17.09.19
Роберт Уильям Воннох - апостол американского импрессионизма
17 сентября 1858 года в городе Хартфорде, штат Коннектикут, США, родился Роберт Уильям Воннох - художник и педагог, который один из первых, кто начал перенимать французский импрессионизм...
13.09.19
«Бэкон: дословно». О выставке, открывшейся в Центре Помпиду, рассказывает «Ъ»
Выставка «Бэкон: дословно» открылась в парижском Центре Помпиду. Шестьдесят работ (в том числе двенадцать триптихов), покрывающих последнее двадцатилетие жизни знаменитого британского живописца, разделены куратором на шесть литературных глав...
06.09.19
Австралийское христианское лобби против фаллоса
Экспонирующаяся в музее при австралийском Университете Гриффина картина, изображающая Святую Деву, держащую на руках огромный фаллос, спровоцировала нешуточный скандал. Об этом в четверг, 5 сентября, сообщила Lenta.ru со ссылкой на Daily Mail...


  • Порту: заметки на полях
    Несколько беглых зарисовок, сделанных в Порту во время авторского тура «Вся Португалия» (2017). Просто так. Что под руку попало. Любопытные виды и персонажи...
    17.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть II
    Продолжаем рассказ о Национальном парке Торрес Дель Пайне, котрый мы посетили в 2018 году и планируем посетить в 2020 году в рамках авторского тура «Патагония 2020». Пост «Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I» читайте здесь...
    16.09.19
  • Туры в Патагонию: восхождение к Торресам. Часть I
    Среди прочих красот Патагонии, которые нам предстоит увидеть в авторском туре «Патагония 2020», Национальный парк Торрес Дель Пайне занимает совершенно особое место — расположенный на самом юге Южноамериканского континента, он знаменит суровым климатом и труднодоступностью...
    16.09.19

Радетельское собрание

29.01.09

Выставка ЦДХ

Центральный дом художника на Крымском валу на две недели полностью отдан под выставку "Россия XI" — отчет о работе Союза художников России за пять лет.

Черные рясы и серые пиджаки со значками КПРФ задавали тон в вернисажной публике. В речах выступавших также доминировали две главные темы — духовность и верность реалистическим идеалам. Но вычленить эти линии на выставке оказалось непросто. Организаторы стремились к "полифоническому прецеденту", то есть, попросту говоря, свои достижения показали все творческие секции союза — и традиционные живописцы, графики, скульпторы, монументалисты и ювелиры, сценографы и резчики по моржовому клыку, и представители новой секции "храмового искусства".

Из этих цветов, которые пусть цветут все, образовалась удивительная клумба. Особенно на третьем этаже ЦДХ, где берестяные туески, дымковские игрушки и жостовские подносы благополучно уживаются, например, с политическими плакатами. "Уже нынешнее поколение россиян будет жить в 2020 году",— гласит один из них, изображающий Дмитрия Медведева в виде мальчика в матроске, сидящего на плече у взрослого Владимира Путина.

А чтобы не подумали чего дурного, автор приписал внизу: "Дружеский шарж". Рядом с фото новых станций метро — фото новых храмов. Один из них — святого Серафима Саровского в Билибине на Чукотке — привлек внимание почти модернистскими росписями, стилизованными под краснофонные псковские иконы. "Зря вы это рассматриваете,— заметил подошедший бородач.— Это все уже предали анафеме и разобрали. Это не по канону". Вот так и выясняется, что даже в церковных росписях есть свои нонконформисты.

Впрочем, радетели духовности могут быть спокойны — если бы кто-нибудь составил рейтинг упоминания в выставленных произведениях различных персонажей, то на первом месте был бы ангел (серафим, херувим) — и это не считая икон, где присутствие этого персонажа само собой разумеется. Крылатый товарищ вклинивается между Пушкиным и Языковым на картине "Пушкин с Языковым в Языкове", маячит в гобеленах, посещает мастерские художников, избы и чуть ли не бани. Так, на картине "Оба-на! Неожиданное явление над деревней Ендурайкино" (художника Акимова из города Набережные Челны) над полем зависает целая стая голых баб с крыльями.

Но такая здоровая ирония экспонентам выставки в целом чужда — на один веселый "Приход кентавра на свадьбу" приходится десяток тягомотных деревенских посиделок с самоварами и печальными старушками, молодиц с коромыслами и проповедей на селе. Все эти перепетые тысячи раз почвеннические мотивы, березки и маковки только по недоразумению считаются реалистическим искусством, давно уже превратившись в такой же декоративный канон, как гжельский цветок, украсивший плакат выставки.

К линии духовности, видимо, следует отнести и многочисленные картины на исторические темы, фактически являющиеся ремейками других известных исторических картин — Александра Невского срисовывают у Павла Корина, Александра Суворова — у Василия Сурикова, отца Павла Флоренского, совершенно не стесняясь, у Михаила Нестерова.

Творческую самостоятельность демонстрирует лишь старая гвардия, те, кому за 70, а то и за 80. Так, например, известный по картине шестидесятых из Третьяковки "Поднимающий знамя" Гелий Коржев-Чувилев спустя полвека закрыл тему своей "Свалкой", где красные знамена брошены на помойку как пивные бутылки и старые башмаки. Почему-то кажется, что это печальное признание капитуляции самого реализма.

Милена Орлова

Источник: КоммерсантЪ











Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.