16.06.19
Опубликован отчет о состоянии глобального арт-рынка
Швейцарский финансовый холдинг UBS опубликовал ежегодный отчет о состоянии глобального арт-рынка. Крупнейшим арт-рынком в мире остаются США, на них приходится 44% продаж в стоимостном выражении, на втором месте Великобритания — 21%, на третьем — Китай (19%).
15.06.19
Родился Митрофан Греков - летописец Красной конницы
Митрофан Борисович Греков Митрофан Мартыщенко (фамилию Греков он принял после окончания Академии художеств) родился 15 июня 1882 года в небогатой казачьей семье. Мальчик рано начал рисовать. Видя увлечение сына, отец выписал «Ниву». Пусть смотрит картинки, пытается срисовывать..
14.06.19
Альбер Марке - полюбившийся соцреалистам постимпрессионист с фовистским уклоном
Издание Buro 24/7 рассказывает о французском художнике Альбере Марке (1875—1947), объясняет, почему о нем стоит знать, а также делится занимательной историей про то, как Марке однажды приехал в СССР и что из этого вышло...


  • Приглашаем на персональную выставку Виктора Распопова
    В «Русском Портрете» открылась персональная выставка замечательного петербургского художника Виктора Распопова. Выставка проходит по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон: +7 (812) 272-59- 31. Ежедневно кроме ПН с 11:00 до 19:30. Ждём всех в гости!
    25.02.19
  • «Бабочки» в «Русском Портрете»!
    Совсем скоро в «Русском Портрете» запорхают бабочки! Приглашаем на презентацию новой коллекции замечательной русско-французской художницы Риты Ореховой «Бабочки (Les Papillons)»...
    24.10.18
  • «Лирика» в «Русском Портрете»
    Галерея «Русский Портрет» приглашает посетить персональную выставку замечательной петербургской художницы Веры Казаку «Лирика». На выставке представлено более 30 работ, выполненных в различных техниках: масло, акварель, пастель и др... С 11:00 до 19:30, кроме ПН. Телефон для справок: +7(812)272-59-31...
    30.05.18

Плохое искусство как особый жанр

14.12.08

Плохое искусство

Разница между «примитивным искусством» и наивным творчеством сегодня понятна каждому. В первом случае это художественные поделки общества на инфантильной стадии развития.

Во втором — осознанная стратегия, применяемая обычно для дезертирства с поля общественных баталий, для мягкого уклонения от моральных, политических и эстетических догматов.

А вот другой редкий идеологический жанр contemporary art, который тоже связан с намеренно «неумелым» результатом — так называемое «плохое искусство», — российское культурное сознание пока не научилось распознавать.

При этом именно Россия дала миру образцовые примеры «плохого искусства». Действительно, у нас до сих пор считается, что художник не может специально изготовить неудачное произведение. Иное дело, если фиаско получилось нечаянно, времени не хватило или вдохновения, или пьян был как сапожник. Это понятно. Или просто бездарен человек, занимается не своим делом. Но в порядке вещей, считаем мы, художник, как и всякий ремесленник, генетически устремлен к изготовлению хорошего, доброкачественного продукта. Вот он и трудится до седьмого пота, вечно хлопочет на своей «кухне», чтобы вышли «вкусная живопись», чистое наслаждение для глаз и т. п.

Знакомая картина — вернисаж, публика, блудливо и по-гурмански причмокивая губами, смакует произведения как гастрономические блюда. Вот в такие моменты у художников возникает неодолимая тяга к «плохому искусству». Не у всяких. Интровертам наплевать, пускай как хотят, так и понимают. Но есть художники, наделенные общественным темпераментом. Для них культура измеряется уровнем не только смыслообразования, но и смыслораспространения. Им, чувствующим странную ответственность за зрителя, больше подходит сравнение не с кондитерами, а с проповедниками и терапевтами. Они ненавидят вкус, точнее, вызываемый вкусом простейший акт торопливой оценки работы по поверхности без проникновения в глубь послания. Но как отключить у зрителя вкусовые рефлексы? Сделать намеренно дурно! Да так, чтобы этих мудаков в вечерних туалетах густо стошнило бы на диваны, ковры и смокинги.

Внимание! Плохое искусство нельзя путать с «бедным искусством», устремленным к вершине Изящного. Духовный взлет достигается ничтожными средствами, рваными бумажками Бориса Турецкого, пылью Гутова, железками Затуловской. Формалитсты-тонкачи высшей пробы, они умеют выжимать душистые соки из самых незатейливых злаков. Адепт же «плохого искусства» сервирует испорченное пойло, отжатое из гнили.

Классический пример «плохого искусства» — персональная выставка Рене Магритта в Париже в 1948 году, объявившая новое направление — peinture vache, что по смыслу означает «скотская» или «свинская» живопись. Купальщицы в духе Матисса, проститутки в стиле Руо, монументальные натюрморты Дерена — узнаваемые высокие темы французов было поданы вульгарно, пестро и небрежно, как бы от лица неумелого последователя фовизма. Я видел эти картины — не будь на них подписи Магритта, их никто бы не стал выставлять. Это откровенный, доведенный до формулы, не облагороженный вкусом и не оттененный иронией и стебом наглый китч, который весь ХХ век распускался махровым цветом в мировом коммерческом искусстве. Это — Церетели в кубе.

Магритт лечил французов китчем, Булатов заставлял нас задыхаться и страдать, глядя на его знаменитую «советскую серию». В 1980-е годы идеологией «плохого искусства» окрашено творчество группы «Мухомор»; в 1990-е — радикальный акционизм Кулика, Бренера и Авдея Тер-Оганьяна. Наконец, именно «плохое искусство» определило характер и смысл выставки-инсталляции Ильи Кабакова «Альтернативная история искусства» в «Гараже». Со скрупулезностью Баха здесь были разыграны все вариации главной темы российского понимания искусства — коллизии модернизма и реализма, абстракции и фигуратива. Три жизни художника Кабакова и его двух альтер эго были потрачены на снятие этой чертовой оппозиции в финальном и радостном синтезе, где высшая гармония не противоречила бы точке зрения секретаря из МОСХа. Тщетно! Никакого значимого результате при огромности затраченных усилий. Полный провал. Даже не смешно. Тупиковый путь, Кабаков его проделал за тех, кто еще не родился, и за тех, кто еще не умер как художник в России.

Андрей Ерофеев

Источник: АртХроника

Примечание редакции: статья г. Ерофеева приведена лишь со справочной целью, а не из солидарности с позицией автора - профессиональной и гражданской. Интересно посмотреть, как умеет скандально-известный персонаж арт-шоу-бизнеса излагать мысли на бумаге и обосновывать свое кредо...










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.