20.04.19
Родился Хоан Миро, художник, осуществивший все свои замыслы
20 апреля 1893 года родился испанский художник Хоан Миро (Жоан Миро). Творчество Миро - это абстракционизм и сюрреализм в одном флаконе. Приправленные лирикой и графикой. Соотечественник Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, он умудрился не остаться в их тени, создав свой неповторимый стиль. «Я пытаюсь использовать цвета, как слова, которые формируют стихи», - говорил Миро...
19.04.19
Пётр Авен: «В живописи я многое понимал уже в 13 лет»
В интервью Forbes российский олигарх Петр Авен рассказал, о роли мецената в истории искусства, о трудностях коллекционирования и сотрудничества с музеями, а также о том, во сколько он оценивает свою коллекцию русского искусства и почему в его доме до сих пор висят поддельные работы...
17.04.19
«Поменьше пышных фраз, побольше простого, будничного дела»...
Французские миллиардеры Франсуа-Анри Пино (30-я строчка в списке самых богатых людей в мире по версии Forbes) и Бернар Арно (4-я строчка в рейтинге Forbes) скинулись на восстановление Нотр-Дам-де-Пари. Вместе они пожертвовали 300 миллионов евро...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Дэмиен Хёрст. От кинизма к цинизму. Часть 1

18.06.09

Современное искусство Дэмиен Хёрст

В своей книге «Критика цинического разума» Петер Слотердайк отмечает, что доминирующим в современной идеологии модусом поведения стал модус цинического поведения.

Особенностью цинического поведения является то, что «они [циники] отлично осознают что делают, но продолжают делать это». Очевидно, что тут Слотердайк ссылается на формулу идеологизированного сознания, описанную Марксом, которая звучит как «Sie wissen das nicht, aber sie tun es», то есть «они не осознают этого, но они делают это». Современный человек, по мнению Слотердайка, хорошо представляет работу механизмов идеологической машины, он знаком с критикой идеологии, однако он не видит никакого смысла в том, чтобы эту идеологию критиковать, стремиться к трансформации общественных институтов. Достигнув успеха, заработав капитал, он успокаивается, становится циником и его действия полностью соотносятся с удовлетворяющей идеологию моделью поведения.



Как пишет Славой Жижек в своей книге «Возвышенный объект идеологии», комментируя «Критику цинического разума» Слотердайка, «цинический разум уже не наивен, он парадоксальным образом оказывается просвещённым ложным сознанием: прекрасно осознавая фальшь, полностью отдавая себе отчёт в том, что за идеологическими универсалиями скрываются частные интересы, он вовсе не собирается отказываться от этих универсалий».

Циническому разуму Слотердайк противопоставляет кинизм. Кинизм представляет собой, говоря словами Жижека, «противопоставление патетического фразёрства господствующей идеологии». Цинизм является реакцией идеологической машины на вызывающее поведение киника. Цинизм представляет собой порабощённое и капитализированное критическое сознание, которое отказывает от критики в пользу благ идеологии.


 
Современное искусство наглядно демонстрирует апроприацию кинизма идеологией и переработку кинизма в цинизм. Наиболее яркий пример, анализу которого и посвящена данная статья, является пример Дэмиена Хёрста, пожалуй, самого из самых известных и популярных художников современности. От патетики и радикальной критики капитализации искусства, Хёрст приходит к коммерциализации искусства, судебным процессам, посвящённым отстаиванию авторских прав, открытому плагиату и трансформации из художника-творца в художника-руководителя, управляющего своими ассистентами, как это было во время создания им серии работ "Spot-paintings", и способного на такие циничные высказывания, как «Рашиль чертовски хороший художник. У неё лучше всего получается рисовать мои работы». Хёрст становится наглядным примером того, как кинизм подавляется капиталом и становится цинизмом.

Критика посредством искусства доминирующей в обществе модели поведения была излюбленной затеей тех, кто был воспитан поколением punk. Злые и агрессивные, молодые художники бросали вызов обществу, зачастую не осмысливая критичность своей позиции, а просто потому, что они любили Sex Pistols. Таким был и Дэмиен Хёрст, родившийся 7 июня 1965 года. Он вырос в семье бристольского пролетария, его отец был механиком и покинул семью, когда Дэмиену было 12 лет. Мать утверждала, что вскоре после ухода отца потеряла контроль над Дэмиеном.



Его дважды арестовывали за воровство в магазине. Увлечение искусством Демиен совмещал с эксцентричностью  поведения, злоупотребляя наркотиками и алкоголем. Собственно само искусство было единственным, что привлекало его, так как оно больше всего соотносилось с патетикой поведения молодого панка.  Демиен со второго раза поступил в Лидский колледж искусства и дизайна (Leeds college of Art and Design), однако в середине восьмидесятых он перебрался в Лондон, где некоторое время работал на лондонских стройках. Параллельно он учился в Голдсмите, Университете Лондона (Goldsmith, University of London). Там же в Лондоне, работая в морге, Хёрст впервые увлёкся темой смерти, ставшей, по мнению некоторых критиков, ключевой в его последующем творчестве, а также ознакомился с формальдегидом, ставшим важной составляющей некоторых его работ.

В поздних интервью Хёрст отмечал, что в Лондоне происходит формирование его художественного вкуса. Так, например, Хёрст утверждает, что значительное влияние на него оказали коллажи Фрэнсиса Дэвисона (Francis Davison) и скульптуры Майкла Крэйг-Мартина (Michael Craig-Martin). Однако учитывая, что определённую патетичность поведения Хёрст сохранил до сих пор, можно предположить, что через несколько лет в другом интервью он назовёт другие фамилии.



В возрасте 23 лет Дэмиен Хёрст стал одним из соорганизаторов выставки Freeze, на которой он и был впервые замечен Чарльзом Саачи, выступившем в последующем продюсером художника. До 1992 года, года сделавшего Хёрста знаменитым, художник участвовал в различных групповых выставках, некоторые из которых он организовывал с помощью своих друзей. Из этих выставок можно выделить  выставку New Contemporaries, (Institute of Contemporary Art, London (1989)), а также организованные самим Хёрстом, при поддержке его друзей Карла Фридмана (Carl Freedman) и Билли Селлмана (Billee Sellman), выставки Modern Medicine (Building One, London (1991)) и Gambler (Building One, London (1991)).

Именно на этих выставках Хёрст впервые представил свои анималистических инсталляции с чучелами животных, погружённых в формальдегид. Своеобразная техника художника привлекла внимание арт-продюссера и  игрока на арт-рынке, Чарльза Саатчи (создавшего такой брэнд современного искусства, как Young British Artists). Однако первая персональная выставка Хёрста была организована не им, а Тамарой Чодски (Tamara Chodzki), и называлась In and Out Love.

В том же году у Хёрста было ещё две персональные выставки (одна в Лондоне, а другая в Париже), а также он принял участие в нескольких групповых проектах. Но главным событием того года стало предложение от Чарльза Саачи продюсировать Хёрста и оплачивать его творческие эксперименты. Хёрст согласился с предложением Саачи. Так началась трансформация Хёрста из амбициозного, но пребывающего в постоянном кокаиновом экстазе и алкогольном опьянении киника, в нелюдимого циника, живущего в английской глуши и продающего свои работы за огромные суммы.
 
Алексей Овчинников

Источник: Агентство культурной информации


 





По теме




Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.