05.08.20
Персональные тараканы Ильи Ефимовича
Илья Репин (р. 5 августа 1884 г.) знаменит не только мистическими историями вокруг своих полотен. Его биография сама по себе очень увлекательна: при попытке поступить в Петербургскую академию художеств он услышал, что рисовать не умеет. Карьера у Репина в конце концов сложилась, но и о его странностях узнало множество людей - знаменитости всегда «под колпаком»...
03.08.20
Королева Елизавета II дистанционно приняла свой портрет
Королева Елизавета II стала первым членом британской королевской семьи, принявшим виртуальное участие в презентации собственного портрета. 94-летняя самодержица присоединилась к церемонии посредством видеозвонка...
27.07.20
Тьма накрыла музеи США...
Согласно недавнему опросу, проведенному американским альянсом музеев (AAM) совместно с компанией Dynamic Benchmarking, около трети музеев США могут закрыться до конца этого года из-за последствий развернувшегося в стране кризиса и финансовых проблем...


Александра Экстер


Экстер Александра Александровна

(1882—1949)


Художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А.А.Григоровича («Экстер» — ее фамилия по мужу). В 1901—1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). В 1908—1924 жила попеременно в Киеве, Петербурге, Одессе и Москве, до Октябрьской революции 1917 часто заезжая в Париж. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д.Д.Бурлюком выставку «Звено»; с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи»; «Трамвай В»; и др.).

Перейдя от раннего импрессионизма и фовизма к кубизму и футуризму, последовательно переносила принципы последних в трехмерное, реальное пространство. Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А.Я.Таирова (оформление Фамиры Кифаред И.Ф.Анненского (1916) и Саломеи О.Уайльда (1917)), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля.

В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т.д.), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды; оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров; эскизы костюмов к фильму Аэлита Я.А.Протазанова, 1923).

Выехав в командировку в Италию, с 1924 осталась за границей, поселившись в Париже. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б.Г.Романова, В.Ф.Нижинской и Э.Э.Крюгер, 1924—1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936—1938), декоративные ширмы и керамику. Большую часть жизни активно преподавала (в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства и ателье М.Франкетти).

Умерла Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949.

Источник: энциклопедия Кругосвет











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.