18.08.18
Sotheby’s отчитался по второму кварталу 2018 года
Недавно был опубликован отчет Sotheby’s за вторую четверть 2018 года — цифры не дают много поводов для оптимизма, особенно по сравнению с данными Christie's по первому полугодию...
17.08.18
Музейные тренды: куда Instagram заведёт искусство
Создатель галереи Fragment Сергей Гущин о радикальных изменениях музейных и кураторских стратегий в эпоху, когда селфи на фоне произведения искусства становятся главными смыслом и содержанием любой выставки...
16.08.18
Многогранный талант Ивана Билибина
16 августа 1876 года в семье военно-морского врача, потомка старинного рода, родился Иван Билибин, великий русский художник-иллюстратор, оперный оформитель, участник объединения «Мир искусства», имя которого для каждого человека связано с удивительными народными сказками и образами былинной Руси...


  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18
  • Онлайн-выставка Евгения Марышева «Монады» на сайте «Русского Портрета»
    Скульптор, живописец и график в одном лице — это Евгений Фёдорович Марышев. Он известен и в России и за рубежом, а его творчество — уникальное явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. На нашей выставке мы представляем лишь незначительную часть его многогранного наследия - малую серию «Монады», созданную в период с 1994 по1996 год...
    30.03.18
  • Открылась персональная выставка Александра Уткина
    Сегодня, 13 февраля 2018 года, в художественной галерее «Русский Портрет» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Александра Уткина. Приглашаем всех желающих. Со ВТ по ВС с 11:00 до20:00. Вход свободный. Справки по тел.: +7 (812) 272-59-31...
    13.02.18

Звезда по имени Шилов

07.10.07

 Даже далеким от искусства людям знакомо имя художника Александра Шилова. Его картины, и особенно портреты современников, с интересом рассматривают и домохозяйки, и ученые мужи, и дети. Если перейти на ставшие привычными термины массовой культуры, то Александр Шилов в современной российской живописи — звезда первой величины.



Жизнь известного человека постоянно является объектом внимания — иногда доброжелательного, иногда враждебно настроенного. Личная жизнь, семейные трагедии, судебные тяжбы, конфликты в профессиональной среде — все вынесено на обсуждение. Такова цена успеха и признания. Александр Шилов заплатил ее сполна и предпочитает говорить только о творчестве, справедливо, в общем-то, полагая, что за художника говорят его картины.

Однако и любопытство бывает как праздным, мелочным, так и искренним, вызванным стремлением узнать что-то новое об интересном человеке. Александр Максович Шилов как раз такой и есть. Первые сведения, мнения, сплетни (куда ж без них!), оценки и комментарии предоставил всезнающий Интернет.

Взгляд с пристрастием

Александр Шилов родился в 1943 году в Москве, в Лиховом переулке. Жили, как и все в военные и послевоенные годы, тяжело: трое детей, мать, воспитательница в детском саду, и бабушки, которые, чтобы помочь семье, устраивались то подсобными рабочими, то на ночные дежурства. С 15 лет Александр начал работать, был и лаборантом, и грузчиком, и одно время единственным его желанием было вдоволь выспаться.

Вспоминаются ему бетонный коридор на винном заводе и бесконечные ящики с бутылками. Уставал так, что пальцы не чувствовали карандаша. О том, чтобы стать художником, тогда и не думал, мучила другая мысль: неужели так всю жизнь придется грузчиком работать? Александр Максович хорошо помнит, как впервые вместе с мамой пришел в Третьяковскую галерею, увидел портреты Левицкого, Перова, Брюллова и пришел в восторг.

Показалось ему тогда, что в раму заключено живое существо. (А через годы один из посетителей выставки А. Шилова скажет, что «шиловских красавиц хочется выхватить из рамы и поцеловать».) С тех пор О. Кипренский, Д. Левицкий, К. Брюллов, А. Иванов, В. Перов, И. Левитан — его любимые художники и учителя в самом высоком смысле слова.

С 1957 по 1962 год он занимается в изостудии районного Дворца пионеров. Но в Московский государственный художественный институт имени В. Сурикова поступает только в 1968-м. Еще будучи студентом, Александр Шилов в 1971 году принимает участие в выставках молодых художников Москвы, с 1972-го — во всесоюзных выставках.

Карьера молодого живописца складывается весьма успешно, а восхождение к вершинам мастерства и общественного признания можно считать просто стремительным. В 1976 году он принят в члены Союза художников СССР, в 1977-м ему присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола, в 1980-м — звание заслуженного художника РСФСР, в 1981-м — народного художника РСФСР, а в 1985 году — народного художника СССР.

Выставки в СССР и за рубежом, творческие командировки делают Александра Шилова не просто известным, а узнаваемым и любимым художником. Пожалуй, и сам Шилов умело формирует свой имидж и выстраивает стратегию успеха. Его многочисленные автопортреты и фотографии являют нам облик импозантного богемного обитателя: правильные, мужественные черты лица, волнистые волосы, небрежно отброшенные со лба, чуть отрешенный взгляд, бархатные пиджаки-халаты на портерах или узорчатые жилетки с броскими галстуками на фотографиях, где рядом с ним знаменитые современники — политики, артисты, певцы, музыканты и композиторы, ученые, перечисление имен и званий которых заняло бы не одну страницу.

А вот критики-искусствоведы к художнику относятся, мягко говоря, с прохладцей, именуя «салонным портретистом», «придворным живописцем», «умелым продюсером, начавшим карьеру с написания портрета Брежнева с лампасами», «художником конфетных коробок». Но вопреки всем мнениям и оценкам «народ на Шилова идет» уже несколько десятилетий.

В 70—80-е годы прошлого века в Москве стояли многочасовые очереди на его вернисажи, настоящий триумф выпал на долю художника в Великобритании, Японии, Канаде, Франции, Испании, многих других странах, где проходили выставки и где часто удивлялись, как в эпоху процветания авангарда удалось выжить академической школе живописи. Александр Шилов ныне — живой классик советского и российского реализма, и отрицать наличие особого «шиловского стиля» не осмелится никто.

Удивительно, что с изменениями политических, экономических, культурных реалий Шилов не изменил себе. Еще удивительнее, что интерес к его творчеству не угас и у рядовых ценителей живописи, и у государственных мужей. В 2001 году ему присвоено звание академика Российской академии художеств, в 2002-м Александр Максович награжден почетными грамотами Государственной думы и правительства Москвы, в 2003-м — высшей наградой Республики Беларусь — орденом Франциска Скорины, в 2004-м — орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, в 2005-м — орденом Святого Александра Невского «За труды и Отечество» I степени, в 2006 году — орденом «За профессионализм и деловую репутацию» II степени. Это не полный список признания официального.

Не менее значимо то, что в феврале этого года галерея А. Шилова встретила миллионного (!) посетителя. История открытия галереи полна перипетий и до сих пор не утихающих споров.

В 1996 году А. М. Шилов передал в дар стране 355 лучших живописных и графических работ. В 1997 году в соответствии с постановлениями Государственной думы РФ и правительства Москвы создана Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова.

Для размещения коллекции мэр Москвы Ю. М. Лужков предоставил старинный особняк в историческом центре Москвы, рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е. Тюрина. В 2003 году построено новое здание. Сегодня в коллекции галереи уже около 800 авторских работ, открыто 18 экспозиционных залов.

— Галерея живет насыщенной жизнью, — рассказывает ее директор Анатолий Чистяков. — Проходят тематические и выездные выставки, одну из которых вы видите в Астане. Кроме того, проводятся ставшие уже традиционными субботние музыкальные вечера, множество экскурсий, благотворительных мероприятий.

Запомнилась экспозиция, посвященная юбилею Победы «Они сражались за Родину», где мы показали 34 работы мастера, написанные в разные годы, состоялись вечера для ветеранов и молодежи. Коллекция ежегодно пополняется, в этом году Александр Максович передаст в фонд галереи 17 работ, из них семь живописных.

Что еще удалось узнать? Шилов любит музыку Чайковского, старые переулки Москвы, антикварные магазины и огромные рынки, «страной души и сердца» называет Италию. Ему нравятся итальянские дети и старики и, как пишут, не нравится творчество Глазунова и Сафронова.

Впрочем, последние, наверное, Шилова тоже не жалуют, но это их внутрицеховые дела. А вот старики и дети — самые преданные поклонники живописи Шилова. В силу возраста те и другие не испорчены новомодными веяниями и интуитивно стремятся к тому, что хорошо и понятно нарисовано.

Странно было читать походя брошенные бездоказательные фразы о том, что «художник рисует неправильно», «примитивно», выдавая за высокое искусство то ли кич, то ли комикс. Серьезных обзоров творчества очень мало. (Часто «выпадала» ссылка на реферат под названием «Диалектика души художника А. М. Шилова и Л. Н. Толстого». Вот уж действительно, не было ни гроша, да вдруг алтын!) Зато в избытке информация об оптовой стоимости произведений в галерее или о том, как грабили дачу художника.

Вызывает уважение позиция Александра Шилова, который никому ничего не доказывает и твердо знает, что место художника — у мольберта. В отсутствии мастерства и поразительной работоспособности художника не упрекнешь. «Я работаю каждый божий день. Иначе я не вижу своего бытия», — признался в одном из интервью художник.

Увидеть Александра Шилова «лицом к лицу» удалось в Астане в Музее современного искусства в день открытия его персональной выставки.

Лицом к лицу

Пожалуй, все ждали более яркого и пышного появления Александра Максовича. Собравшиеся не разочаровались. Просто сразу стало понятно, как отличаются образ художника на портретах и фотографиях и Шилов у микрофона в центре зала, добросовестно отвечающий на вопросы. Не романтичен, не вальяжен, почти не франт, обходится без картинных поз и жестов.

Любопытствующий взгляд выхватывал разве что галстук-бабочку, небольшой перстенек (по сравнению с теми, что на картинах), да ручку, которую Александр Максович покручивал в руках. Обыкновенную, на первый взгляд, ручку народ подозревал в родстве с каким-нибудь «паркером», но спросить о такой нетворческой детали никто не посмел. А. Шилов был любезен, но немногословен, просил задавать конкретные вопросы и, в свою очередь, давал лаконичные ответы. Это был человек дела, относящийся к работе и трепетно, и ответственно.

Пришедшие на встречу с художником узнали, что из аэропорта ночью он поехал сразу в музей и сам занимался устройством экспозиции. С удивлением обнаружил в фонде свою раннюю работу «Земля наша» и пообещал собственноручно подреставрировать ее.

Шилов рисует только с натуры. Очень требователен к себе и тем, с кем работает. Для создания портрета требуется примерно 15 сеансов, по 3—4 часа каждый. Это тяжелое испытание для портретируемого — сидеть в костюме, макияже, не смея шевельнуться, потому как глаз Шилова — это глаз орла, и никакие вольности не допускаются.

«Модель» видит только готовую картину, и первый показ становится настоящей церемонией. У Шилова есть любимые лица, которые он пишет по нескольку раз. Например, скрипач Алик Якулов (один из его портретов был на выставке в Астане) — типаж колоритнейший, такой цыганский Паганини. А в залах его московской галереи звучит та же музыка, что и в мастерской — Вивальди, Моцарт, Бетховен, Верди.

У одного из самых известных художников России с 1992 по 2002 год не было выставок, сейчас ситуация меняется — прошли показы в Белграде, Саратове, Минске, Челябинске, ожидается вернисаж в Казани. Еще одним открытием стало, что картины А. Шилова находятся только в семи городах стран СНГ, причем две — в Казахстане.

У него есть соратники, помощники, но пока нет учеников. Хочется надеяться, что Александр Максович вернется к преподавательской деятельности и сумеет передать свое мастерство молодым. Кстати, слово «мастерство» звучало из уст художника чаще прочих.

На вопрос, является ли вдохновение его рабочим состоянием, он привел слова Репина: «Вдохновение — это награда за каторжный труд». Кроме того, надо быть готовым к его появлению, чтобы не дрогнула рука, чтобы хватило дыхания. Александр Шилов убежден: художник должен писать только то, что чувствует, и все время совершенствоваться, его формула творчества выглядит примерно так: мастерство + сердце + талант.

Современное искусство Александр Максович не признает, начиная примерно с импрессионистов. Перфоманс и инсталляцию считает шарлатанством, а все, где потеряна форма изображения, — попыткой обмануть зрителя. Настоящее искусство — вне времени, это классика, говорит художник. И подчеркивает, что это его точка зрения.

Добавляет, что каждый должен хоть немного рисовать, тогда человек легко разберется, где настоящее искусство, а где подделка. В другом стиле писать никогда не пробовал, так как убежден, что на «этот стиль (взмах руки в стороны своих картин) нельзя перейти, неожиданно проснувшись; отказаться от мастерства исполнения — одна секунда, а вот приобрести его — вся жизнь, и то мало будет».

Он действительно трудоголик, у него нет хобби, много сил и времени занимает работа в мастерской и в галерее. А вот на вопрос о том, как быстро он может написать картину, художник отвечать отказался: «Я не циркач, я работаю».

В адрес Александра Шилова было сказано много добрых, теплых слов восхищения и признательности за его творчество, за душевность и духовность его работ, прекрасных, величественных и очень близких, запоминающихся на долгие годы.

Да, и о звездах. Александр Максович как-то сказал, что он всегда верил в свою звезду. В 1992 году Международный астрономический союз в Нью-Йорке присвоил безымянной планете название «Шилов». - Наталья Курпякова, kazpravda.kz  











  • «РУССКИЙ ПОРТРЕТ» на Рылеева, 16:
    Адрес: Санкт-Петербург, улица Рылеева, 16. Телефон: (812) 272 5931; E-mail: rp2001@mail.ru

    Режим работы: ВТ- ВС: с 11:00 до 20:00, ПН - выходной.
    ВНИМАНИЕ! С 09.07 по 20.07.2017 с 12:00 до 19:00. ВС, ПН - выходные.
    подробнее

Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2018.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.