08.07.20
Барочная феминистка Артемизия Джентилески, первая женщина - академик живописи
8 июля 1593 года родилась Артемизия Джентилески, художница эпохи барокко, дружившая с Ван Дейком, переписывавшаяся с Галилеем и принятая во Флорентийскую академию живописи. Имя Артемизии приобрело популярность в середине прошлого века, когда международная феминистская организация сделала ее символом своего движения...
07.07.20
Марк Шагал: «Я жизнь провел в предощущеньи чуда»
7 июля 1887 года родился Марк Шагал. Темноглазые красавицы, влюбленные, парящие над городом, чарующие витражи — его творчество напоминает волшебную сказку. Но реальная жизнь Шагала была полна невзгод, голодных дней и скитаний по углам. За почти столетнюю жизнь художник увидел две войны, но все равно смог сохранить ощущение чуда в душе...
29.06.20
Во Франции разоблачена ОПГ видных представителей арт-бизнеса
Задержанные на прошлой неделе в Париже пятеро представителей арт-рынка Франции подозреваются в организации продажи предметов искусства и антиквариата, незаконно ввезенных в страну с территорий государств Ближнего и Среднего Востока...


Андрей Мыльников: влюбленный в жизнь

25.02.09

Мыльников А.А.

Замечали ли вы когда-нибудь, что независимо от того, какая на улице погода — дождь, снег или мороз, в вестибюле станции метро «Владимирская» всегда радостно и солнечно?

Этот удивительный эффект создает декоративное панно «Изобилие», созданное в 1955 году художником Андреем Андреевичем Мыльниковым, отмечающим в эти дни 90-летие.

Мыльников — живая легенда, классик отечественной живописи второй половины XX века. Он родился 22 февраля в Покровске (город Энгельск Саратовской области), но взросление и творческая жизнь его связана с нашим городом. Здесь Мыльников сначала учился на архитектурном, а затем на живописном факультете Института имени Репина, который и окончил в 1946 году. Такое разностороннее образование даровало зрителям Мыльникова-монументалиста. Помимо панно на «Владимирской» ленинградским и петербургским детям и взрослым знакомо мозаичное изображение на фасаде Театра юного зрителя имени Брянцева.

Тысячи горожан ежедневно проходят мимо еще одной работы Андрея Мыльникова — панно в подземном вестибюле станции «Площадь Ленина». Творивший в жестких рамках советских канонов, Мыльников создавал произведения, которые были значимы прежде всего художественной ценностью. Монументальное искусство было слишком близко к пропаганде, чтобы творец мог позволить себе экспериментировать. Там же, где давление официоза слегка ослабевало, Мыльников мог себе позволить творить намного свободнее.

Помимо крупных произведений, занявших место в городской среде и в нашей истории (таков, например, знаменитый «жесткий занавес» зала Кремлевского Дворца съездов с ленинским профилем, на фоне которого вершилась советская история), художник занимался и станковой живописью. Его «Утро», написанное в середине 1970-х годов, по воспоминаниям искусствоведов, оказалось настоящим вызовом: спящая на берегу утреннего озера, никуда не спешащая обнаженная девушка. Столько чувственности и одновременно невинности, искреннего наслаждения простой и естественной жизнью!

Будучи внимательным и чутким художником, Мыльников создал галерею отличных психологичных портретов. По его собственному признанию, женские образы удавались ему всегда наилучшим образом. Но особое место среди них занимают портреты любимой дочери Веры, теперь уже тоже известного художника и педагога. Писать детей сложно и увлекательно. Юные создания подвижны, в них много живости, за которой не всегда поспевают карандаш, кисть или мастихин. Как будто вторя природе, детские портреты Мыльникова наполнены всплесками света, эмоций, впечатлений. Важна для автора и тема материнства. Щемящий образ матери, провожающей сына на войну, как на закланье, передан в программном произведении художника — «Прощание». Созданное в 1975 году, к тридцатой годовщине Победы, оно заставляет прочувствовать материнский ужас от невозможности ничего изменить.

Мыльникову удаются и пейзажи. В его интерпретации они выглядят одухотворенными... портретами природы. Особенно это касается видов Пушкиногорья, где художник любил бывать в гостях у своего друга хранителя пушкинского заповедника С. С. Гейченко.

Мыльников — харизматичный педагог, выпестовавший целое поколение мастеров. В Российской академии художеств творческая мастерская монументальной живописи под его руководством всегда была одной из наиболее сильных. Ученики часто подпадали под обаяние творческой манеры учителя. Так бывает только с очень талантливыми и любимыми педагогами. Задача Мыльникова во многом состояла и в том, чтобы молодые художники искали и находили собственный путь и индивидуальный стиль. Для многих из них он стал не только педагогом, но и связующим звеном в искусстве, не позволяющим традиции русской живописи зачахнуть. Обучавшийся у Грабаря, общавшийся с Петровым-Водкиным художник воспитал учеников, которые работали над восстановлением храма Христа Спасителя в Москве, над мемориалами Ленинграда — Петербурга, над художественным оформлением новых станций метрополитена, создавали монументальные произведения для новых театров, музеев, библиотек.

Действительный член Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, вице-президент Российской академии художеств Андрей Андреевич Мыльников удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, которым президент Дмитрий Медведев наградил юбиляра.

Маститый художник не позволяет себе почить на лаврах. Бешеная работоспособность, неуемное желание творить и обучать — таков Андрей Андреевич Мыльников, человек, влюбленный в окружающий мир и желающий всем показать эту красоту.

Ольга Наумова

Источник: Санкт-Петербургские Ведомости













Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2020.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.