21.11.19
Рене Магритт и «Сын человеческий»
Одна из поздних работ Рене Магритта стала его самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет, она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и религиозные мотивы, и социальные шаблоны. Как все уместилось в изображении невыразительного клерка с яблоком вместо лица?
16.11.19
Картина Эда Рушея установила рекорд на Christie’s
Картина известного американского поп-художника Эда Рушея Hurting the Word Radio #2 (1964) продана за рекордные $52,5 млн на прошедшем неделю назад в Нью-Йорке аукционе современного и актуального искусства Christie’s...
12.11.19
«Дейнека/Самохвалов» и конкуренция российского искусства с африканским
Ректор Репинки Семен Михайловский в преддверии Санкт-Петербургского международного культурного форума, рассказывает об открывающейся на днях в петербургском Манеже выставке «Дейнека/Самохвалов» и о конкуренции российского искусства с африканским...


  • Боливия: вулкан Тунупа - горная доминанта боливийского Альтиплано
    Тунупа - это спящий вулкан на юго-западе Боливии. Он стоит на северной стороне Салар-де-Уюни и возвышается на 5321 м. над у.м., доминируя над боливийским Альтиплано. Мы побывали на нём в ходе авторского тура «ПЕРУ «Легенды Империи Инков» & БОЛИВИЯ «Между Небом и Землей, Зерцало Бога» в 2016 году...
    20.11.19
  • Санта-Маддалена - кусочек тирольской сказки
    В своём тирольском путешествии в октябре этого года (2019) мы побывали сразу в трёх Тиролях: баварском, австрийском и итальянском. Других тиролей пока не открыли. Сегодня мы расскажем о небольшом кусочке Итальянского Тироля - малюсеньком борго Санта-Маддалена...
    11.11.19
  • Туры в Патагонию. Малый заплыв через тихоокеанский фьорд
    Въехать на Карретеру Аустраль просто так, кавалерийским наскоком, ни у кого никогда не получалось. Чтобы попасть на эту знаменитую трассу из Пуэрто-Монт, а именно оттуда мы и начали свой маршрут по Патагонии в 2018 году, мы воспользовались связкой из двух паромов, соединяющих три участка Карретеры...
    29.10.19

Плохое искусство как особый жанр

14.12.08

Плохое искусство

Разница между «примитивным искусством» и наивным творчеством сегодня понятна каждому. В первом случае это художественные поделки общества на инфантильной стадии развития.

Во втором — осознанная стратегия, применяемая обычно для дезертирства с поля общественных баталий, для мягкого уклонения от моральных, политических и эстетических догматов.

А вот другой редкий идеологический жанр contemporary art, который тоже связан с намеренно «неумелым» результатом — так называемое «плохое искусство», — российское культурное сознание пока не научилось распознавать.

При этом именно Россия дала миру образцовые примеры «плохого искусства». Действительно, у нас до сих пор считается, что художник не может специально изготовить неудачное произведение. Иное дело, если фиаско получилось нечаянно, времени не хватило или вдохновения, или пьян был как сапожник. Это понятно. Или просто бездарен человек, занимается не своим делом. Но в порядке вещей, считаем мы, художник, как и всякий ремесленник, генетически устремлен к изготовлению хорошего, доброкачественного продукта. Вот он и трудится до седьмого пота, вечно хлопочет на своей «кухне», чтобы вышли «вкусная живопись», чистое наслаждение для глаз и т. п.

Знакомая картина — вернисаж, публика, блудливо и по-гурмански причмокивая губами, смакует произведения как гастрономические блюда. Вот в такие моменты у художников возникает неодолимая тяга к «плохому искусству». Не у всяких. Интровертам наплевать, пускай как хотят, так и понимают. Но есть художники, наделенные общественным темпераментом. Для них культура измеряется уровнем не только смыслообразования, но и смыслораспространения. Им, чувствующим странную ответственность за зрителя, больше подходит сравнение не с кондитерами, а с проповедниками и терапевтами. Они ненавидят вкус, точнее, вызываемый вкусом простейший акт торопливой оценки работы по поверхности без проникновения в глубь послания. Но как отключить у зрителя вкусовые рефлексы? Сделать намеренно дурно! Да так, чтобы этих мудаков в вечерних туалетах густо стошнило бы на диваны, ковры и смокинги.

Внимание! Плохое искусство нельзя путать с «бедным искусством», устремленным к вершине Изящного. Духовный взлет достигается ничтожными средствами, рваными бумажками Бориса Турецкого, пылью Гутова, железками Затуловской. Формалитсты-тонкачи высшей пробы, они умеют выжимать душистые соки из самых незатейливых злаков. Адепт же «плохого искусства» сервирует испорченное пойло, отжатое из гнили.

Классический пример «плохого искусства» — персональная выставка Рене Магритта в Париже в 1948 году, объявившая новое направление — peinture vache, что по смыслу означает «скотская» или «свинская» живопись. Купальщицы в духе Матисса, проститутки в стиле Руо, монументальные натюрморты Дерена — узнаваемые высокие темы французов было поданы вульгарно, пестро и небрежно, как бы от лица неумелого последователя фовизма. Я видел эти картины — не будь на них подписи Магритта, их никто бы не стал выставлять. Это откровенный, доведенный до формулы, не облагороженный вкусом и не оттененный иронией и стебом наглый китч, который весь ХХ век распускался махровым цветом в мировом коммерческом искусстве. Это — Церетели в кубе.

Магритт лечил французов китчем, Булатов заставлял нас задыхаться и страдать, глядя на его знаменитую «советскую серию». В 1980-е годы идеологией «плохого искусства» окрашено творчество группы «Мухомор»; в 1990-е — радикальный акционизм Кулика, Бренера и Авдея Тер-Оганьяна. Наконец, именно «плохое искусство» определило характер и смысл выставки-инсталляции Ильи Кабакова «Альтернативная история искусства» в «Гараже». Со скрупулезностью Баха здесь были разыграны все вариации главной темы российского понимания искусства — коллизии модернизма и реализма, абстракции и фигуратива. Три жизни художника Кабакова и его двух альтер эго были потрачены на снятие этой чертовой оппозиции в финальном и радостном синтезе, где высшая гармония не противоречила бы точке зрения секретаря из МОСХа. Тщетно! Никакого значимого результате при огромности затраченных усилий. Полный провал. Даже не смешно. Тупиковый путь, Кабаков его проделал за тех, кто еще не родился, и за тех, кто еще не умер как художник в России.

Андрей Ерофеев

Источник: АртХроника

Примечание редакции: статья г. Ерофеева приведена лишь со справочной целью, а не из солидарности с позицией автора - профессиональной и гражданской. Интересно посмотреть, как умеет скандально-известный персонаж арт-шоу-бизнеса излагать мысли на бумаге и обосновывать свое кредо...










Rambler's Top100

Copyrights © 2001-2019.«РУССКИЙ ПОРТРЕТ»  Все права защищены.