18.11.18
Луи Дагер, великий прадедушка современного фото
Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 18 ноября 1787года не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность...
17.11.18
Глава русского отдела «Сотбис»: «Жизнь мне напоминает гигантский рынок»
28 ноября аукционный дом «Сотбис» проведет в Лондоне распродажу коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Собрание (более 300 лотов) оценивается в 3,5 миллиона фунтов стерлингов. О предстоящих торгах и не только рассказывает Джоанной Викери, глава департамента русского искусства «Сотбис...
14.11.18
Российские аукционы: как ими дирижировать
В ожидании русских торгов в Лондоне московский аукционист Алексей Зайцев рассказывает о специфике профессии и особенностях местных продавцов и покупателей...


  • Временное изменение режима работы салона «Русский Портрет»
    Дорогие друзья! В связи с предстоящей экспедицией части сотрудников салона «Русский Портрет» в Латинскую Америку, мы немного изменяем режим работы. Изменения будут действовать с 20 ноября по 16 декабря 2018 года включительно...
    18.11.18
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Пути русского импрессионизма (часть I)

20.01.09

Русский импрессионизм

На изумрудно-зеленом фоне стилизованный герб Москвы - Георгий Победоносец пронзает змея - такой эмблемой в 1903 году на Рождество в Москве в Строгановском училище открылась первая выставка Союза русских художников. 

Автором эмблемы, как и названия объединения, стал М.А.Врубель. Уже в эмблеме подчеркивалась роль Москвы и тем самым  Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Вспоминая прожитые годы, С.А.Виноградов,  член-учредитель Союза русских художников,  напишет: "Много повидавши на свете, думается мне теперь, и верю я,  что Россия,  а особенно Москва, была в искусстве такова,  как когда-то Древние Афины».


Группа члнов СРХ. 1911.
Слева направо сидят: С.А.Виноградов,  В.В.Переплетчиков, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, К.А.Коровин, А.М.Васнецов, А.С.Степанов;
стоят:  С.В.Малютин, Л.В.Туржанский, Н.А.Клодт, Н.П.Крымов, В.П.Бычков, А.А.Ясинский, М.Х.Аладжалов

Действительно, облик выставок Союза русских художников - а в них участвовали художники разных творческих объединений - определяли работы москвичей - воспитанников МУЖВЗ,  преимущественно пейзажистов. За три десятилетия существования пейзажного класса в МУЖВЗ, с 1870 по 1900 год, преподаватели А.К.Саврасов (1870-1882), В.Д.Поленов (1882-1884), И.И.Левитан (1898-1900), сменяя друг друга, но сохраняя преемственность, создали новую школу живописи.

А.К.Саврасову удалось изменить укоренившееся мнение о пейзаже как о второстепенном жанре. На ученических выставках, регулярно проводимых в училище с 1873 года, произведения этого жанра постепенно начнут преобладать. Пройдет не так много лет, и природная среда займет ведущее место как в портретной, так и в жанровой живописи, наполняя произведение смысловым и эмоциональным подтекстом. Достаточно упомянуть знаменитые картины В.А.Серова — «Девочка с персиками» (1887) и  «Октябрь. Домотканово» (1895).

А.К.Саврасов, как родоначальник лирического пейзажа настроения, своим искусством открывал молодежи новые перспективы для творческих поисков. Он воспитывал в учениках трепетное и взволнованное чувство любви к природе, укреплял постоянное желание работать на натуре. Его наставление «изучать и, главное, чувствовать» многими было услышано и в дальнейшем привело к созданию замечательных и проникновенных полотен.

В.Д.Поленов пришел в училище с четко сложившимися педагогическими взглядами, в основе которых лежал метод П.П.Чистякова. Педагогическая система Чистякова в лице В.Д.Поленова, а затем В.А.Серова, приступившего к преподаванию в 1897 году, утвердилась в Москве. Широта творческого диапазона, всесторонние знания и эрудиция, а так же человеческие достоинства Поленова привлекли в его класс К.А.Коровина, И.И.Левитана, А.Е.Архипова, С.А.Виноградова, С.Ю.Жуковского, Л.О.Пастернака и многих других живописцев.

К.А.Коровин вспоминал: «Поленов заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи...говорил  о разнообразии красок». Поленов учил писать свободно и легко, заботиться о чистоте тона, обращаться к яркой палитре и сохранять красочность при работе на пленэре.

И.С.Остроухов верно отметил значение поленовского искусства, сказав, что он открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы  и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о котором он раньше и не помышлял». С именем Поленова следует связывать начало пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве, ярко обозначенной в творчестве живописцев,  впоследствии вошедших в Союз русских художников (СРХ).


 

 Архипов А.Е., "В комнатах. За работой", х.м., 106х86, 1926г.

Одаренные ученики Поленова, помимо  занятий в училище, имели возможность участвовать в рисовальных и акварельных вечерах, регулярно проводимых художником с 1884 по 1892 год на московской квартире.


Заслуга известного мастера состояла в том, что он закрепил за этюдом самостоятельное значение, предав ему большую ценность. В 1889 году   Поленов стал инициатором проведения первой выставки этюдов в Московском обществе любителей художеств, где, к большой радости педагога, его ученики привлекли серьезное внимание ценителей живописи.
                                           

                  

Жуковский С.Ю. "Пасхальный стол", х.м., 87,5х132,3, 1915г.

И.И.Левитан, преподававший в училище сравнительно недолго и не создавший своей педагогической системы, тем не менее много сделал для формирования московской школы живописи. Присутствие  в классе непревзойденного мастера живописи создавало особую творческую атмосферу,  в которую погружались молодые художники.

Неудивительно, что мастерская Левитана пользовалась большой популярностью и была многочисленна. От педагога ждали личных советов и наставлений, которыми, по свидетельству учеников, он делился с огромной радостью. Постепенно учащиеся класса Левитана уясняли, как правильно выбрать мотив, как отделять, частное от общего, как добиться, чтобы законченное произведение не потеряло эмоциональной силы и свежести восприятия, достигнутой в этюде.

Он развивал тонкое колористическое понимание природы, считая это качество важнейшим для живописца. Изумительная левитановская пепельно-серая гамма тонов будет варьироваться в произведениях его продолжателей - А.С.Степанова, М.Х.Аладжалова, П.И.Петровичева, С.Ю.Жуковского, А.Е.Архипова. Но, к сожалению, они не смогли перенять удивительную способность мастера, работающего в границах реалистической живописи, расширять смысловое поле своих пейзажей. Лишь в работах С.Ю.Жуковского можно иногда уловить утонченную вибрацию разных подтекстов.


 

Петровичев П.И., "Март", х.м., 70х78см., 1917-19гг.

Не менее важную роль в формировании новой школы сыграла преподавательская деятельность В.А.Серова и К.Д.Коровина.

Таким образом, к концу XIX - началу XX века в Москве появилась новая художественная школа из числа бывших воспитанников МУЖВЗ. Однако у молодых живописней возникало немало  проблем   в  вопросах  экспонирования  своих  произведений.   Выбор  был  небольшой.

К тому времени существовали Товарищество передвижников (ТПХВ) и Московское товарищество художников (МТХ), учрежденное в 1893 году. Далеко не всем художникам удавалось стать членами этих обществ. «Всему молодому, талантливому, - как тогда говорили, - деться некуда было».

Из писем Поленова можно узнать о той напряженной, а порой враждебной атмосфере, которая царила в жюри Совета передвижных выставок, когда решался вопрос об участии молодых художников. Тем более, что многие из них - С.В.Иванов, А.Г.Архипов, С.А.Виноградов - в раннем своем творчестве ориентировались как раз на передвижническую традицию.

Неудивительно, что мирискусники постоянно будут упрекать московских художников в их духовном родстве с передвижничеством. Подобная ситуация часто складывалась и на выставках МТХ. В 1896 году Е.Д.Поленова - один из инициаторов создания этого объединения - не согласившись с результатами баллотировки и выразив свой протест, покинула его.

Естественно, у талантливой молодежи возникала мысль о создании своего объединения. Была даже предпринята попытка уговорить В.Д.Поленова возглавить его. Но Поленов «по своей исключительной скромности, по чувству благородства и коллегиальной этике», не желая соперничать со своими товарищами-передвижниками, отказался от этого предложения.

В то время идея создания общества была отложена, поскольку в среде молодых живописцев лидера не оказалось. По справедливому замечанию М.В.Нестерова, «пока не явится творческая организаторская сила - все союзы будут иметь характер скучный, не живой».
      
Нечто похожее происходило и в Петербурге. С той лишь разницей, что молодые петербургские художники, не имея возможности и не желая выставлять свои произведения на академических и передвижных выставках, сумели объединиться вокруг домашнего кружка А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева. В конце века они создадут журнал «Мир искусства», а затем выставочное объединение этого журнала.

Под маркой журнала «Мир искусства» петербургские и московские художники с 1898 по 1903 год устраивали совместные выставки. Значительно позже И.Э.Грабарь, комментируя эти события, отметил, что молодые художники сходились «во имя общей тоски по художественной культуре... в знак общей ненависти к чудовищной пошлости петербургских выставочных группировок и презрения к упадочному искусству сильных некогда передвижников».

Из москвичей в выставках «Мира искусства» участвовали М.А.Врубель, В.А.Серов. М.В.Нестеров. А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, С.А.Виноградов, Н.В.Досекин,  Л.О. Пастернак, В.В.Переплетчиков, С.Ю.Жуковский". Они проходили исключи- тельно  в Петербурге. Лишь в 1902 году Дягилев организовал выставку журнала в Москве. Как писал Нестеров, «Дягилев и его друзья, главным образом Александр Бенуа, поставили себе целью так или иначе завербовать все, что было тогда молодого и свежего».

 

Туржанский Л.В. "Весенний вечер", к.м., 29х51 см., 1932г.

По легкой иронии, звучащей в словах Нестерова, не трудно догадаться, что отношения между двумя группами художников складывались не безоблачно. Москвичей многое приводило в недовольство; и менторский тон С.П.Дягилева, и его субъективная политика в отборе произведений: ведь далеко не все московские художники могли участвовать в выставках. Но главное - художественный облик этих выставок, «специфически петербургский и внешне красивый», был для многих москвичей малопривлекательным.

В конечном итоге живописцы московской группы решились на устройство своей выставки в Москве. Инициаторами идеи выступили С.А. Виноградов, Н.В.Досекин и В.В.Переплетчиков. Состоявшаяся 26 декабря 1901 года в залах Строгановского художественного училища под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны, выставка была организована без всякого жюри и по числу входящих в нее членов получила название "36-ти художников".

Из мирискусников в ней участвовали А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов. «Как весело, как радостно было делать нашу первую такую выставку, - вспоминал С.А.Виноградов, - как молодо и как верилось, что хорошо будет. И действительно, выставка получилась замечательная и родилась она, должно быть под какой-то счастливой звездой, успех превзошел все ожидания. И сразу она сделалась популярной и любимой в Москве».
      
Однако создание нового общества произошло только в канун художественного сезона 1902-1903 года. Тогда в Москве почти одновременно прошли вторая выставка "Зб-ти художников» и пятая, последняя, выставка журнала «Мир искусства». Несмотря на их успех, С.П.Дягилев принял решение о закрытии журнала и прекращении выставочной деятельности, что побудило москвичей задуматься о создании Союза русских художников.
      
В середине декабря 1903 года после продолжительных дебатов обеих сторон на учредительном собрании наконец был зачитан проект устава и утвержден список членов «Союза».
      
Согласно уставу, общество мыслилось как широкое творческое объединение современного по своим устремлениям искусства, где все пользовались одинаковыми правами, причем каждый член «Союза» имел право без жюри выставлять свои произведения в течение десяти лет со дня вступления. После чего это право должно быть возобновлено голосованием на общем собрании.
       
Первая выставка СРХ открылась в конце декабря 1903 года в Москве. Она была разнообразна по составу. Здесь нашли место все виды и жанры искусства: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство. Неповторимый ее облик создавали многочисленные пейзажи московских живописцев, исполненные, как правило, в импрессионистической манере. Петербуржцы экспонировали главным образом графические произведения. Из известных мастеров в ней участвовали В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.С.Остроухов. В сравнении с экспозиционным аскетизмом передвижных выставок «союзная» обращала внимание необычным, роскошным оформлением. Произведения размещались на стенах, изящно задрапированных тканями, залы украшали цветы и деревья.
      
Однако уже со второй выставки СРХ между художниками двух школ стали возникать прежние разногласия. Одной из главных причин вновь разгоревшегося спора стали разные представления о смысле красоты - понятии, занимавшем значительное место в культурном пространстве эпохи.
       
Молодые московские художники потребность к «отрадному» восприняли еще в годы учебы в МУЖВЗ, в классе В.Д.Поленова — «рыцаря красоты», как называли его современники. Он настраивал своих учеников искать красоту во всем, радостно относиться к жизни, даже к самым печальным ее проявлениям, а к искусству как к чуду, преображающему действительность.

В творчестве подобные замыслы выражались энергичной, пастозной манерой письма, использованием яркой и насыщенной палитры, активную роль при этом играло цветовое пятно. Действительно, воплотить идею позитивного отношения к жизни художники-реалисты могли главным образом посредством цвета, который помогал раскрыть и объективную красоту мира, и поэзию интимных переживаний.

Цвет вносил в произведение интонацию и ритм, стихию движения, что в конечном итоге приводило к новым композиционно-пространственным решениям. Полотна Коровина, Виноградова, Петровнчева переполняла поистине эпикурейская стихия чувств.

Петербуржцы прекрасное мыслили в ином. Их внимание было обращено в историческое прошлое Европы, в далекий 18 век, в век маркиз и королей. Красота воспринималась ими как утонченно-рафинированная, а порой болезненная мечта о былом, поэтому мир образов их произведений был во многом вымышленным.

В искусстве такие настроения воплощались изысканностью линий, изощренностью силуэта, сдержанной и благородной гаммой тонов. Отсутствие в творчестве москвичей духа аристократизма - для мирискусников синонима красоты - заставляло усиливать противостояние.
       
Однако нельзя не отметить, что пристрастие петербургских художников к западной культуре приводило порой к чисто российской идеализации. Так, в частности, случилось с идеей западного индивидуализма. В одной из статей С.П.Дягилева, где излагается эстетическая программа мирискусников, откровенно говорится, что явления жизни для них представляют интерес только тогда, когда они преломляются сквозь призму сознания гения и становятся фактом искусства. «Именно в этом отражении идей и явлений на натуру художника, подчеркивает он, - для нас состоит интерес художественного произведения».
      
Экстраполяция подобной мысли на собственное творчество провоцировала у художников петербургской группы, с одной стороны, фантастическую уверенность в своих силах, а с другой - снисходительный и высокомерный тон в адрес своих оппонентов, в числе которых очень скоро оказались московские художники - коллеги по «Союзу». Поэтому, несмотря на пожелания  М.В.Нестерова в момент образования СРХ, чтобы он оправдал свое название и «не тянул в смертельной тоске скучную лямку постылого сожительства», стабильность в «Союзе» не была достигнута, и в скором времени он распался на две части.
       
Уже с 1908 года петербуржцы добиваются, чтобы выставки в Петербурге и в Москве устраивались независимо друг от друга. Это означало, что обе группы по своему усмотрению могли приглашать любых художников в качестве экспонентов. На VII выставке в Петербурге в 1909 году состав участников увеличился в полтора раза (с 49 до 72 участников). Были приглашены М.Ф.Ларионов, П.В.Кузнецов, Г.Б.Якулов, К.С.Петров-Водкин и другие. В итоге «союзная» выставка потеряла характерный облик, больше соответствуя фрагментарному собранию различных выставочных объединений тех лет.
       
Настоящий инцидент произошел после того, как А.Н.Бенуа поместил в февральско-мартовских номерах газеты «Речь» за 1910 год четыре "Художественных письма", посвященных этой выставке. В них он впервые дал критическую оценку деятельности «Союза». Определив в качестве критерия художественную значимость произведения, он в достаточно резкой форме разделил художников на три группы: авангард, арьергард и балласт.
Естественно, в последние две попали исключительно московские живописцы, что не могло не вызвать у москвичей ответной реакции. Увидев в поступке Бенуа нарушение коллегиальной этики, они поспешили выразить свое недовольство в письменной форме. Результат превзошел ожидания. Почти вся петербургская группа во главе с А.Н.Бенуа, за исключением А.А.Рылова,  вышла из состава Союза русских художников. Из москвичей "Союз» покинули В.А.Серов и И.Э.Грабарь.

В октябре 1910 года петербургская группа учредила новое общество под старым названием «Мир искусства».
         
Анализируя события тех лет с позиции сегодняшнего дня, невольно приходится сожалеть о случившемся. Объемные экспозиции «союзных» выставок, до распада объединения вмещавшие наряду с эмоционально-приподнятыми полотнами москвичей в основном пейзажного характера, сдержанную графику и изысканные театрально-декорационные произведения мирискусников, не только дополняли друг друга и вносили разнообразие, но отражали широкую панораму художественного процесса, в который были вовлечены молодые силы. Стоит отметить, что творческие устремления москвичей главным образом были сосредоточены на разработке пленэрно-импрессионистической линии в искусстве, мирискусники в своих поисках приходили к символизму и модерну.

«Союз» после раскола, вопреки опасению многих, не прекратил существования. Он стал более сплоченным и, как признавали многие критики. стилистически однородным. В сюжетной проблематике по-прежнему главной была тема любви к России, ее природе, истории, традициям. В исторической живописи москвичей сказался глубокий интерес к патриархальному быту допетровской России. Как известно, мирискусников привлекала петровская Россия - эпоха энергичных преобразований и реформ.
       
Это естественное и искреннее чувство любви к России, лишенное пафоса и красноречия, трудно не заметить в стремительном вихре малявинских «баб», в скромных северных пейзажах А.Е.Архипова, в облике уютных старинных русских городов  В.В.Переплетчикова и К.Ф.Юона. Оно прочитывается в красочных исторических полотнах А.П.Рябушкина и С.В.Иванова, в тонкой усадебной лирике С.Ю.Жуковского и С.А.Виноградова, в портретах людей современной деревни С.В.Малютина. Произведения «союзников» наполнял радостный, оптимистичный и жизнеутверждающий тон.

 

Юон К.Ф."День благовещения", х.м., 73х101 см., 1922г.

И, несмотря на то что к моменту устройства VIII выставки Союз русских художников потерял почти половину своих членов: вышли из состава семнадцать человек петербургской группы, в 1910 году умерли С.В.Иванов и М.А.Врубель, - она имела грандиозный успех.
И.С.Остроухов с восторгом сообщает А.П.Боткиной: «Союз торжествует. И публика валом валит, и чуть не вся выставка распродана, и завтра новый ( ! ) вернисаж, с новой огромной картиной Малявина и вещами Головина».
        
Из старейших художников в выставке участвовали В.М.Васнецов и В.И.Суриков. Петербуржцы были представлены живописцами А.Я.Головиным, И.И.Бродским, А.И.Савиновым, М.Н.Яковлевым. В том же году «Союз» пополнился новыми членами. В его состав вошли Н.П.Ульянов. М.С.Сарьян, Н.П.Крымов, П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский, А.В.Средин, С.Н.Судьбинин, Д.С.Стеллецкий.
        
Последующие IX, X, XI выставки - подъем творческой деятельности «Союза». «Открытие выставки СРХ, - писал Б.В.Иогансон, - являлось большим московским праздником. Необыкновенно было интересно, с какими новыми вещами выступят Юон, Архипов, Малютин, Серов, Туржанский, Петровичев, Степанов и многие другие». В период с 1910 по 1914 год художники создают лучшие свои произведения. И.С.Остроухов, попечитель Третьяковской галереи, стремился посетить выставку непременно в первый день ее открытия и оставить за Галереей лучшие работы.

Собственно его стараниями коллекция П.М.Третьякова пополняется лучшими произведениями деятелей СРХ. С его рекомендации Совет галереи приобрел такие работы, как «Ярмарку» К.Ф.Юона, «Ночной пейзаж» К.А.Коровина, церковные интерьеры В.В.Петровичева, парижские пейзажи Н.А.Тархова, интерьеры А.В.Средина, деревянную скульптуру С.Т.Коненкова и другие произведения.
      
После раскола объединения, желая расширить границы тематического диапазона и одновременно усилить масштабность объединения, «союзники» приглашают к сотрудничеству представителей других выставочных объединении, преимущественно портретистов, - Г.М.Бобровского, Ю.И.Репина, Е.А.Киселеву. На VIII союзной выставке В.И.Суриков экспонирует знаменитый «Портрет доктора А.Д.Езерского» (1909), а на Х им была показана историческая картина «Посещение царевной женского монастыря» (1912). Дважды, в 1911 и 1912 году, залы «союзных» выставок украшали мозаичные панно Е.М.Татевосяна. Художница В.В.Вульф приглашалась к участию в выставках декоративными работами из тканей. Раздел скульптуры часто представляли Н.В.Крандиевская и В.П.Домогацкий, В.А.Ватагин и И.С.Ефимов.
      
Однако пройдет всего несколько лет, и о «Союзе» заговорят в прошедшем времени, хотя первые симптомы болезни появились уже в 1911 году. Именно в этом году «союзниками» был существенно изменен устав: ликвидирован пункт, в котором говорилось о праве каждого члена выставлять свои произведения на выставках объединения в течение десяти лет без жюри.

Это означало, что старые члены оставались пожизненно, а «Союз» превращался в организацию замкнутую, практически с постоянным составом. К тому же индивидуальный облик выставок постепенно стал размываться. Им подражали и передвижные, и выставки МТХ. «Союз живет за счет своей былой славы», писал в эти годы А.М.Эфрос.
       
Особенно это проявилось после разразившейся Первой мировой войны, а затем Февральских и Октябрьских революционных событий. Несмотря на ужас войны и катастрофические перемены, происшедшие в жизни и в сознании людей, связанные с революцией, произведения «союзников», за редким исключением, по-прежнему рассказывали зрителю об очаровании природы, о гармоничном мире человека, о безмятежной жизни.

«Революция, - писал С.М.Городецкий, - не наложила никакого отпечатка на их творчество.    
Ни про одну картину нельзя сказать, что она написана в наши годы. А между тем взгляд и духовный и физический на природу совершенно изменился под влиянием революции. Совсем иные гаммы волнуют нас, чем прежде, совсем по-иному мы видим контуры нового мира.    Угадать и почувствовать эти перемены - первая задача художника».
       
Замедленная реакция на события, пассивность в поисках новой темы, а точнее - нежелание расстаться с миром своих образов и идеалов,  кроме того, страшные годы гражданской войны и разрухи объясняют пятилетний перерыв, с 1917 по 1922 год, и выставочной деятельности «Союза», хотя художники и экспонировали свои произведения и на персональных, и на государственных выставках.

Показательно, как изменились тон и проблематика последних общих собраний СРХ. Раньше насущными были такие проблемы, как издание каталогов, проведение выставок и провинциальных городах, организация персональных выставок ушедших из жизни товарищей. Теперь на повестке дня вопрос: как выжить? На одном из последних общих собраний «Союза», состоявшемся 14 февраля 1922 года в Историческом музее, обсуждалось, принимать ли помощь и в каком качестве от американских художников.

Тогда же возникла мысль организовать выставку продажу картин русских художников в Америке. В 1924 году, как известно, идеей воспользовался Наркомпрос, взяв на себя ответственность в проведении этой акции. Кстати, многие художники, откликнувшиеся на нее, в частности В.Д.Поленов, так и не смогли получить денежных средств, а также вернуть своих картин, не нашедших покупателя на выставке. Эта история, до конца не раскрытая, остается на совести государства.
       
Волновал и другой вопрос: как помочь вдовам и сиротам художников, которых выселяли из дома имени П.М.Третьякова в Лаврушинском переулке, где они прежде жили? Они пытаются решить проблему, может быть не совсем актуальную в то время, но нацеленную на будущее,  сохранение за зданием исторической значимости. В постановлении записано: «Просить отдел охраны труда... принять все меры и возможности для сохранения этого дома, не нарушая его целей и задач, для которых он был создан».
       
В январе 1922 года, после гражданской войны, открылась XVI выставка СРХ. Желая обновить состав и, видимо, тем самым разнообразить тематику, «союзники» принимают в свои члены одиннадцать человек, среди них - Н.А.Андреев, В.Н.Домогацкий, Н.В.Крандиевская, О.С.Малютина, В.Н.Яковлев. Такого большого приема не было с 1910 года.
      
В декабре того же года традиционно они открывают XVII выставку, пригласив к участию молодых художников, в том числе А.С.Голубкину. Но как писала критика, пришедшим на выставку зрителям здесь было «все знакомо: имена, сюжеты, краски, приемы работ».
      
Сразу же после закрытия ХVП выставки члены-учредители Союза русских художников обсуждают планы устройства следующей, которая, согласно идее С.В.Малютина, должна была изменить свое содержание и состоять главным образом из графических произведений, а также эскизов и этюдов.
       
Эта XVIII по счету выставка с названием «Весенняя выставка Союза русских художников», открывшаяся 13 мая 1923 года, стала последней.

Дальше началась иная жизнь и иная история...


Статья приведена по изданию:  «Пути русского импрессионизма».  К 100-летию союза русских художников. ГТГ, Музей русского искусства в Миннеаполисе, США.     М., СканруС, 2003 год.











  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ!!! Режим работы с 21.11 по 16.12.2018 с 12:00 до 19:00, ВС, ПН - выходные дни.
    20 ноября, 13, 14, 15,16 декабря САЛОН НЕ РАБОТАЕТ!!!
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.