, и тех, кто кричал, что «король-то — голый!», никто не послушал. Эти парни за кулисами, наверное, сидели и хохотали над успехом своей работы. Особенно смешно то, что он (или не он, какая разница) сделал их потом четыре штуки абсолютно одинаковых, и каждый сейчас стоит более $20 млн. Это подлинный триумф «современного искусства»!

На этом фоне все органически здоровое получает жесткий отпор со стороны партии разложения, ее артистической и политической фракций.

Патрик Бьюкенен в своей страшной книге «Смерть Запада» писал про то, какой всплеск ненависти вызвал в Америке фильм «Патриот». Вроде старая история — война за независимость США в XIX веке. Но весь драматический ряд и дух фильма оказался на сегодня совершенно недопустимым: белокурый паренек плечом к плечу с отцом воюет с англичанами, и никаких у него «исканий», конфликтов поколений, фрейдистских заморочек и т. д. Бешенство критиков и прочих «знатоков» было неописуемым.

Кстати, от эстетической «продвинутости» и всеядности прямая дорога к этической. Импульс ясен: даешь всеобщее либерально-гуманистическое признание прав, интересов и достоинств гомосексуалистов, эксгибиционистов, транссексуалов! А там уже недалеко и до зоо-, некро- и педофилов. Лиха беда начало! Надо только смелее и настойчивее объяснять обывателю, что это и есть духовные искания. И он поверит, это точно! И вот уже, глядишь, у последних нормальных представителей богемы, среди околохудожественной молодежи появляется мода на имитацию проявлений какого-нибудь психического отклонения. Точно так же наивные трудные подростки сидят на корточках и имитируют телодвижения бывалых урок.

Вспоминаю, как прошлым летом в кинотеатре «Премьер» известный немецкий режиссер Марсель Швирин демонстрировал новейшие достижения видеоавангарда Германии. Это было невиданное шествие всяческих уродств и извращений. Сверхкрупным планом, на весь экран, нам показывали, например, такой «артефакт», как… анус педераста. Показывали технологический процесс установки пирсинга на мошонке и многое-многое другое. Публика задавала потом умные эстетские вопросы.

А я сидел и думал, почему же мы позволяем все это над нами проделывать и покорно глотаем эту патоку пополам с дерьмом? А когда я задал свой «неправильный» провокационный вопрос, ко мне подошли несколько зрителей и тихонько объяснили, что я просто малоразвит и потому так невосприимчив к новому и прямолинеен. Вы знаете, согласен, у меня и сексуальная ориентация-то плебейская. Ну, натурал прямой и примитивный, что с меня взять.

Фото: с сайта Топос
 
Источник: Новый компаньон 









Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.