20.04.19
Родился Хоан Миро, художник, осуществивший все свои замыслы
20 апреля 1893 года родился испанский художник Хоан Миро (Жоан Миро). Творчество Миро - это абстракционизм и сюрреализм в одном флаконе. Приправленные лирикой и графикой. Соотечественник Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, он умудрился не остаться в их тени, создав свой неповторимый стиль. «Я пытаюсь использовать цвета, как слова, которые формируют стихи», - говорил Миро...
19.04.19
Пётр Авен: «В живописи я многое понимал уже в 13 лет»
В интервью Forbes российский олигарх Петр Авен рассказал, о роли мецената в истории искусства, о трудностях коллекционирования и сотрудничества с музеями, а также о том, во сколько он оценивает свою коллекцию русского искусства и почему в его доме до сих пор висят поддельные работы...
17.04.19
«Поменьше пышных фраз, побольше простого, будничного дела»...
Французские миллиардеры Франсуа-Анри Пино (30-я строчка в списке самых богатых людей в мире по версии Forbes) и Бернар Арно (4-я строчка в рейтинге Forbes) скинулись на восстановление Нотр-Дам-де-Пари. Вместе они пожертвовали 300 миллионов евро...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Александр Шилов: «Мои картины пробуждают совесть»

29.05.09

Александр Шилов Картины

Лицо этого человека известно даже людям, далеким от искусства. Столичные улицы и московская подземка пестрят многочисленными постерами, плакатами, календарями...

И даже муниципальный транспорт украшают портреты московского художника Александра Шилова. Что скрывается за благородной внешностью?
   
   — Моя мать не любит печальных воспоминаний… Но куда ж от них деться? Жили мы «колхозом»: трое детей, две бабушки и мама.
   Вся наша жилплощадь — комната в тринадцать метров. Поэтому одна из бабушек спала под столом. Все женщины работали: мама — воспитательницей в детском саду, бабушки — то сторожихами, то подсобными рабочими. Уверяю вас, что садиться за стол, сознавая, что тебя кормят женщины, в 16 лет очень стыдно. Поэтому я пошел работать.

   Первая запись в трудовой книжке — лаборант электротехнического института. Сорок рублей погоды в семейном бюджете не делали. Поэтому устроился на швейную фабрику, что на Палихе, — таскал из машины в цех и по цеху тюки с тканями по 70 килограммов весом.
   Достаточно теплые воспоминания сохранил я о мебельной фабрике № 2. Мало того что в перерывах я мог рисовать, один из моих новых приятелей, деревенский парень, всегда угощал меня салом.

   Самая тяжелая работа досталась мне на винном заводе, что на проспекте Мира: длинный бетонный коридор без окон и дверей, четыре ящика на грудь — и вперед. Тут уж было не до зарисовок. Дома брал в руки карандаш, но после тяжестей его не чувствовал. Я напрягал кисть, но от этого только отупение дикое наваливалось, а карандаш упрямо вываливался из пальцев. И спать хотелось смертельно.
   Все мысли были только о том, чтобы выспаться…

   — Но кроме заработка, наверняка вы стремились к общению с профессиональными художниками?

   — Мне повезло, что я познакомился с художником Лактионовым, он посмотрел мои работы. И сначала даже не поверил, что я делаю такие тонкие карандашные рисунки. Он сказал: «Немедленно уходи из грузчиков, не то ты себя погубишь!» И привел меня к действительному члену АХ СССР Владимиру Александровичу Серову. Я позировал ему для жанровых картин, рисовал гипсы, он оценивал мои работы, кое-что подправлял, подсказывал. К сожалению, этот сладостный период ученичества закончился быстро: в 57 лет Серов скончался.
   Предчувствуя свою кончину, он попросил заняться мной Томского. Даже взял с него слово, что тот поможет мне поступить в институт.

   — А неудачи были?

   — В Суриковский два раза не принимали. Тогда моя манера письма не приветствовалась. Кумирами той поры были Ван Гог, Гоген, Шагал. А имена Брюллова, Иванова, Поленова даже называть было опасно. Но Александр Васильевич Мызин и Алексей Михайлович Грицай говорили мне: «Не обращай внимания на тройки, которые тебе ставят: ты идешь верным путем».
   Я досрочно защитил диплом. И одновременно написал семь портретов космонавтов, за эту серию позднее получил премию Ленинского комсомола. Учиться мне безумно хотелось, но преподаватели уже не могли мне дать то новое, о чем я грезил: реалистическую манеру.

   — Рассказываете вы легко, а на деле, наверное, приходилось тяжко?

   — Тяжело, с кровью. Впрочем, как и до сих пор. Но именно классическое направление любит народ. Люди едут в мою галерею, несмотря на дороговизну железнодорожных билетов. Многих это чрезвычайно злит.

   — Какими качествами должен обладать художник-реалист?

   — Человек, который сознательно пошел в творчество, должен в первую очередь самому себе ответить на вопрос: способен ли он жить без этого? Если не способен — тогда надо идти в серьезное искусство. Но для этого потребуется глубинное изучение «науки искусства». И тут на быстрый успех рассчитывать нельзя. Но если ты любишь свое дело, наделен талантом, трудолюбием, ты сможешь достичь серьезных результатов.

   — Сколько для этого надо работать?

   — Каждый божий день! Пример тому — биографии великих художников прошлых лет, которые мастерски могли донести до зрителя содержание через форму. Цитируя Микеланджело: «Кто овладел рисунком, тот беседует с Богом: ему подвластно все». У нас же сегодня взял резец в руку — и он уже почти Микеланджело, а если кисть — так сразу Рафаэль.
   Главное — вовремя произнести магическую фразу: «А я так вижу!» И скрыть за ней свое неумение и нежелание трудиться. Этим самым обманув людей. Учиться по-настоящему мало кто хочет. Ведь для того чтобы стать настоящим художником, надо отказаться от многого, в том числе и от богемных настроений.

   — Насколько, по вашему мнению, ценится современная российская живопись?

   — Я не знаю, как обстоят дела на мировой арене. Я плевать хотел на эту самую арену, где кроме «почеркушек» ничего нет. У них на Западе искусства практически нет. И когда я туда приезжаю с выставкой, они удивляются: как там вам удалось сохранить реалистическое начало в живописи. Наша российская школа — величайшая мастерская реалистического искусства.

   — Обычно ваши картины бесконечно красивы. Почему же вы решили написать страдания чеченского мальчика-инвалида Алихана?

   — Они с отцом, который был учителем, пошли за водой. Отца убили боевики, мальчик выжил, но остался инвалидом. Ему ампутировали руку и ногу. Но природу не убить — обрубки растут, и каждый год протезы надо менять.
   Пострадал невинный человек. Это огромное горе — его и его матери. То же горе у афганских детей: у меня есть портреты и слепых ребят, и безруких. Когда родина отправляет на войну молодых, здоровых мужчин, она говорит: за вами Россия. А когда они возвращаются оттуда, им выдают мизерную пенсию, при этом нещадно унижая и шпыняя на каждом шагу. Родина должна защищать своих героев, помогать тем, кто отстаивал ее интересы. А не вынуждать их побираться в электричках, в подземных переходах. Это преступление. И я пишу эти картины, пытаясь воззвать к совести тех, от кого зависит судьба таких людей.

   — И их совесть просыпается?

   — Я думаю, что да. Равнодушных к этим полотнам людей в галерее я не встречал.

   — Компьютерная графика развивает или останавливает развитие человека?

   — Я считаю, что техника вообще уничтожает душу человека. Еще русский писатель Александр Куприн в начале прошлого века заметил: «Все зло в цивилизации, вся прелесть — в природе». Я с этим согласен, ведь никакая техника не заменит человеческой души, сердца и ума. Никакая! А искусство создается сердцем плюс величайшим мастерством. На это никакая техника не способна.

   — Нужна ли классика современному обществу?

   — Именно такое искусство создало когда-то Петербург, Москву, Кремль, Эрмитаж. Величайшая музыка Чайковского, Баха, Генделя воспитала человеческую душу и сотворила духовные ценности. Боровиковский, Серов, Васильев создавали образцы чистоты и красоты, глядя на которые, человек хочет расти и очищаться. Я за такое искусство, которое находится над временем. Только оно созидает, остальное разрушает человеческую душу, а значит, уничтожает человечество.

     
   МНЕНИЯ:

   Нужна ли современному миру классика?

   Депутат Валерий СКОБИНОВ:
   — Классика необходима во всем. Это понятие можно рассматривать не только с точки зрения искусства, но как выдержанный и размеренный стиль во всем.
   Мне кажется, что классика — это главный меридиан, от которого расходятся разные направления других, новых, течений. Так что любое из сегодняшних направлений и тенденций, на мой взгляд — лишь измененный, модернизированный и усовершенствованный классический стиль в сфере моды, литературы, живописи и любой другой.
  
   Депутат Иван НОВИЦКИЙ:
   — Потому она и классика, что всегда нужна обществу, уже зарекомендовав себя за многие годы и десятилетия. Она существовала раньше и никуда не исчезнет в будущем. Появляются новые стили и веяния, которые влияют на наш сегодняшний, сиюминутный выбор. Но прежде чем они тоже станут классикой, должно пройти много лет. Тогда само время «отсечет все лишнее», а самые ценные, возможно — совсем крохотные частички этих произведений и стилей станут классическим наследием для новых поколений.
  
   Депутат Людмила СТЕБЕНКОВА:
   — Безусловно, классика нам нужна. Без нее мы потеряем все ориентиры. Это точка отсчета, то, на чем держится вся культура. Именно исходя из представлений о классике, мы можем судить о современном искусстве.
  
   Депутат Степан ОРЛОВ:
   — Если говорить о классическом стиле в произведениях искусства, я считаю, он имеет полное право на существование. Настоящая классика всегда остается современной и актуальной. И пример тому — классические произведения литературы, которые читают и перечитывают по сей день. Это относится и к музыке, и к изобразительному искусству.
   Но это не отменяет необходимости развивать новые стили. И пусть сначала они могут показаться нам смешными и даже странными. Но спустя годы и эти стили могут стать классикой.
  
   Депутат Антон ПАЛЕЕВ:
   — Академическая школа в литературе, архитектуре, живописи и в культуре в целом имеет огромное значение. Потому что это фундамент, на котором основываются другие многочисленные направления в искусстве.
   Деятели культуры, которых мы знаем как новаторов и создателей новых стилей, были учениками не менее известных художников и скульпторов-классиков. И мы уже привыкли к тому, что в современном мире традиционные направления получают новую интерпретацию, возникают новые тенденции. Люди ищут нестандартные пути развития собственного творчества.
   Кстати, такое направление как неоклассическое искусство существует скорее как идея, чем реальная часть нашей жизни. Прежде всего я имею в виду живописные произведения, скрытый смысл которых понятен только самому художнику, а зритель при просмотре не получает никакого удовольствия. Классическое искусство, наоборот, универсально, понятно каждому и органично в любом времени, в любой стране.
  
   Депутат Александр СЕМЕННИКОВ:
   — Классика вызывает уважение и интерес новых поколений, потому что прошла серьезное испытание временем. Меняется власть, меняются люди, но то, что мы сегодня называем классикой, остается на века.
   Это явление не субъективное, а объективное. Оно существует вне зависимости от мнения и желания людей. Настоящим классическим произведениям доказывать ничего не надо, они уже все доказали: в разные периоды жизни люди продолжают обращаться к ним, если не в молодости, то в зрелом возрасте.
   Классические каноны и традиции периодически выходят из моды. Но также периодически в нее и возвращаются. В отличие от новых тенденций и веяний, которые порой просто исчезают. Собственно, классика тем и ценна, что всегда становится точкой возврата к истинным ценностям, не давая нам заблудиться в переменчивых водах современности.
  
   Депутат Николай ГУБЕНКО:
   — Классика нам крайне необходима. Потому что без нее мы не увидим связи прошлого с настоящим и будущим. И это касается не только искусства, будь то живопись, литература, музыка, но и вообще любой деятельности человека, даже инженерии или воздухоплавания, где тоже есть своя классика. Я убежден, что у человечества нет будущего без классики.


Источник: Вечерняя Москва

 





По теме
  • Учиться надо у великих
    Последние тридцать пять лет художник Александр Шилов находится в центре несмолкающей дискуссии...
    25.01.09
  • Звезда по имени Шилов
    Даже далеким от искусства людям знакомо имя художника Александра Шилова...
    07.10.07




Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.