12.11.19
«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...
11.11.19
Эдуар Вюйар, постимпрессионист на все руки
Эдуар Вюйар родился 11 ноября 1868 года в маленьком городке Кюизо неподалёку от швейцарской границы в семье капитана морской пехоты и модистки. Искусству Вюйара свойственны близость к постимпрессионизму, свежая непосредственность восприятия повседневной жизни, тонкая эмоциональность и цветовая выразительность...
29.10.19
«Поругание Христа» продано на аукционе за € 24 миллиона с 4-х кратным превышением эстимейта
Недавно обнаруженная на кухне 90-летней бабушки картина «Поругание Христа», приписываемая мастеру итальянского проторенессанса Чимабуэ, учителю Джотто, продана 27 октября 2019 года на торгах аукционного дома Actéon в Санлисе за €24,2 млн. с четырёхкратным превышением эстимейта...


  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19
  • Ахензее - самое большое озеро Тироля
    В маршрутном листе нашего авторского тура по Тиролю, озеро Ахензее является адресом номер один. И не только по алфавиту! Занимая площадь около 7 квадратных километров и имея глубину до 133 метров, Ахензее по праву считается самым большим озером в регионе...
    21.10.19

Радетельское собрание

29.01.09

Выставка ЦДХ

Центральный дом художника на Крымском валу на две недели полностью отдан под выставку "Россия XI" — отчет о работе Союза художников России за пять лет.

Черные рясы и серые пиджаки со значками КПРФ задавали тон в вернисажной публике. В речах выступавших также доминировали две главные темы — духовность и верность реалистическим идеалам. Но вычленить эти линии на выставке оказалось непросто. Организаторы стремились к "полифоническому прецеденту", то есть, попросту говоря, свои достижения показали все творческие секции союза — и традиционные живописцы, графики, скульпторы, монументалисты и ювелиры, сценографы и резчики по моржовому клыку, и представители новой секции "храмового искусства".

Из этих цветов, которые пусть цветут все, образовалась удивительная клумба. Особенно на третьем этаже ЦДХ, где берестяные туески, дымковские игрушки и жостовские подносы благополучно уживаются, например, с политическими плакатами. "Уже нынешнее поколение россиян будет жить в 2020 году",— гласит один из них, изображающий Дмитрия Медведева в виде мальчика в матроске, сидящего на плече у взрослого Владимира Путина.

А чтобы не подумали чего дурного, автор приписал внизу: "Дружеский шарж". Рядом с фото новых станций метро — фото новых храмов. Один из них — святого Серафима Саровского в Билибине на Чукотке — привлек внимание почти модернистскими росписями, стилизованными под краснофонные псковские иконы. "Зря вы это рассматриваете,— заметил подошедший бородач.— Это все уже предали анафеме и разобрали. Это не по канону". Вот так и выясняется, что даже в церковных росписях есть свои нонконформисты.

Впрочем, радетели духовности могут быть спокойны — если бы кто-нибудь составил рейтинг упоминания в выставленных произведениях различных персонажей, то на первом месте был бы ангел (серафим, херувим) — и это не считая икон, где присутствие этого персонажа само собой разумеется. Крылатый товарищ вклинивается между Пушкиным и Языковым на картине "Пушкин с Языковым в Языкове", маячит в гобеленах, посещает мастерские художников, избы и чуть ли не бани. Так, на картине "Оба-на! Неожиданное явление над деревней Ендурайкино" (художника Акимова из города Набережные Челны) над полем зависает целая стая голых баб с крыльями.

Но такая здоровая ирония экспонентам выставки в целом чужда — на один веселый "Приход кентавра на свадьбу" приходится десяток тягомотных деревенских посиделок с самоварами и печальными старушками, молодиц с коромыслами и проповедей на селе. Все эти перепетые тысячи раз почвеннические мотивы, березки и маковки только по недоразумению считаются реалистическим искусством, давно уже превратившись в такой же декоративный канон, как гжельский цветок, украсивший плакат выставки.

К линии духовности, видимо, следует отнести и многочисленные картины на исторические темы, фактически являющиеся ремейками других известных исторических картин — Александра Невского срисовывают у Павла Корина, Александра Суворова — у Василия Сурикова, отца Павла Флоренского, совершенно не стесняясь, у Михаила Нестерова.

Творческую самостоятельность демонстрирует лишь старая гвардия, те, кому за 70, а то и за 80. Так, например, известный по картине шестидесятых из Третьяковки "Поднимающий знамя" Гелий Коржев-Чувилев спустя полвека закрыл тему своей "Свалкой", где красные знамена брошены на помойку как пивные бутылки и старые башмаки. Почему-то кажется, что это печальное признание капитуляции самого реализма.

Милена Орлова

Источник: КоммерсантЪ











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.