24.08.19
Лавиния Фонтана, эмансипированная художница Возрождения
24 августа 1552 года в Болонье родилась Лавиния Фонтана, видный представитель болонской школы живописи периода раннего барокко.Женщины той эпохи не допускались в классы Академии художеств, поэтому возможность получения художественного образования была только у женщин, родившихся в семьях художников...
22.08.19
Анри Картье-Брессон, мастер «решающего момента»
22 августа 1908 года на свет появился Анри Картье-Брессон, прославившийся как непревзойденный мастер репортажной съемки, идеолог «решающего момента» в фотографии, т.е. умения нажать на спуск камеры на пике эмоций, чтобы затем передать их зрителю через снимок...
22.08.19
Невероятная Лени Рифеншталь
22 августа 1902 года родилась Хелена Берта Амелия Рифеншталь, одарённость которой до сих пор продолжает поражать. За что бы она ни бралась в своей жизни — во всём добивалась головокружительных успехов. Но насколько успешна она была, настолько же поразительна её судьба, наполненная невероятными поворотами. Вот всего лишь несколько фактов из её биографии...


  • Авторские туры в Нормандию: Руан - город пламенеющей готики
    Побродить по старинным улочкам Руана, полюбоваться его уносящимися ввысь шпилями соборов, пропитаться духом времен, глядя на прекрасно сохранившиеся разноликие фахверки, мы сможем в нашем Авторском туре по Нормандии летом будущего года...
    25.08.19
  • Не пропустить рождественскую сказку в Эльзасе!
    Приглашаем вас побывать в Рождественской Сказке в Краю Рыцарей и Виноделов вместе с Инессой Платоновой и клубом «Авторские Туры» в декабре этого года. Рождественские ярмарки и распродажи, весёлые народные праздники и гулянья; знакомство с винодельческой и кулинарной традициями региона!..
    24.08.19
  • Авторский тур в Перу. Альтиплано. Высота 4910 метров над у.м.
    Вспомнился что-то наш героический переход в Андах по высокогорному альтиплано, обширному плато в Андах, испещрённому вулканами. Переход был осуществлён нашей группой в декабре 2016 года в авторском туре «Перу «Легенды Империи Инков». Тогда мы много повидали в путешествии, длящемся 23 дня...
    22.08.19

Плохое искусство как особый жанр

14.12.08

Плохое искусство

Разница между «примитивным искусством» и наивным творчеством сегодня понятна каждому. В первом случае это художественные поделки общества на инфантильной стадии развития.

Во втором — осознанная стратегия, применяемая обычно для дезертирства с поля общественных баталий, для мягкого уклонения от моральных, политических и эстетических догматов.

А вот другой редкий идеологический жанр contemporary art, который тоже связан с намеренно «неумелым» результатом — так называемое «плохое искусство», — российское культурное сознание пока не научилось распознавать.

При этом именно Россия дала миру образцовые примеры «плохого искусства». Действительно, у нас до сих пор считается, что художник не может специально изготовить неудачное произведение. Иное дело, если фиаско получилось нечаянно, времени не хватило или вдохновения, или пьян был как сапожник. Это понятно. Или просто бездарен человек, занимается не своим делом. Но в порядке вещей, считаем мы, художник, как и всякий ремесленник, генетически устремлен к изготовлению хорошего, доброкачественного продукта. Вот он и трудится до седьмого пота, вечно хлопочет на своей «кухне», чтобы вышли «вкусная живопись», чистое наслаждение для глаз и т. п.

Знакомая картина — вернисаж, публика, блудливо и по-гурмански причмокивая губами, смакует произведения как гастрономические блюда. Вот в такие моменты у художников возникает неодолимая тяга к «плохому искусству». Не у всяких. Интровертам наплевать, пускай как хотят, так и понимают. Но есть художники, наделенные общественным темпераментом. Для них культура измеряется уровнем не только смыслообразования, но и смыслораспространения. Им, чувствующим странную ответственность за зрителя, больше подходит сравнение не с кондитерами, а с проповедниками и терапевтами. Они ненавидят вкус, точнее, вызываемый вкусом простейший акт торопливой оценки работы по поверхности без проникновения в глубь послания. Но как отключить у зрителя вкусовые рефлексы? Сделать намеренно дурно! Да так, чтобы этих мудаков в вечерних туалетах густо стошнило бы на диваны, ковры и смокинги.

Внимание! Плохое искусство нельзя путать с «бедным искусством», устремленным к вершине Изящного. Духовный взлет достигается ничтожными средствами, рваными бумажками Бориса Турецкого, пылью Гутова, железками Затуловской. Формалитсты-тонкачи высшей пробы, они умеют выжимать душистые соки из самых незатейливых злаков. Адепт же «плохого искусства» сервирует испорченное пойло, отжатое из гнили.

Классический пример «плохого искусства» — персональная выставка Рене Магритта в Париже в 1948 году, объявившая новое направление — peinture vache, что по смыслу означает «скотская» или «свинская» живопись. Купальщицы в духе Матисса, проститутки в стиле Руо, монументальные натюрморты Дерена — узнаваемые высокие темы французов было поданы вульгарно, пестро и небрежно, как бы от лица неумелого последователя фовизма. Я видел эти картины — не будь на них подписи Магритта, их никто бы не стал выставлять. Это откровенный, доведенный до формулы, не облагороженный вкусом и не оттененный иронией и стебом наглый китч, который весь ХХ век распускался махровым цветом в мировом коммерческом искусстве. Это — Церетели в кубе.

Магритт лечил французов китчем, Булатов заставлял нас задыхаться и страдать, глядя на его знаменитую «советскую серию». В 1980-е годы идеологией «плохого искусства» окрашено творчество группы «Мухомор»; в 1990-е — радикальный акционизм Кулика, Бренера и Авдея Тер-Оганьяна. Наконец, именно «плохое искусство» определило характер и смысл выставки-инсталляции Ильи Кабакова «Альтернативная история искусства» в «Гараже». Со скрупулезностью Баха здесь были разыграны все вариации главной темы российского понимания искусства — коллизии модернизма и реализма, абстракции и фигуратива. Три жизни художника Кабакова и его двух альтер эго были потрачены на снятие этой чертовой оппозиции в финальном и радостном синтезе, где высшая гармония не противоречила бы точке зрения секретаря из МОСХа. Тщетно! Никакого значимого результате при огромности затраченных усилий. Полный провал. Даже не смешно. Тупиковый путь, Кабаков его проделал за тех, кто еще не родился, и за тех, кто еще не умер как художник в России.

Андрей Ерофеев

Источник: АртХроника

Примечание редакции: статья г. Ерофеева приведена лишь со справочной целью, а не из солидарности с позицией автора - профессиональной и гражданской. Интересно посмотреть, как умеет скандально-известный персонаж арт-шоу-бизнеса излагать мысли на бумаге и обосновывать свое кредо...










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.